Отзывы о "Органные вечера в Кусково"

Оценка редакции
Фестиваль

В последние годы у нас стало традицией хотя бы один раз за лето съездить в Кусково, погулять по парку и обязательно посетить органный концерт.
Фестиваль "Органные вечера в Кусково" известная органистка Елена Привалова-Эпштейн придумала четырнадцать лет назад и с тех пор слушатели, регулярно посещающие эти концерты, убедились, что возможности "короля инструментов" поистине безграничны.
Ранее я была на концертах, где орган звучал как соло, так и совместно с другими инструментами или вокалом. Я слушала орган со струнными, с духовыми, с камерными оркестрами и оперными певцами. При этом диапазон авторов музыкальных произведений простирался от предшественников Баха до современных композиторов и это могла быть не только академическая музыка, но и фолк, и джаз.
На этот раз в танцевальной зале Кусковского дворца звуки органа и дудука подарили слушателям полтора часа гармонии и красоты. История дудука насчитывает более трех тысячелетий, орган бесспорно моложе, он словно пламя, рожденное от искры древнего дудука. Вырезанный из абрикосового дерева дудук, в руках Арутюна Хачатряна, буквально завораживал. Орган, управляемый Ксенией Свириденко, поражал мощью, силой и величием. Не только сочетание инструментов было неожиданным, исполнители представили нам нам музыку из самых знаменитых и зрелищных блокбастеров: Звездных войн, Игры престолов, Дюны, Властелина колец и многих других.
Множащийся в зеркальных отражениях барочный интерьер, волнующее переплетение прекрасных инструментов, космическая музыка знаменитых композиторов буквально завораживали слушателей, пришедших в этот вечер на концерт в Кусково. А за громадными окнами концертного зала жаркий летний день клонился к закату и полумрак аллей регулярного парка манил в свою прохладу.
Если вы еще не были на концертах фестиваля "Органные вечера в Кусково", то я вам почти завидую. Ведь знакомство с этим чудом вам еще предстоит.

Елена Елена 28 июня, 10:30

Концерт «Домра с органом» необычен тем, что это, на первый взгляд, два совершенно не стыкующихся друг с другом инструмента. Домра – русский, расцвет которого пришелся на времена Ивана Грозного. Орган же известен в своем нынешнем обличии примерно с VIII века, когда использовался в католических богослужениях, а в Византии считался церемониальным инструментом. Оттуда искусство строить органы постепенно было перенесено во Францию, Италию, Германию. К сожалению, произведений, где сочетаются домра и орган пока не написали, поэтому всё, что мы услышали, было переработано, но от этого звучало ничуть не хуже, чем оригинал.
Исполнительницей на органе была Евгения Кривицкая, на домре и мандолине Екатерина Мочалова. Произведения, как обычно, располагались в хронологическом порядке, начиная с Баха и Сабатини, где орган скорее дополнял звонкую домру.
Во времена Антонио Вивальди в образование девушек входила игра на мандолине, поэтому нам повезло услышать оригинальные Концерт ре мажор и Largo из Концерта № 2 соль минор «Лето». Это легкие мелодии, под которые хочется танцевать, тем более в бальном зале дворца Шереметьевых.
Екатерина Мочалова сотрудничает со многими современными композиторами. В 2020 году Александр Чайковский сочинял серенаду у себя на даче под пение соловья. Ему очень точно с помощью домры удалось передать момент, когда птица начинает свою трель.
Евгения Кривицкая сольно исполнила две пьесы Генделя для органа-часов. В XVIII веке были в моде инструменты, которые играли мелодии сами – шарманки, часы, механические пианино и музыкальные шкатулки.
Ближе к завершению концерта нас ждал сюрприз - Concerto grosso, где оба инструмента звучали полноценно, вступая в диалог друг с другом, сливались в идеальный дуэт. Это произведение тоже было изначально написано для оркестра, но солистки его исполнили так, что зал был просто в восторге. Я уверена, что это невероятное звучание со временем тоже станет классикой. Каково же было наше удивление, когда в зале оказался и автор - Эльмир Низамов, который сорвал овации.
Мы попали на премьеру концерта домры с органом, и, считаем, что нам очень повезло. Желаем и вам услышать это необычное сочетание. Хотя, я уверена, что, если вы выберете любой другой из «Органных вечеров в Кусково», вы не разочаруетесь. Главное, обратите внимание, вход во дворец со стороны сада.

Светлана 19 июня, 03:50

Усадьба Шереметевых в Кусково для меня стала местом романтики, радости и новых открытий в органной музыке.
Вечер 12 июня стал просто невероятным!
Фестиваль Органные вечера в Кусково представил вниманию публики произведения российских композиторов: Михаила Глинки, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова в исполнении лауреатов российских и международных конкурсов Айданы Карашевой (арфа), Юрия Таштамирова (саксофон), Игоря Гольденберга (орган).
Концерт проходил в Танцевальном зале Усадьбы, торжественность обстановки, зеркала и золото, хрусталь и мрамор, художественная роспись, создали неповторимую атмосферу вне времени...
Вальс Александра Грибоедова и Ната вальс Петра Чайковского в исполнении Айданы Карашевой на арфе стали жемчужинами концерта!
Для меня стало открытием, насколько выразительно и современно прозвучали композиции для арфы, саксофона и органа. Оригинальность программы в сочетании мелодичности трех инструментов - незабываемо!
На бис публика услышала джаз! Да, да, неожиданно и потрясающе!
Концерт прошел на высшем уровне, выражаю благодарность музыкантам и организаторам!
Парк Кусково летом - это ароматы свежести цветов, утонченные скульптуры, пение птиц, прозрачное небо, отражение облаков на глади пруда... А как восхитителен закат!

Мария 21 февраля, 10:09

Уже много лет подряд в танцевальной зале Дворца проходит летний фестиваль "Органные вечера в Кусково". Этот фестиваль придумала и организовала в 2010 году известная органистка Елена Привалова, с тех пор она является его бессменным художественным руководителем.
К своему стыду, я была уверена, что концерты проходят только в теплое время года, и была приятно удивлена, что в зимний период "Органные вечера в Кусково" из летнего Дворца переехали в Большую каменную оранжерею и стали "Органными концертами".
Они проходят по выходным в 15 часов.
В Оранжерее Кусково на концерте я была впервые и меня порадовала акустика.
Программы "Вечеров" очень разнообразны и всегда есть выбор. Иногда это просто органные программы, как та, что выбрала я (Ольга Персиц с программой "По следам Ганзы"), а есть концерты для органа и арфы, скрипки или виолончели.
Я бы советовала «Органные концерты» семьям с детьми, тк при относительно небольшой длительности в 75 минут нет ощущения затянутости, дети могут разглядывать потрясающие по красоте интерьеры и слушать волшебную музыку.
Ну и обязательная прогулка по усадьбе после концерта!

