Концерт Уильяма Кристи и ансамбля Les Arts Florissants
Les Arts Florissants – один из наиболее известных в мире коллективов, исполняющих барочную музыку на исторических инструментах. Ансамбль, основанный в 1979 году клавесинистом и дирижером Уильямом Кристи, получил свое имя по названию оперы Марк-Антуана Шарпантье «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants). С 2007 года с коллективом постоянно сотрудничает дирижер Пол Эгнью, с 2013 года – заместитель музыкального руководителя. В сезоне 2019/20 ансамбль отмечает 40-летие.
Главная заслуга Les Arts Florissants – возрождение интереса к французской музыке XVII–XVIII веков, долгое время по большей части пребывавшей в забвении. Многие рукописи Уильям Кристи и музыканты коллектива отыскали в Национальной библиотеке Франции, и теперь этот бесценный репертуар широко представлен на мировой сцене.
С 1987 года – времени постановки оперы «Атис» Люлли в парижской Опера Комик, возобновленной в 2011 году, – ансамбль сотрудничает с ведущими театрами и фестивалями Европы. При участии коллектива проходят сценические постановки опер и ораторий Рамо, Шарпантье, Люлли, Генделя, Перселла, Моцарта, Монтеверди, а также таких раритетов, как «Святой Алексий» Стефано Ланди, «Тит» Антонио Чести, «Венецианские празднества» Андре Кампра и «Цампа» Фердинана Герольда. В концертном исполнении Les Arts Florissants представили оперы и оратории «Зороастр», «Анакреонт» и «Празднества Гебы» Рамо, «Актеон» и «Сошествие Орфея в ад» Шарпантье, «Идоменей» Кампра и «Идоменей» Моцарта, «Иевфай» Монтеклера, «Орфей» Росси, «Юлий Цезарь в Египте», «Мессия», «Теодора», «Сусанна», «Иевфай» и «Валтасар» Генделя. На счету ансамбля также театрализованные исполнения мадригалов Монтеверди и Джезуальдо, гимнов Пёрселла, мотетов Рамо, Мондонвиля, Кампра, Люлли, Шарпантье.
Уильям Кристи – клавесинист, дирижер, музыковед, педагог, создатель и бессменный руководитель ансамбля Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), одного из мировых лидеров в области исторически информированного исполнительства.
Кристи родился 19 декабря 1944 года в Буффало (США). Учился в Гарвардском и Йельском университетах. С 1971 года живет во Франции. Поворотным пунктом в его карьере стал 1979 год, когда он основал ансамбль Les Arts Florissants. Деятельность Кристи во главе коллектива привела к возрождению интереса к барочной музыке во Франции – в особенности к французской музыке XVII–XVIII веков, многие страницы которой вновь открыл именно Кристи. В его репертуаре – оперы, мотеты, придворная музыка Люлли, Шарпантье, Рамо, Куперена, Мондонвиля, Кампра, Монтеклера, Ламбера, Мулинье. Широкое признание публики пришло к дирижеру в 1987 году после постановки оперы «Атис» Люлли в парижской Опера Комик, с которой Les Arts Florissants впоследствии объехали весь мир.
Кристи сделал свыше 100 записей, выпущенных фирмами Harmonia Mundi, Warner Classics/Erato и другими. Многие из них удостоены авторитетных международных наград. В обширной дискографии дирижера и ансамбля, наряду с музыкой французского барокко, представлены сочинения Пёрселла, Генделя, Порпоры, Хассе, Моцарта, Гайдна. Среди последних записей маэстро – опера «Коронация Поппеи» Монтеверди, Месса си минор И. С. Баха и программа "Si vous vouliez un jour... Airs sérieux et à boire".
Кристи плодотворно сотрудничает с крупными оперными режиссерами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Жорж Лавелли, Эдриан Ноубл, Андрей Щербан, Люк Бонди и др. Под управлением Кристи были поставлены оперы Рамо («Галантные Индии», 1990 и 1999; «Ипполит и Арисия», 1996; «Бореады», 2003; «Паладины», 2004), Шарпантье («Медея», 1993 и 1994), Пёрселла («Король Артур», 1995; «Дидона и Эней», 2006), Моцарта («Волшебная флейта», 1994; «Похищение из сераля», 1995; «Так поступают все женщины, 2005; «Свадьба Фигаро», 2007), оперы и оратории Генделя («Орландо», 1993; «Ацис и Галатея», 1996; «Семела», 1996; «Альцина», 1999; «Роделинда», 2002; «Ксеркс», 2004; «Геркулес», 2004 и 2006), а также многие другие. В 2007 году Кристи и Les Arts Florissants начали сотрудничество с Королевским театром Мадрида, где в течение нескольких сезонов были представлены все оперы Монтеверди.
