Концерт Темные песни от Джезуальдо до Ланга и Хрущевой
В ДК Рассвет — впервые в Москве — выступит камерный хор Festino, самое яркое и независимое явление новой академической сцены Петербурга. В темные времена Festino предлагает слушателям программу «темных песен». Эти песни «темны» как по форме (Ксенакис, Фуррер), так и по содержанию («Счастье» Настасьи Хрущевой с рефреном «Тихо и по одному исчезаем мы во мглу»), а некоторые буквально связаны с темнотой (пьесы Карло Джезуальдо, предназначенные для католической «Темной утрени» — утренних служб Страстной седмицы, в ходе которых постепенно гасят зажженные свечи, так что в конце концов в храме воцаряется кромешная тьма). Программа сводит воедино сочинения XVII века, постминимализм Дэвида Ланга, вокальные поиски Беата Фуррера и Яниса Ксенакиса и музыку Настасьи Хрущевой, композитора, с которым хор постоянно сотрудничает.
Настасья Хрущева о программе концерта: «Это и тьма как сложность, и тьма как пребывание в темном аффекте — медленная темная экзистенция, бытие-во-тьме».
Фотография обложки «Концерт Темные песни от Джезуальдо до Ланга и Хрущевой».
Источник dkrassvet.space.
Отзывы о «Концерт Темные песни от Джезуальдо до Ланга и Хрущевой»
Вообще-то я редко посещаю хоровые концерты, хотя и сама иногда пою в церковном хоре разные приятные песни. Но как пропустить выступление камерного хора, который исполняет современную академическую музыку. Допустим, музыку Карло Джезуальдо еще возможно услышать, но как и когда реализуется шанс на Беата Фуррера, Дэвида Ланга? Бог весть. Еще в программе концерта значилось исполнение сочинений Настасьи Хрущевой, чье имя знаю от одного преподавателя теории современного искусства, но не слышала никогда и не видела. Но хотела бы, конечно.
Так что событие – интереснейшее, и оно случилось в темном и свободном (во многих смыслах) пространстве ДК Рассвет. «Темные песни» прозвучали в субботу, петербургский хор Festino под руководством Александры Макаровой устроил маленький праздник для нас. Исключив, к сожалению, из программы вечера Nuits Яниса Ксенакиса.
Александра Макарова прочитала тексты для публики в переводе на русский, а потом продирижировала хором. Который сначала будто бы несколько разрозненно звучал, как некая компания молодых людей – профессиональных певцов решила собраться вдруг и затеять нечто общее. Совместно помолиться, например. Но потом все счастливо объединилось, да и как иначе..
Итак, Карло Джезуальдо (известно, что форма мадригалов этого композитора обусловлена текстом, вполне современная и даже авангардная схема)
Для исполнения были выбраны тексты и музыка на Святую Субботу. Логично.
Responsoria Tenebrae Sabbato Sancto
Jerusalem surge
Иерусалим восстанет
Plange quasi virgo
Плачь, как дева
O vos omnes
Все вы, люди
Красиво и слаженно получилось у хора петь хитрого непростого Джезуальдо.
А Беата Фуррера, как услышала, так сразу и полюбила.
Enigma на тексты Леонардо да Винчи.
Непонятно поначалу, что будет любопытней, тексты или музыка. После исполнения хором Festino все прояснилось, темные места прокрасились в серебро, которое проявляли резковатые и чистые сопрано хора, на сатиновом альтовом фоне (мужские голоса тоже были, конечно, но о них хочу промолчать, без причины).
Песни Дэвида Ланга оказались для меня не так восхитительны, было просто интересно.
и тема подходящая – Late Night Tales
I lie (а кто же нет)
Again (минимализм требует такого, да)
Where you go (всегда хороший вопрос)
Произведения петербургского композитора Дмитрия Смирнова прозвучали вместо Ксенакиса. Почему бы нет. Мы и московского Дмитрия Смирнова не слышали.
Итак, не успели устать, как довелось испытать исключительную радость, в момент, когда из темноты вышла петербургская девушка (ну как я себе представляю), в полу-мраке проявились ее светлые волосы, длинные серьги, красная помада, серьезные прозрачные глаза. Хрупкая и утонченная, она внесла с собой несовременность, почти традиционность аристократического женского образа.
А ведь только что мы прослушали такой милый «Некрокарнавал» Настасьи Хрущевой, который может вызвать радость и восторг любой аудитории. На словах – «рыбоньки подохли, кролички скончались» на губах публики неизменно будет появляться улыбка. Мы же понимаем в черную иронию, торжествует каждый реципиент. Не все лебедю К. Сен-Санса биться в демонстративно-балетной агонии. И, кстати, сольфеджирование облегчает задачу восприятия вокальных текстов. Верим каждому мотиву хористов. И до-си, и ми-ля-соль – какой удачный прием, подпевать можно. Ну никто не стал (на этот раз), однако удобно.
В финале – «Счастье».
Похоже, что сама Настасья Хрущева (которую я выше описала самым правдивым манером) и прочла речевку собственного сочинения. Счастье - не счастье, а весьма приятное обстоятельство.
И это нет, не рэп. Просто очень-очень быстро нужно говорить, в таком темпе явно трудно произносить загадочные и наивные слова:
тихо и по одному
исчезаем мы во мглу
страшно даже самому
ууу
Хор собственно тоже здесь, перед нами, добавляет непростого веселья на тему «останемся молодые навсегда».
Волшебно.
Читайте про другие
события
Другие концерты / классика
Концерт Нигатив и оркестра "Хип-Хоп Классика"
Смотрите на афишу, и не упустите возможность проникнуться неповторимой атмосферой этого выступления. Концерт Нигатива и оркестра "Хип-Хоп Классика" обещает стать настоящим событием года!
Концерт Сергея Жилина и «Фонограф – Упоение джазом»
«Упоение джазом» – такое название получил цикл самых неожиданных и одновременно самых ожидаемых концертов джазового пианиста, народного артиста России Сергея Жилина.