Елизавета Ефремова 12 сентября 2023, 03:35

Кусково абсолютно прекрасное место: здесь приятно гулять в любое время года и почти в любую погоду. Как хорошо не спеша пройтись по аллеям регулярного парка, находя в потайных уголках античные скульптуры, полюбоваться ухоженными цветниками, зайти в сказочный павильон Грот или в главную жемчужину комплекса дворец Шереметьевых. И конечно же послушать музыку. Ведь именно в танцевальной зале дворца, уже четырнадцатый сезон проходит летний фестиваль "Органные вечера в Кусково". Этот фестиваль придумала и организовала в 2010 году известная органистка Елена Привалова, с тех пор она является его бессменным художественным руководителем.
Я посещаю "Органные вечера в Кусково" уже несколько лет, но в этом году мне удалось попасть только на концерт-закрытие летнего сезона. И этот концерт оказался невероятно прекрасен. Даже просто сидеть в танцевальной зале Шереметьевского дворца, любуясь скульптурами и канделябрами, отражающимися в зеркалах, разглядывая живописные плафоны потолка, громадное счастье. Но когда начинает в этих стенах звучать прекрасная музыка, то удовольствие становится совершенно полным.
В этот вечер в Шереметьевском дворце звучали произведения Баха и Моцарта. Бах и орган - абсолютные синонимы, а Моцарт и музыка - одно целое.
Елена Привалова начала концерт с исполнения на органе Фантазии и фуги соль минор Иоганна Себастьяна Баха и продолжила его Церковной сонатой до мажор Вольфганга Амадея Моцарта. Всего Моцартом было создано 17 церковных сонат. Две из них прозвучали в этот вечер в исполнении Елены Приваловой и камерного оркестра Cantilena.
Камерным оркестром Cantilena, дирижировал Игорь Вербицкий. И снова звучала музыка Моцарта: Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор. Солировали Елена Фришман - скрипка, и Александра Тельманова - альт. Альт в восемнадцатом веке был "золушкой", но Моцарт любил играть на этом инструменте и подарил альтистам виртуозное и вместе с тем глубокое произведение. В Концертной симфонии между солирующими скрипкой и альтом царит абсолютное равенство.
Ярким финалом вечера и всего фестиваля стала космическая музыка Баха - Концерт № 5 для клавира и струнных фа минор, одно из лучших концертных сочинений мировой литературы, чудо формы и содержания. Солировала Елена Привалова.
После окончания концерта никто не торопился к автобусам и метро. Чудесный вечер продолжался: все разбрелись по аллеям Кусковского парка, любуясь первыми признаками осени. Медленно проехавшая мимо дворца карета, запряженная белой лошадью, как машина времени перенесла нас во времена Баха, Моцарта, Шереметьева. И казалось, что в глубине парка продолжает звучать прекрасная музыка, исполненная на органном фестивале в этот вечер.

Ия Ия 27 июня 2023, 12:52

В день летнего солнцестояния хорошо посещать парки,
а в качестве ритуала прослушать концерт, в том числе академической музыки.
Сначала пройти по свежеотремонтированной части парка Кусково к дворцу - ведь это приятно.
Да не сшибут нас самокатчики в этот прекрасный июньский вечер. Дворец блистает красотой по-прежнему, и концертный зал в нем радует не меньше.
Поджидающий многих слушателей сюрприз в смене программы нас не смущает. Исполнителя на японской флейте знаю давно, и японская классическая музыка, как известно, уж нам-то знакома и местами очень любима. Но для других такая внезапность не была приятной,
отмечу факт. А другим все равно, лишь бы им поиграли что-нибудь приятное и в меру академичное.
Хотя ведь одно дело – Сен-Санс и Бах, орган и белый рояль, и совсем-совсем другое – Сакамоти и Саваи. Буква «С» может их как-то объединить, но ни единый звук, о нет.
О программе.
Она была легкой и непритязательной максимально.
Исполнители: органистка Ирина Розанова – очаровательная блондинка в роскошном красном платье и сякухатист Павел Ио, живущий и в России, и в Японии, как он гордо отметил к финалу концерта.
Название «Музыка восходящего солнца» условно уже отослало нас к Японии, а пьеса Мияги Митио «Весеннее море», которую я знаю почти наизусть и когда-то играла на кото, открыла концерт. Должна сказать, партия органа - в данном случае - звучанию кото значительно уступает. Кроме того, весеннее название пьесы не подходит к сезону, лето и более того – солнцестояние - японцы, например, чувствительны к таким вещам, ну а мы с музыкантами нашими, видимо, нет. Еще в концерте нас порадовали несколькими пьесами Рюити Сакамото, который признавался, что, к сожалению, до И. С. Баха ему как от горы Фудзи до Полярной звезды, создавая превосходные и простые мелодии для кинофильмов. «Andata» - довольно беспомощный, но кавайный оммаж И.С. Баху, прозвучал у Ирины Розановой мило и аккуратно. Тогда как известная мелодия «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», которой органистка нечаянно поздравила нас всех с Новым годом, была как нельзя лучше к месту, поскольку такой уж сменно-заменный вечер и ничего не должно ни к чему подходить - ни залу, ни моменту.
Музыка, впрочем, Р. Сакамото, обаятельная и запоминающаяся. А что несерьезная, так зато дети в зале могли тут же припомнить, что у них каникулы, и нечего задумываться о смысле бытия, а гораздо лучше - о неактуальных временах года. Зима и Новый год- да, вот чему мы всегда будем рады даже летом.
Ближе к концу концерта прозвучали классные современные и любопытнейшие вещи – великолепный «Досэй» (Голос Земли) Хикару Саваи и (Непоколебимость) Итидзё Киная Сэйхо. Музыкальные редкости, было очень интересно познакомиться. Тогда как срединный мост концерта - «Диалог» Такаси Сакаи не убедил. Тем не менее, нахожу наш опыт вполне удачным. Органные вечера в Кусково порой несовершенны в деталях, но весьма пленительны в целом.

inessa 10 сентября 2022, 03:17

«Органные вечера в Кусково. Великолепие барокко»

И вновь один из наших любимых ежегодных летних проектов – «Органные вечера в Кусково» дарит возможность услышать старинную музыку в интерьерах дворянской усадьбы. Этот вечер был посвящен музыке эпохи барокко, а доминирующим композитором – Карл Филипп Эммануэль Бах, сын И.С.Баха. Кстати, интересно, что при жизни, в 18 веке, более популярным был именно Карл Эммануэль, а вовсе не его отец.

Ансамбль состоял из Фатимы Лафишевой (скрипка), Александры Обнорской (траверс-флейта), Александра Листратова (барочная виолончель) и, конечно, не могло обойтись без органа, за которым была Елена Агапова-Стрижакова. Меня, в свою очередь, очень заинтересовала барочная виолончель: она не ставится на пол, так как у нее отсутствует шпиль, а зажимается ногами.

Хочется отметить сбалансированность концерта: каждое сочинение Баха чередовалось с кратким рассказом и музыкой других композиторов: Марена Маре, Жана-Фери Ребеля, Жана-Луи и Жана-Пьера Дюпора. Мы услышали и композиции исключительно для органа (каждый раз вспоминаю, какой же все-таки сложный инструмент, на нем надо играть и руками, и ногами – множество педалей!), и дуэт скрипки и виолончели, и соло для флейты, и этюды для виолончели, и сочинения для всего ансамбля.

Больше всего, наверное, запомнились «Фантазия и фуга до минор для органа», я не профессионал, но показались очень сложными в исполнении, волшебное звучание этюдов для виолончели братьев Дюпор и завершающая «Трио-соната соль мажор» - за счет красивых переходов от аллегро к адажио и наоборот.
Замечательный проект, на который хочется возвращаться снова и снова, к тому же – концертов много и они самые разнообразные!

Елизавета Ефремова 30 августа 2022, 12:37

КОРИФЕИ ЭПОХИ БАРОККО в Кусково
У каждого, кто посещает концерты классической музыки, наверняка кроме любимых произведений, есть и инструменты-фавориты, а так же любимые сочетания инструментов.
Наконец и я определилась с инструментом, который особенно волнует душу и заставляет трепетать сердце. Произошло это на концерте фестиваля "Органные вечера в Кусково" "Корифеи эпохи барокко". И этот инструмент - гобой.
Фестиваль, основанный известной органисткой Еленой Приваловой, уже двенадцать лет собирает поклонников органа - "короля инструментов" в бальной зале Кусковского дворца. На концерты фестиваля "Органные вечера в Кусково" можно ходить бесконечно, каждый раз вам будет предложена оригинальная и очень интересная программа. Это могут быть концерты, где будет звучать только орган или орган в сочетании с самыми разными, порой неожиданными инструментами. Иногда орган полностью царит, покоряя зал мощным звучанием, а в следующий раз он может взять на себя скромную роль аккомпаниатора.
Именно в этом году я почувствовала как идеально сочетаются орган и гобой! А если к ним еще добавить сопрано или меццо-сопрано, то срабатывает загадочная химия и невероятно прекрасная музыка кажется спускается к нам непосредственно с небес.
В прошедшую субботу нас радовали своим мастерством Александр УДАЛЬЦОВ (орган), Иван ПАИСОВ (гобой) и Юлия МАКАРЬЯНЦ (меццо-сопрано).
Но для меня главным героем оказался гобой. Гобой, обладающий невероятной выразительностью и проникновенностью звука. Его звучание похоже на человеческий голос, а потому в дуэте с Юлией Макарьянц, гобой Ивана Паисова звучал особенно выразительно. И конечно виртуозный органист Александр Удальцов демонстрировал нам невероятные возможности своего инструмента.
В этот вечер мы услышали произведения признанных корифеев барокко: Баха, Свелинка, Букстехуде, Телемана и Генделя. А закончился концерт изящным романсом Скарлатти "Фиалки", написанным им голоса, гобоя и органа.
Никто, из пришедших в этот жаркий летний вечер в бальную залу дворца Кусково, не ушел с концерта разочарованным. Невероятно красивая музыка в прекрасном исполнении и в барочном интерьере не могла оставить равнодушными ни матерых поклонников классической музыки, ни случайно зашедших неофитов, решивших отдохнуть после прогулки по парку, радующему гуляющих разнообразием клумб, тенистыми аллеями и архитектурными изюминками.