Рейчел Редмонд родилась в Глазго. В юные годы пела в детском хоре при Королевском шотландском национальном оркестре, обучалась в музыкальной школе Академии Дугласа, Королевской консерватории Шотландии и Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне. В период учебы в консерватории была удостоена Премии Флоренс Вейч Иблер за лучшее исполнение партии в оратории.
Рейчел Редмонд начала профессиональную карьеру в вокальной академии Jardin des Voix ансамбля Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи и Пола Эгнью, с которыми выступала во Франции, Испании и США. По приглашению Уильяма Кристи дебютировала на сцене парижской Опера Комик в партии Ириды («Атис» Люлли), а также исполнила партии Ирены, Леонтины и Флоры в опере «Венецианский карнавал» Кампра (постановка Роберта Карсена) в Опера Комик, Театре Капитолия Тулузы и Бруклинской музыкальной академии. Позже дебютировала в партии Леоны («Прекрасная Елена» Оффенбаха) на сцене парижского Театра Шатле.
С ансамблем Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи Рейчел Редмонд исполняла партии Ангела («Иеффай» Генделя), Пленницы («Давид и Ионафан» Шарпантье), Белинды и Первой ведьмы («Дидона и Эней» Пёрселла), Дамона («Ацис и Галатея» Генделя), Цецилии («Цецилия, Дева и мученик» Шарпантье), Аретузы («Актеон» Шарпантье), а также сольные партии в мадригалах Монтеверди, «Страстях по Иоанну» И. С. Баха, кантатах и Больших мотетах Рамо и Мондонвиля, «Уроках тьмы» Куперена и вокальных произведениях Пёрселла и Буамортье.
Джеймс Уэй обучался на музыкальном факультете Королевского колледжа Лондона и в Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл (класс Сьюзен Уотерс). Был стипендиатом Программы Бриттена – Пирса для молодых исполнителей, участником вокальной академии Jardin des Voix ансамбля Les Arts Florissants и программы «Восходящие звезды» Оркестра эпохи Просвещения. Также ему была присуждена Независимая стипендия для оперных певцов. Кроме того, Джеймс Уэй прошел отбор на первую программу для молодых исполнителей Equilibrium Барбары Ханниган. В 2017 году завоевал II премию на международном конкурсе «Премия Кэтлин Ферриер» в Лондоне.
Репертуар певца охватывает музыку всех эпох и жанров – от барокко до наших дней. Он выступает с Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Бирмингема, лондонским оркестром «Филармония», Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Шведского радио, Национальным симфоническим оркестром радио Ирландии (RTÉ, Дублин), Камерным оркестром Парижа. В частности с Симфоническим оркестром Би-би-си Джеймс Уэй исполнял произведение Росса Харриса «Лицо» (европейская премьера), вокальный цикл «Летние ночи» Берлиоза, сочинения Лили Буланже и «Серенаду под музыку» Воан-Уильямса (на закрытии фестиваля BBC Proms).
Особое место в репертуаре певца занимает музыка эпохи барокко. Он сотрудничал с ведущими европейскими ансамблями старинной музыки. Участвовал в исполнении ораторий Генделя «Триумф времени и разочарования» (партия Времени) с Фрайбургским барочным оркестром под управлением Рене Якобса, «Самсон» (заглавная партия) с ансамблем Dunedin Consort под управлением Джона Батта, «Мессия» с Фрайбургским барочным оркестром под управлением Тревора Пиннока и с ансамблем Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи, а также «Вечерни Пресвятой Богородицы» Монтеверди с ансамблем English Concert под управлением Лоуренса Каммингса на фестивале «Гарсингтонская опера», оперы «Ацис и Галатея» Генделя (Ацис) с ансамблем Les Arts Florissants.
Отзывы о «Концерт Уильяма Кристи и ансамбля Les Arts Florissants»
Читайте про другие
события
Другие концерты / классика
Концерт Нигатив и оркестра "Хип-Хоп Классика"
Смотрите на афишу, и не упустите возможность проникнуться неповторимой атмосферой этого выступления. Концерт Нигатива и оркестра "Хип-Хоп Классика" обещает стать настоящим событием года!
Концерт Сергея Жилина и «Фонограф – Упоение джазом»
«Упоение джазом» – такое название получил цикл самых неожиданных и одновременно самых ожидаемых концертов джазового пианиста, народного артиста России Сергея Жилина.