yasurprise 28 июля 2022, 12:39

Обожаю Кусково. И так жаль, что оно далеко от меня находится. Иначе, наверное, каждые выходные сюда ходила. А пока уже не первый год обязательно летом посещаю концерты фестиваля «Органные вечера в Кусково». И совмещаю прогулку по парку с прослушиванием потрясающей музыки.
Бывшая подмосковная усадьба графов Шереметевых прекрасно расслабляет и настраивает на восприятие музыкальных шедевров. В этот раз даже сначала гуляла под дождем, а выглянувшее после него солнце только раскрасило дворец, скульптуры, старинные здания на территории Кусково и капельки на цветах и листьях растений. А какой свежестью наполнился воздух! Дальше ждала еще масса эмоций от концерта.
В этом году фестиваль во дворце Кусково проходит уже в двенадцатый раз. В Танцевальном зале дворца царит особая атмосфера, погружающая в в прошлое с его изысканными старинными интерьерами: расписным потолком, люстрами, скульптурами, позолотой, зеркалами. А еще у него прекрасная акустика, позволяющая насладиться качественным звуком органа. Это один из самых сложных музыкальных инструментов. Он, между прочим, собирается вручную из дорогих пород дерева и качественного металла.
В этот день мы слушали органистку из Санкт-Петербурга Марину Вяйзя. Она очень интересно составила программу. Сочинения Баха чередовались с музыкой композиторов-романтиков, причем за каждым произведением Иоганна Себастьяна Баха в определенном жанре следовал тот же жанр в интерпретации одного из композиторов 19 века: Иоганнеса Брамса, Феликса Мендельсона, Роберта Шумана и Ференца Листа. Это должно помочь слушателям с одной стороны почувствовать, как другая органная эпоха связана с Бахом, а с другой стороны оценить ту эволюцию, которую прошла органная музыка примерно за 120-150 лет. Интересно было наблюдать, как эта хрупкая девушка заполняет весь зал музыкой. В конечном же итоге получилось невообразимое наслаждение от звучащего органа.
Вообще же фестиваль «Органные вечера в Кусково», созданный известной органисткой Еленой Приваловой, остается одним из самых ярких музыкальных событий московского лета.

Елизавета Ефремова 27 июля 2022, 01:46

Орган и джаз в Кусково

Уже несколько сезонов в летние месяцы я хожу в Кусково на Органные вечера, и каждый раз я открываю для себя что-то новое. Конечно же я неоднократно слушала произведения Баха, написанные именно для органа и произведения Вивальди, для органа переложенные. Я слушала и произведения композиторов девятнадцатого века, и века двадцать первого.
Были концерты, на которых звучал только орган, и было множество концертов, на которых орган звучал в сочетании с другими музыкальными инструментами: скрипкой, виолончелью, флейтой, баяном и даже балалайкой.
Но, пожалуй, самый необычный концерт состоялся на прошлой неделе: исполняли произведения Джорджа Гершвина.
Я очень люблю джаз, и, конечно же, люблю Гершвина, а потому шла на этот концерт с некой опаской, но уходила оттуда в состоянии полного восторга.
Когда концерт начался с Симфонической сюиты из оперы "Порги и Бесс", переложенной для органа в 4 руки, я поначалу напряглась: непривычное звучание знакомой музыки в непривычной интерпретации несколько озадачило. Но Огранный Дуэт "ARTBENE" (Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко), проведя меня непростым путем от неприятия, через удивление, к пониманию, убедил, что джаз можно исполнять и на органе.
А когда к дуэту "ARTBENE" присоединилась джазовая певица Тампа Пулариани, то чувство восторга начало переполнять душу.
My man's gone now, I'Ve Got Rhythm, Summertime и Сlap yo' hands прозвучали до невозможности легко, и виртуозно, а исполненная в промежутке между вокальными номерами Рапсодия in blue, переложенная для органа и рояля, добавила еще нечто очень важное в мое понимание джазовой музыки.
Вот такой необычный органный концерт в прошедшую субботу нам подарил проект "Органные вечера в Кусково", двенадцать лет назад придуманный известной органисткой Еленой Приваловой.
Танцевальная зала дворца в Кусково была заполнена любителями органной музыки и джаза практически под завязку: аншлаг был абсолютный. Так что если вы соберетесь на очередные концерты проекта, покупайте билеты заранее.
И должна вам сказать, что джаз, звучащий в барочных интерьерах Кусковского Дворца, приобретает новые, необычные краски.

Мария 21 июля 2022, 11:50

Орган впервые зазвучал в усадьбе Кусково в 2010 году. Летний фестиваль «Органные вечера в Кусково» проходит в этом году в двенадцатый раз. В первых концертах принимали участие молодые органисты – студенты и выпускники консерватории и Академии Гнесиных, однако сейчас в Кусково выступают ведущие российские органисты, звезды оперной сцены, солисты-инструменталисты и ансамбли старинной музыки. Все это благодаря инициатору и бессменному художественному руководителю фестиваля - известной органистке и музыковеду Елене Приваловой.
На время фестиваля во Дворце усадьбы Кусково устанавливают современный цифровой орган Viscount. Инструменты этой итальянской марки изготавливаются вручную из дорогих пород дерева и максимально приближены по звучанию к своим прототипам — духовым органам. У органа множество приспособлений, позволяющих исполнителям настраивать звучание инструмента в соответствии со стилем исполняемой музыки. Тембровые настройки органа настолько индивидуальны, что слушатели едва ли могут узнать один и тот же инструмент в различных концертных программах.
Танцевальный зал Большого дворца идеально подходит для камерных музыкальных мероприятий благодаря особым акустическим условиям. Создается ощущение путешествия во времени- огромные окна, хрустальные вазы, золотая лепнина, вензеля и таинственный полумрак.
По традиции основу фестивального репертуара составляют сочинения западноевропейских композиторов эпохи барокко: Баха, Мендельсона, Брамса.
Для меня органная музыка ассоциируется прежде всего с И.С. Бахом. Он абсолютный гений этого сложного музыкального инструмента, именно поэтому я выбрала программу Марины Вяйзя, посвященную этому великому композитору. Могу смело сказать, что я не разочаровалась. Музыкальные произведения подобраны очень грамотно, нет ощущения "тяжеловесности" музыки, мажорные тональности сменяются минорными.
Хотелось бы отметить чудесную даму-конферансье, которая очень интересно рассказывала о произведениях, звучащих во время концерта.
Ну и советую всем приезжать заранее, так будет возможность погулять по усадьбе рода Шереметьевых, которой уже более 300 лет, но она все также радует взор прекрасными памятниками архитектуры, тенистыми аллеями и великолепным садом.

Елена См. 24 сентября 2021, 09:04

«Я отношусь к своему проекту как к главному своему детищу. И мне кажется, именно благодаря этому отношению мой фестиваль выделяется на фоне других проектов. В нем есть душа», - сказала в одном из интервью инициатор и бессменный художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково» известная органистка и музыковед Елена Привалова.
Орган, «король музыкальных инструментов», впервые зазвучал в усадьбе Кусково в 2010 году. В первых концертах приняли участие молодые органисты – студенты и недавние выпускники консерватории и Академии Гнесиных. Однако, очень скоро он превратился в один из ведущих летних музыкальных форумов в столице. И теперь в Кусково выступают ведущие российские органисты, звезды оперной сцены, солисты-инструменталисты и ансамбли старинной музыки.
Но, как и следует из названия фестиваля, центральное место во всех его программах занимает именно «король инструментов».
18 сентября на закрытии 11-го сезона фестиваля Елена Привалова дала концерт презентацию диска «И.С.Бах. Все органные токкаты».
Впервые она исполнила все органные токкаты Баха в Домском соборе и грандиозность звучания органа сподвигла ее сделать запись именно с этой программой на органе, который уже более века является меккой для всех органистов.
В альбоме записаны все органные токкаты и фуги Иоганна Себастьяна Баха.
Далее цитирую Елену:
«В музыке для органа баховский гений проявил с себя с невиданной мощью, а искусство органной импровизации явилось подлинной основой его композиторского мастерства. Именно в органной токкате, написанной в импровизационной форме, Бах мог выплеснуть все свои мысли и чувства в открытой эмоциональной форме. Токката будто бросает вызов упорядоченному бюргерскому укладу жизни, где все подчинено четким правилам, как в фуге. Предваряя фугу, токката художественно оттеняет ее рационализм».
Я очень благодарна Елене Приваловой за этот фестиваль, за возможность соприкоснуться с творениями великих композиторов и услышать интересные рассказы о них самих и об истории создания того или иного произведения.
Уже сама дорога на фестиваль настраивает тебя на праздничный лад. Ты заходишь в красивую усадьбу, идешь по ее дорожкам к Дворцу и попадаешь в его роскошный Танцевальный зал, в полумраке которого и вершится это таинство… Каждый раз аж дух захватывает!
А еще – очень интересно наблюдать, как из-под хрупких рук и ног (да,да – у органа полноценная ножная клавиатура) органисток, а я видела только их выступления, вылетают такие божественные звуки!!!
День закрытия фестиваля выдался хотя и солнечным, но довольно-таки прохладным и зрители сидели в зале в теплой верхней одежде и головных уборах. И лишь Елена Привалова была в легком красивом платье, так гармонирующем со стенами Танцевального зала. Я не удержалась и после концерта, который длился без перерыва полтора часа, спросила, не замерзла ли она. Ну, конечно же – нет, ведь не зря вслед за органисткой Евгенией Лисицыной, Елена утверждает, что «когда играешь на органе, у тебя вырастают крылья!»
P.S. После концерта все желающие смогли приобрести диск, а также получить автограф и улыбку Елены Приваловой.

inessa 24 августа 2021, 12:12

«Органные вечера в Кусково. В поисках Орфея: жемчужины итальянского и французского барокко»

Традиционный летний фестиваль «Органные вечера в Кусково», который проходит сейчас, в августе, подарил возможность насладиться прекрасной программой – итальянской и французской барочной музыкой. Без сомнения, Большой дворец в Кусково, построенный хотя и в стиле классицизма в XVIII веке, через столетие после расцвета стиля «барокко», все равно является шикарной площадкой для проведения исторических музыкальных вечеров – в обычном концертном зале, конечно, была бы совсем другая атмосфера.

Барочная музыка для меня – это волшебные переливы струнных с добавлением великолепного органа, которые переносят в эпоху Людовика XIV. Кстати, тему вечера нельзя было придумать лучше – она была основана на мифе об Орфее, который зачаровывал своей музыкой всех, кто его слышал. Так же зачаровывали и участники концерта: сопрано Алиса Тен, и музыканты - Сергей Полтавский (виоль д'амур), Руст Позюмский (виола да гамба) и Анна Орлова (орган). Кстати, виоль д'амур и виола да гамба давно сменились знакомыми нам альтом и виолончелью, а исторические инструменты можно послушать только вот на таких концертах!

Состав программы отличался удивительным разнообразием: фрагменты из оперы Клаудио Монтеверди «Орфей», с которой, по сути, началась вся история европейской оперы и счастливая жизнь мифа об Орфее в музыке. Также, были исполнены пара сонат для виол (и органа) – Бьяджо Марини и Алессандро Страделла – у последнего, кстати, на редкость впечатляющая история жизни, по мотивам которой даже написаны несколько опер! Также, хрестоматийная фантазия Яна Свелинка, соло сюита для виолы да гамба Жана де Сент-Коломба и (внимание!), прелюдия и фуга до минор авторства И.С.Баха. Да-да, у него тоже были эксперименты в барочном стиле :)

Наконец, невозможно не упомянуть три арии авторства выдающегося органиста начала XVIII века Жана-Батиста Буссе - «J'aime à revoir», «Pourquoi doux rossignol», «O toi qui présidés» и редчайшую возможность познакомиться с кантатой «Орфей» Луи-Николя Клерамбо – придворного музыканта Людовика XIV. «Орфей» справедливо считается одним из лучших его творений. На французских ариях я совсем оживилась :) Только, если бы соблюдалось грассирование, было бы совсем хорошо ;)

Елизавета Ефремова 23 августа 2021, 03:07

Уже несколько лет я с удовольствием хожу на концерты летнего музыкального фестиваля "Органные вечера в Кусково". Можно прийти на любой концерт фестиваля, и вас всегда будет ждать прекрасная музыка в виртуозном исполнении выдающихся музыкантов. Мало того, что все концерты отличаются интересной и тщательно подобранной программой, но и проходят они в поистине волшебном месте: в танцевальном зале дворца Кусково.
В это бывшее имение графов Шереметевых приятно приходить в любую погоду. Этим летом мне здесь достались и затяжной дождь, и невероятная жара, а в последний раз страшная гроза пугала раскатами грома и ливнем. Но как только я попадала в прекрасный парк, дождь прекращался, а жара отступала. Зелень смягчала зной, а омытые дождем дорожки так и манили в лабиринты парка. Даже оказалось, что чем хуже погода, тем больше мне здесь нравится. После грозы в парке не было ни души и он весь без остатка принадлежал только мне. Но настоящих меломанов какая-то гроза не напугает и постепенно зал заполнился и начался концерт.
Какой же органный концерт может обойтись без произведений Баха. Вот и этот начался с пьесы для органа Иоганна Себастьяна "Пассакалия и фуга до минор" в исполнении Елены Стрижаковой - органистки церкви святого Людовика в Москве.
Эта пьеса предположительно написана в начале карьеры композитора, и является одним из его самых важных и известных произведений, оказавшим громадное влияние на пассакалии 19 и 20 веков. Роберт Шуман писал про это произведение, что вариации "переплетены так изобретательно, что невозможно перестать удивляться".
Затем Солистка барочной капеллы «Золотой век» Фатима Лафишева (барочная скрипка) исполнила сонату Баха для скрипки и basso continuo до минор. Соната BWV 1024 до-минор малоизвестна. Рукопись не имеет имени автора, а потому существовали сомнения в авторстве Баха, но сейчас авторство трёх частей подтверждено. Драматический характер музыки, её искренность и открытость в сочетании с высоким барочным стилем не могла оставить слушателей равнодушными.
Изысканную программу продолжили произведения французских композиторов эпохи барокко - Луи Маршана и Жана-Мари Леклера.
Луи Маршан и Иоганн Себастьян Бах в одном концерте появились не случайно, их несостоявшаяся музыкальная дуэль подогревает интерес к творчеству композиторов.
Концерты "Органных вечеров" нравятся мне еще тем, что музыканты не только радуют нас исполнением прекрасной музыки, но и делятся своими знаниями. Тактично и ёмко нам рассказывают о биографиях композиторов, об исполняемых произведениях. Здесь понимают, что в зале могут оказаться не только записные меломаны, но и неофиты решившие просто переждать дождик под крышей и, возможно, благодаря такой дружественной атмосфере, им захочется еще не раз вернуться в этот зал.
Заканчивался концерт, как и начинался, произведениями Иоганна Себастьяна Баха. Елена Стрижакова и Фатима Лафишева исполнили Фантазию и фугу до минор, и Сонату для скрипки и клавира до минор.
Когда закончился концерт, солнце уже село, в парке включили подсветку и казалось что мы выходим в город из волшебных садов, давно знакомых нам по снам и сказкам.

Людмила Людмила 7 августа 2021, 11:16

В прошлые веходные впервые была в Кусково. Даже не знаю, как так получилось, что была впервые, потому что усадьбы я люблю. Но казалось: ну, усадьба, ну, что такого! А оказалось, то она прекрасна! Прекрасный регулярный сад с цветами, скульптурами, Дворцом и оранжеренями. Не понимаю, как пропустила.

Но еще прекраснее, что прогулку можно завершить концертом. Орган я люблю, какое-то время ходила регулярно. Но в основном это были концерты в концертных залах. И орган там - это серьезная музыка, взывающая к неменее серьезным раздутьям.

Орган же в Кусково - это легкая, приятная музыка, настраивающая на приятные думы, заставляющая наслаждаться теплом, солнцем и прекрасным видом за окном (а в Кусково во время концерта есть вид за окном).

Концерт был И.С. Баха "Органная книжечка", играл Александр Князев (31 июля 2021, по программе должно было быть совсем другое, но было изменение в программе). Крайне необычное для меня произведение Баха. Но, судя по другим отзывам и по афише, в Кусково часто играют мало известные и более легкие произведения для органа. И это прям прекрасно, а то до этого в концертных залах мне попадалось примерно одно и то же. Прям круто услышать что-то неизъезженное. Короче, для меня прям открытие и Кусково само, и его органные вечера!

Анастасия 1 августа 2021, 12:23

Каждое лето я стараюсь выбраться на Органные вечера в Кусково, рада, что удалось побывать на музыкальном вечере и в этом году, не смотря на ограничения и уменьшение количества слушателей. Не устаю благодарить Елену Привалову за то, что продолжает проводить данный фестиваль, приглашать лучших из лучших, создавать потрясающую атмосферу. Конечно же, благодарность и музею-усадьбе Кусково, которые вновь гостеприимно распахивают двери одного из залов дворца. Приятно вечером погулять по парку, затем насладиться акустикой в великолепных интерьерах.
В этом году мой выбор пал на концерт "Бах и ученики", в исполнении солистов барочной капеллы "Золотой век" Алексея Шевченко (орган) и Александра Листратова (виолончель). Замечательный и давно слаженный дуэт. В очередной раз понравилось, что в программе предусмотрены и еще небольшие вставки по теме вечера, очень интересно узнать что-то новое о жизни и творчестве композиторов.

inessa 8 сентября 2019, 12:53

Ранее я уже писала об одном из вечеров в рамках Х фестиваля «Органные вечера в Кусково», и об его организаторе – замечательной органистке Елене Приваловой-Эпштейн. В прошлый раз мне так понравилось, что мы решили сходить еще и на закрытие фестиваля.

В этот вечер Елене Приваловой-Эпштейн помогали Роман Минц (скрипка) и Евгений Брахман (фортепиано). А программа негласно называлась «Забытые романтики» - композиторы, о которых мы сейчас вспоминаем незаслуженно мало по сравнению с великим Бахом, например.

Как обычно, сложно сказать, какое из прозвучавших произведений понравилось больше: и торжественное звучание органа, и орган и скрипка в дуэте, и трио скрипка-фортепиано-орган были прекрасны. Интересно, что многие произведения были написаны для фисгармонии, а переложения для органа были сделаны много позже.

Как и в прошлый раз, Елена Привалова-Эпштейн в промежутках между композициями рассказывала много интересных фактов об их создателях. А еще поразило, насколько все же музыка не имеет возраста. В середине концерта прозвучала «Элегия для скрипки и органа» А. Курбатова, который даже находился в зале. И, если бы об этом не было объявлено, сложно было бы подумать, что ее написал наш современник.

Единственное, чего не хватило – хотелось бы более торжественного финала для фестиваля, в тот вечер совсем не чувствовалось, что это именно закрытие, а не рядовой концерт. Но это все мелочи,
а мы с надеждой ждем новых встреч на фестивале в следующем году :)

Елизавета Ефремова 26 августа 2019, 04:35

Кусково волшебное место, здесь прекрасно всегда: и в июне, когда цветут пионы и осенью, когда желтизной полыхает парк, и зимой, когда ослепительно белый снег так вкусно хрустит под ногами. Я бывала здесь много раз, но вечером рабочего дня оказалась впервые. И для этого времени у Кусково припасены особенные сюрпризы. Обычно многолюдная территория парка к вечеру пустеет и безлюдные дорожки вызывают романтические чувства – так и кажется, что сейчас за поворотом мы встретим Прасковью Жемчугову, а в концертной зале зазвучит ее легендарный голос. Музыка в старинной усадьбе царит и сейчас - музыкальные традиции Кусково возродились и поддерживаются благодаря «Органным вечерам» придуманным десять лет назад известной органисткой и бессменным художественным руководителем этого фестиваля, Еленой Приваловой-Эпштейн. Все лето в Кусково можно наслаждаться прекрасной музыкой в исполнении талантливых музыкантов. Сейчас, пока Большой дворец закрыт на реставрацию, концерты проходят в Большой каменной оранжерее, где располагается портретная галерея, основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым. Здесь установлен современный цифровой орган Viscount, по звучанию максимально приближенный к своим прототипам – духовым органам. Этот инструмент обладает очень богатыми возможностями и индивидуальными тембровыми настройками. На прошедшем концерте нам посчастливилось услышать солистку Латвийского и Литовского оперных театров Анастасию Лебедянцеву, обладательницу прекрасного, глубокого меццо-сопрано. В ее исполнении прозвучали шедевры вокальной музыки эпохи барокко, а также известные арии русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Органом управляла российская органистка, клавесинистка, и пианистка лауреат международных конкурсов Олеся Кравченко. Даже не верилось, что руки этой миниатюрной исполнительницы вызывали столь мощные звуки и заставляли полностью подчинить себе такой непростой инструмент, как орган. Олеся Кравченко исполнила не только традиционные произведения, специально написанные для органа, но и переложения произведений, первоначально предназначенных для оркестра. Такие переложения дают возможность понять, что возможности органа настолько обширны, что он один вполне может заменить собою целый симфонический оркестр. Например была исполнена увертюра к опере Михаила Ивановича Глинки "Руслан и Людмила" в транскрипции для органа Анастасии Черток. Органные вечера в Кусково интересны еще и тем, что несут в себе не только художественную, но и просветительскую функцию – исполнение каждого произведения предваряется кратким рассказом об авторе, о его судьбе и творчестве, проводятся параллели между композиторами, которые может быть никогда и не встречались, но творили в одно и то же время. Флёр восемнадцатого века витал над нами и после окончания этого изумительного концерта, когда мы неспеша шли к выходу по темным аллеям старинного парка.

alex-ju 26 августа 2019, 06:59

Жадно хватаю последние дни лета, пока есть возможность выбираться на мероприятия и концерты. На сей раз был орган. И барочная скрипка. В настоящей исторической усадьбе, в рамках фестиваля Органные вечера в Кусково
Слушали произведения Бахов. Отца и сына. Иоганна Себастьяна и Карла Филиппа Эммануила. И если отец - личность весьма известная, то сын нынче не так что бы очень. Хотя при их жизни было все наоборот. Захотелось попасть именно на этот концерт - сравнить двух гениев.
Исполнение - Елена Стрижакова (орган) и Фатима Лафишева (скрипка).
Ушла в том же убеждении, что и пришла. Старший Бах мне ближе, особенно когда его музыка звучит в храмах. Младший просто другой. В чем-то более тонкий, изысканный и эмоциональный, но... не мое. И столь очевидным это стало именно в сравнении.
Как же самозабвенно играла Фатима, передавая свою энергетику зрителям! Ее лицо и фигура несли неимоверное количество эмоций.
В общем, рада, что выбралась. Тем более, концерт проходил в окружении картин. С удовольствием разглядывала их в промежутках между музыкальными композициями. Обнаружила несколько ранее незамечаемых деталей и сходств.
Есть некоторые особенности концертов в исторической усадьбе, которые стоит учитывать если соберетесь выбраться на Органные вечера в Кусково:
- Кусково удалено от метро, и транспорт ходит не так что бы очень часто. В идеале ехать на машине (парковка есть бесплатная) или на такси. Плюс от входа в парк нужно еще дойти до концертного зала - закладывайте времени побольше, тем более, что прогуляться по Кусково - отдельное удовольствие. Зал небольшой и любое опоздание ну очень заметно окружающим и помешает музыкантам.
- пускать в помещение начинают за 10 минут до начала мероприятия, ждать придется на улице. Так что учитывайте погодные условия, одевайтесь потеплее. В дождь организаторы обещают сделать исключение и начать пускать пораньше.
- сейчас в связи с ремонтом главной усадьбы концерты проводятся в Большой каменной оранжерее. Тут нет туалета. Но есть на территории, перед концертом он еще работает. После - увы - рабочего не нашли.

Татьяна 20 августа 2019, 02:15

Фестиваль "Органные вечера в Кусково" Концерт 14 августа. Орган и скрипка.
Фестиваль длится с 25 мая, я очень хотела пойти, но смущала удалённость от центра Москвы. Однако орган и историчность места - очень привлекательно!! Героями вечера были Тигран Майтесян (скрипка) и Елена Привалова-Эпштейн (орган). Само по себе шикарное сочетание - орган и скрипка. Звучали они и вместе, и поврозь :-))). Вивальди, Паганини, Мендельсон, Брамс.
Елена Привалова-Эпштейн предваряла каждую композицию небольшим вводным словом о композиторах, об истории создания произведения. Мало того делала она это весьма артистично, я даже подумала, что тут ещё и ведущая концерта будет, и была поражена, когда "ведущая" прошла за орган и начала играть :-)))).
Тигран Майтесян исполнял и собственные сочинения.
В этом году я побывала в Армении, и, наверное, впервые узнала о Комитасе.
А одно из произведений Майтесяна - это вариации на тему из сочинения Комитаса, если я правильно поняла.
Усадьба Кусково само по себе красивое место - приятно и прогуляться по парку. Правда в настоящее время в Большом дворце ведутся ремонтные работы, поэтому в полной мере красотой насладиться не получится, но парк прекрасен, как и другие здания усадьбы, в том числе и Большая каменная оранжерея, где проходил концерт.

gr28081959 18 августа 2019, 11:26

14 августа как всегда при полном аншлаге в Большой каменной оранжерее Усадьбы Кусково прошел очередной концерт юбилейного десятого сезона музыкального фестиваля «Органные вечера в Кусково».
Все эти годы орган в Кусково звучит в ансамбле со множеством самых различных инструментов – классической гитарой, гобоем, саксофоном, мандолиной, барочной виолончелью и барочной скрипкой и даже с арфой!!!
На этот раз вместе с органом, за которым выступала бессменный руководитель Фестиваля – Елена Привалова-Эпштейн, была скрипка и играл на ней Тигран Майтесян (руководитель Камерного оркестра Mind Speller (Брюссель), профессор Лемменсинтитута (консерватория) г.Лювен, профессор медицинского факультета (научный отдел нейропсихофизиологии!!!) Католического Университета г. Лювен, почетный доктор Международной Академии Наук о природе и обществе и академик в департаменте по искусству вышеназванной академии).
Музыканты выступали как соло, так и в ансамбле.
Елена, по доброй традиции Фестиваля, перед каждым номером программы погружала слушателей своим рассказом о композиторе в соответствующую эпоху.
Первым номером программы было совместное исполнение «Весны» Антонио Вивальди из цикла «Времена года». Я впервые слушала дуэт скрипки и органа. Мне понравилось!
Кто-нибудь из непрофессионалов знает, что Феликс Мендельсон писал музыку для органа и даже сам ее исполнял? Да еще и начал сочинять примерно в тот же возрасте, что и Моцарт? И умер таким же молодым…
Меж тем, репутация Мендельсона, имя которого благодаря его «Свадебному маршу» известно практически всем, в кругу музыкантов-современников была весьма высока. Роберт Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого столетия»!!!
Елена исполнила на вечере одно из написанных им сочинений для органа – «Сонату ре минор, соч. 65 №6».
Затем свое искусство нам демонстрировал Тигран Майтесян и это были каприсы Николо Паганини.
В каприсах Паганини выявляются все выразительные возможности скрипки. Жанр каприса, предполагающий свободную форму, представляет простор и для полета фантазии и для демонстрации технических приемов. Каприсы Паганини, а их на вечере было исполнено три, поражают своим разнообразием – не только техническим, но и содержательным, в них есть и бурная страсть, и нежная лирика. А интонационными истоками мелодий для них, как отметил Тигран Майтесян, послужил итальянский музыкальный фольклор.
После каприсов признанного гения мы услышали также и три каприса самого Тиграна. И это было так здорово!!! Публика аплодировала им даже более бурно, чем каприсам Паганини.
Елена исполнила соло еще «Прелюдию и фугу соль минор» Иоганесса Брамса, который писал сочинения для органа в тот период, когда этот один из самых сложных и многогранных музыкальных инструментов отошел чуть ли не на десятый план и имена композиторов, писавших для него, неизвестны даже многим современным музыкантам.
И это несправедливо, решила Елена Привалова-Эпштейн и включила произведения некоторых их них в заключительный концерт Фестиваля, который пройдет 31 августа.
В конце вечера музыканты дуэтом исполнили феномен музыкального искусства барокко – «Чакону» (Т. Витали – Л. Шарлье), затмившую своей популярностью многие другие музыкальные произведения того времени.
Слушала бы и слушала эти божественные звуки!!!

Анастасия 12 августа 2019, 12:44

Этим летом я дважды успела побывать на "Органных вечера в Кусково". Сначала во дворце, затем в Большой каменной оранжерее. На мой вкус, орган в руках Елены Приваловой-Эпштейн звучит приятнее что ли. Не сомневаюсь в таланте Марии Моисеевой, но, как мне показалось, важную роль играли стены с картинами и "шкафами". Зато покорила гитаристка Екатерина Пушкаренко, точнее звучание Баха и Вивальди в её исполнении. В любом случае, стоящие и доступные по цене концерты, которые продолжатся до конца лета.

Елизавета Ефремова 2 августа 2019, 03:44

Трижды побывав на концертах «Органных вечеров в Кусково», я не устаю восхищаться великолепной концепцией этого фестиваля: здесь можно одновременно наслаждаться и красотой природы, и изяществом архитектуры, и восхитительной музыкой. Так как Большой дворец закрылся на реставрацию, концерты теперь проходят в Большой каменной оранжерее в портретной галерее. Перемещение в новое пространство только добавило проходящим в нем концертам шарма – в этом небольшом помещении как нигде удается почувствовать себя гостем музыкальных салонов девятнадцатого или даже восемнадцатого веков, так и хочется спросить у портретов, развешенных по стенам, слышали ли их герои Баха, Гайдна или Вивальди. Но перед концертом нам доступно еще одно удовольствие – это прогулка по регулярному парку Кусково. Хотя некоторые здания закрыты на реставрацию, можно полюбоваться обновленными Гротом и Эрмитажем, а также и Большой каменной оранжерей, посетить чудесную выставку изделий из фарфора, керамики и стекла XVIII – XIX веков из собрания московского собирателя Алексея Викуловича Морозова. Мне посчастливилось побывать на концерте, который вела основательница фестиваля, известная органистка Елена Привалова-Эпштейн, вместе с ней выступали скрипачка Алина Баякова, и, главная для меня приманка этого вечера - обладательница чарующего сопрано, солистка Большого театра Екатерина Щербаченко. На концерте исполнялись гениальные органные произведения Иоганна Себастьяна Баха, а также искусно сделанные им переложения для органа произведений Антонио Вивальди. Как известно, Вивальди не писал музыки для органа, но Бах, восхищённый его творчеством, переложил музыку Вивальди для любимого инструмента. В очередной раз я имела возможность восхититься поистине безграничным возможностям органа – он может быть и грозным, и торжественным, и нежным, и лиричным, все эти возможности инструмента нам продемонстрировала Елена Привалова-Эпштейн. Екатерина Щербаченко, обладательница престижнейшего титула "Певица мира", присвоенного ей после победы на вокальном конкурсе в Кардиффе, исполнила знаменитые арии из опер «Альцина» и «Юлий Цезарь», по праву считающихся одними из лучших творений Генделя. Так три гения барокко, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и Антонио Лучио Вивальди, которым так и не удалось встретиться в жизни, встретились в концертной программе фестиваля «Органные вечера в Кусково». После окончания концерта, переполненные музыкой слушатели разбрелись по опустевшим аллеям парка, закрытого уже в столь поздний час для посетителей, но опустев, парк стал еще более прекрасным.

gr28081959 28 июля 2019, 12:53

Не будучи большой любительницей музыкального искусства, о проведении фестиваля «Органные вечера в Кусково» узнала лишь прошлым летом, а ведь в этом году он отметил свой 10-летний юбилей и давно уже стал одной из визитных карточек Усадьбы Кусково!!!
Основателем и бессменным художественным руководителем «Органных вечеров в Кусково» является знаменитая артистка и виртуоз органной музыки Елена Привалова-Эпштейн.
И вот, наконец-то, 24 июля мне посчастливилось побывать на концерте «Любовные недоразумения», где Маргарита Финогентова (меццо-сопрано), Дмитрий Кондратков (баритон) и Анастасия Черток (орган) исполнили произведения Г. Пёрселла, Г.Ф. Генделя, Ж. - Б. Люлли, Г. Ф. Телеманна, Ж - Ф. Рамо, А. Вивальди и Ф. Ковалли.
Часть фестивальной программы, как и в прошлые годы проходила в Театральном зале Дворца, но затем его закрыли на ремонт и сейчас концерты идут в Портретной галерее Большой каменной оранжереи, под строгим взглядом многочисленных царские особ.
Тем не менее, это не смутило исполнителей концерта и «похулиганили» они в этот вечер просто на славу!!!
Артисты решили передать зрителям энергию барочной музыки не только ее виртуозным инструментальным исполнением и прекрасным пением, а устроили целое театрализованное представление!!!
Первое появление певцов на сцене сразу повергло зрителей в шок – никто не ожидал, что артисты выйдут исполнять сцену из 3 акта из оперы Г. Пёрселла «Король Артур» в телогрейках и валенках!!!
Нет, дальше были и шикарные бальные платья, и фраки, и маски!
А еще …разговоры по мобильному (не обошлось и без селфи).
Кем только не был и в каких только костюмах не появлялся на сцене Дмитрий Кондратков - даже роскошной медузой Горгоной из оперы Ж. Б. Люлли «Персей»!
В финале вечера он и вовсе предстал в роли ветреной жены, а Маргарите Финогентовой досталась роль «обманутого мужа».
И исполняли они все номера программы искрометно, задорно, с доброй иронией и очень профессионально!!!
Имена композиторов, чьи произведения были включены в концерт, за исключением Г.Ф. Генделя и А. Вивальди, были мне неизвестны.
Анастасия Черток очень интересно представляла их слушателям – следуя тематике вечера, в течение полутора-двух минут рассказывала какую-нибудь любовную историю из жизни композиторов.
Мы узнали, что кутила Г. Пёрселл оказался примерным семьянином и умерев в 36 лет, все свое движимое и недвижимое имущество оставил любимой жене, а вот Г.Ф. Гендель так и остался холостяком, ведь мать его первой возлюбленной не дала согласие на брак с каким-то там «пиликальщиком на скрипке», другая дама его сердца и вовсе потребовала от него отречения от любимого дела и поэтому жил он исключительно для своего искусства!!!
А как виртуозно Анастасия играла на органе!!! Я просто любовалась, наблюдая, как летают по его многочисленным клавишам ее пальцы!!!
Акустика в Оранжерее прекрасная. Удивительно гармоничное и современное звучание органа дало возможность услышать музыку такой, какой ее слышали сотни лет назад во всем мире.
Приходите на Фестиваль, который продлится до конца августа и вы попадете в чудесную атмосферу гармонии и красоты!
Сегодня случайно увидела афишу и узнала, что так полюбившиеся мне Анастасия Черток и Маргарита Финогентова выступят 7 августа в Соборе на Малой Грузинской с программой «Великие шедевры для голоса и органа» (https://artbene.ru/concert/07-08-2019/), надо постараться сходить!!!

inessa 6 июля 2019, 11:40

«Скрипка, альт, орган: органные вечера в Кусково»,

Летом 2010 года в усадьбе Кусково, бывшей подмосковной резиденции графов Шереметевых, впервые зазвучал «король музыкальных инструментов» — орган. Инициатором органного фестиваля выступила известная органистка Елена Привалова-Эпштейн, она же является его бессменным художественным руководителем. И вот, уже на протяжении почти 10 лет, ежегодно в усадебном дворце на протяжении всего лета выступают ведущие российские органисты, звезды оперной сцены, солисты-инструменталисты и ансамбли старинной музыки.

Я живу рядом с Кусково и часто бывала и в парке, и в самом дворце - это одно из моих любимых мест Москвы: возможность перенестись в прошлое, не уезжая далеко от дома. На «органных вечерах» я, правда, была всего однажды несколько лет назад, но в этом году решила посетить одно из мероприятий цикла еще раз, выбрав концерт «Скрипка, альт, орган».

Зал усадьбы действительно придает концерту особую атмосферу: позолота, зеркала, старинные люстры и расписной потолок помогает слушателям перенестись в 18 век. Большую роль играют и предыстории к композициям Елены Приваловой-Эпштейн, она не только фантастически прекрасная органистка, но и очень тонкий, интеллигентный человек. А еще она объяснила всем желающим в перерыве устройство электронного органа и особенности профессии органиста :)

В тот вечер Елене помогали молодые талантливые музыканты: Гайк Казазян (скрипка) и Дарья Филиппенко (альт). Программа была очень насыщенной, в нее вошли и органные произведения Дитриха Букстехуде – того самого композитора, слушать которого за много километров ходил молодой И. С. Бах. И такие разные сочинения самого Баха: и Прелюдия и фуга до мажор, сочиненная совсем молодым композитором как раз после визита к Букстехуде, и Фантазия и фуга соль минор (в которой звучит тема диалога человека с Богом), написанная после смерти первой жены, Марии Барбары.

Также, нас познакомили и с музыкой Г.Ф. Генделя – оказывается, два величайших немецких композитора, которые родились и жили неподалеку друг от друга, так и не были знакомы друг с другом лично. Прозвучали также красивейшие мистификации 19 века: Чакона Т. Витали, переработанная в романтическом ключе Л. Шарлье, и Grave С. Душкина, выдавшего свое произведение за музыку композитора XVIII столетия Я. Й. Бенды. Да-да, в 19 веке интерес к музыке периода барокко возродился именно благодаря желающим прославиться композиторам того времени, которые выдавали свою музыку за музыку их более известных предшественников.

В завершение программы прозвучал знаменитый концерт И. С. Баха для скрипки, гобоя и струнного оркестра BWV 1060 в версии для скрипки, альта и органа – переложение сделали сами Елена Привалова-Эпштейн и Дарья Филиппенко.

Фестиваль продлится до самого конца августа, концертная программа невероятно насыщенна и разнообразна: от оперных арий до выступлений европейских органистов, и я очень советую хотя бы один раз погрузиться в мир такой прекрасной музыки. А перед концертом можно и по усадьбе Кусково погулять, она сама – тоже невероятно красивый памятник архитектуры :)

inessa 6 июля 2019, 11:40

«Скрипка, альт, орган: органные вечера в Кусково»,

Летом 2010 года в усадьбе Кусково, бывшей подмосковной резиденции графов Шереметевых, впервые зазвучал «король музыкальных инструментов» — орган. Инициатором органного фестиваля выступила известная органистка Елена Привалова-Эпштейн, она же является его бессменным художественным руководителем. И вот, уже на протяжении почти 10 лет, ежегодно в усадебном дворце на протяжении всего лета выступают ведущие российские органисты, звезды оперной сцены, солисты-инструменталисты и ансамбли старинной музыки.

Я живу рядом с Кусково и часто бывала и в парке, и в самом дворце - это одно из моих любимых мест Москвы: возможность перенестись в прошлое, не уезжая далеко от дома. На «органных вечерах» я, правда, была всего однажды несколько лет назад, но в этом году решила посетить одно из мероприятий цикла еще раз, выбрав концерт «Скрипка, альт, орган».

Зал усадьбы действительно придает концерту особую атмосферу: позолота, зеркала, старинные люстры и расписной потолок помогает слушателям перенестись в 18 век. Большую роль играют и предыстории к композициям Елены Приваловой-Эпштейн, она не только фантастически прекрасная органистка, но и очень тонкий, интеллигентный человек. А еще она объяснила всем желающим в перерыве устройство электронного органа и особенности профессии органиста :)

В тот вечер Елене помогали молодые талантливые музыканты: Гайк Казазян (скрипка) и Дарья Филиппенко (альт). Программа была очень насыщенной, в нее вошли и органные произведения Дитриха Букстехуде – того самого композитора, слушать которого за много километров ходил молодой И. С. Бах. И такие разные сочинения самого Баха: и Прелюдия и фуга до мажор, сочиненная совсем молодым композитором как раз после визита к Букстехуде, и Фантазия и фуга соль минор (в которой звучит тема диалога человека с Богом), написанная после смерти первой жены, Марии Барбары.

Также, нас познакомили и с музыкой Г.Ф. Генделя – оказывается, два величайших немецких композитора, которые родились и жили неподалеку друг от друга, так и не были знакомы друг с другом лично. Прозвучали также красивейшие мистификации 19 века: Чакона Т. Витали, переработанная в романтическом ключе Л. Шарлье, и Grave С. Душкина, выдавшего свое произведение за музыку композитора XVIII столетия Я. Й. Бенды. Да-да, в 19 веке интерес к музыке периода барокко возродился именно благодаря желающим прославиться композиторам того времени, которые выдавали свою музыку за музыку их более известных предшественников.

В завершение программы прозвучал знаменитый концерт И. С. Баха для скрипки, гобоя и струнного оркестра BWV 1060 в версии для скрипки, альта и органа – переложение сделали сами Елена Привалова-Эпштейн и Дарья Филиппенко.

Фестиваль продлится до самого конца августа, концертная программа невероятно насыщенна и разнообразна: от оперных арий до выступлений европейских органистов, и я очень советую хотя бы один раз погрузиться в мир такой прекрасной музыки. А перед концертом можно и по усадьбе Кусково погулять, она сама – тоже невероятно красивый памятник архитектуры :)

Maukas 29 июня 2019, 07:25

22 июня мы с дочкой посетили ещё один концерт в рамках фестиваля "Органные Вечера в Кусково"

Играла японская органистка (русского происхождения) Хироко Иноуэ и великолепная Вероника Кожухарова (саксофон). ОргАн несомненно прекрасен, но саксофон... это любовь.

Вероника играла ТАК эмоционально! Она проживала каждую ноту, каждую фразу написанную композитором, каждое произведение.
Браво!
.
Мы с дочкой отметили что исполнительницы были контрастно одеты: одна во всем белом, другая полностью в чёрном. И это добавляло соперничества или наоборот, при исполнении иных произведений, дополняло друг друга (инь/янь). .
.
Мне немного не хватило органистки, её эмоций. ОргАн стоит так, что Хироко играет спиной к зрителю. Может быть возможно в будущем чуть повернуть орган, что бы зрители могли видеть профиль исполнителя (как при игре на фортепиано). .
.
После или перед концертом, есть возможность прогуляться по усадьбе «Кусково», проникнуться атмосферой.

Спасибо за приглашение на концерт сообществу @moscultura (ИГ)

Елена Шмырева 24 июня 2019, 04:14

Если вы любите классическую музыку, то одним из лучших мест, чтобы приятно провести время является музей-усадьба Кусково. В этом году фестиваль проводится с 26 мая по 25 августа. Это значит, что еженедельно в танцевальном зале кусковского Дворца будет звучать орган в дуэте с каким-либо еще инструментом. Мне посчастливилось услышать сочетание органа с гобоем ( думаю, что другие инструменты не менее интересны). Партию органа исполнял Александр Удальцов, партию гобоя Иван Паисов.Музыка плавно прерывалась рассказами о композиторах и об исполняемых произведениях. Так, для меня было интересным узнать, что Гендель для развития органной музыки, которую он весьма почитал, изобрел специальный формат — жанр органного концерта. Случилось это во второй половине его жизни в Лондоне. Гендель был сам прекрасным органистом. И по традициям того времени композитор самостоятельно дирижировал оркестром, аккомпанировал певцам, заполнял паузы небольшими импровизациями во время исполнения своих опер и ораторий. От оперных интерлюдий на клавесине Гендель перешел к импровизациям на органе в перерывах ораторий. И эти импровизации привлекали зрителей едва ли не больше, чем заявленные оратории. Именно импровизации послужили основой для генделевских органных концертов. Мы услышали концерт соль минор для органа. Орган в Кусково современный и компактный, изготовленный итальянскими мастерами фирмы Viscount. Размер на звучание не влияет, благодаря цифровым технологиям, звук прекрасный. Чередование прекрасной музыки Баха и Пёрсела, Георга Бема и Антонио Вивальди, совместное и раздельное сочетание инструментов при исполнении произведений эпохи барокко — составило непередаваемую атмосферу концерта. Если к этому прибавить сам танцевальный зал с роскошным интерьером и окнами, выходящими прямо в дворцовый парк, то получится настоящий праздник, который подарили нам в этот вечер организаторы фестиваля.Если вам интересна классическая музыка, побывайте в этом дивном месте. Гарантирую, получите огромное удовольствие.

Maukas 13 июня 2019, 10:38

Несколько лет назад, мы ходили на экскурсию по «Кусково».

Нам тогда очень понравилась усадьба и было интересно как детям, так и взрослым!


В одном из залов дворца, экскурсовод рассказывала, что здесь проводятся концерты... ох, как мне тогда захотелось туда попасть!

Ведь слушать музыку в такой волшебной зале и камерной обстановке- непередаваемое удовольствие.

Ииииии... барабанная дробь... свершилось!


Каждое лето, в усадьбе «Кусково», проводится Фестиваль органной музыки, на который мне и посчастливилось попасть.

Спасибо огромное за приглашение на этот вечер https://moscultura.ru

На концерте были 2 инструмента- орган и гитара, и потрясающие исполнители!

Но обо всем по порядку;)

Концерт проходит во дворце! И когда ты только идёшь в зал, то уже сам факт того, что ты идёшь во ДВОРЕЦ, наполняет тебя такой гаммой чувств, которую невозможно передать.

Концерт открывала Маргарита Еськина! Боже мой! Вы видели когда-то как играют на оргАне? Всем телом! И ноги и руки работают! Три ряда клавиш наверху, клавиши под ногами, над клавишами ещё клавиши и т.д.

Я традиционно слушала орган в соборах и там не видно целиком органиста, здесь же мне предоставилась такая возможность! Я покорена!

Спасибо moscultura за первый ряд 😉

Затем вышел Дмитрий Мурин (гитара) и это был контрольный в сердце!

Я никогда не предполагала, что гитара может звучать так! И что играть на ней можно ТАК!

Столько эмоций у исполнителя не видела давно!!! Я вместе с ним и поплакала, и посмеялась, и потанцевала (в душе конечно! Первый ряд всё же😂, надо держать себя в руках).

Шопен на гитаре! Вы слышали когда-нибудь?! Не хуже фортепиано знаете ли;) а в исполнении Дмитрия даже и лучше.

Финальным аккордом вечера- были произведения испанского композитора и вот тут я услышала и испанскую гитару! Громкую, дерзкую, чувственную! В дуэте с органом- это восхитительно!!!

Большое спасибо исполнителям Маргарите и Дмитрию, и организаторам фестиваля! Вы подарили зрителям прекрасный вечер!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие концерты / классика