Концерт Антона Батагова

Оценка редакции

Программа:

I отделение

Шуберт
Пьеса №1
из Drei Klavierstucke, D.946

Гласс
Distant Figure (Passacaglia for piano)
Первое исполнение в России
Написана в 2017 году для Антона Батагова,
Премьера состоялась в ноябре 2017 года в Дании

Шуберт
Пьеса №2
из Drei Klavierstucke, D.946

II отделение

Мировая премьера
Батагов
Волнение
Музыка к спектаклю Ивана Вырыпаева

1. Миф – это реальность
2. Слова – это то, о чем мы молчим
3. Интервью
4. Волнение – это река
5. Карьера в Нью-Йорке
6. Нью-Йорк за окном
7. Любовь – это волнение Творца
8. Я далеко
9. Еще один вариант правды
10. Я падаю вверх 

Музыка написана в 2018 году для спектакля БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург. Драматург и режиссер – Иван Вырыпаев. Премьера спектакля – 18 апреля 2019 года.

«В первом отделении – музыка двух композиторов, у которых день рождения в один день: Франца Шуберта и Филипа Гласса. Кстати, Гласс говорит, что его любимый композитор – Шуберт. 

Две пьесы Шуберта, написанные в последний год его жизни (1828), – музыка невероятной красоты и глубины, наполненная одиночеством и светом. Меня всегда восхищало, что Шуберт как бы завис между т.н. классицизмом и т.н. романтизмом. Он слишком субъективен, чтобы быть классически-безупречным, и слишком сдержан, чтобы оказаться на территории романтических бурь и порывов. Он всегда остается где-то в стороне, и один идет по своему бесконечному зимнему пути, никому ничего не навязывая.

Между двумя пьесами Шуберта я сыграю сочинение Филипа Гласса, которое он написал специально для меня в 2017 году. Называется оно Distant Figure / Passacaglia for piano (Фигура вдалеке / Пассакалия для фортепиано). И в этой музыке – тоже невероятная красота, глубина и свет. Как, впрочем, и всегда у Гласса. 

И у Шуберта, и у Гласса – удивительное соединение надмирного покоя и – волнения, в каждой ноте, в каждой интонации. Волнения за всех нас. 

Во втором отделении я сыграю музыку, написанную мною для спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение».

Весной 2018 года мне позвонил Ваня Вырыпаев и сказал: «Знаешь, я написал новую пьесу и хотел бы дать тебе ее прочитать. Я буду ее ставить в Питере, в БДТ, и представляешь – в главной роли будет Алиса Бруновна Фрейндлих! Мне бы очень хотелось, чтобы ты написал музыку».

Я уже много лет не пишу музыки ни для кино, ни для телевидения, ни для театра. Был такой период в моей жизни, когда я в основном занимался как раз именно такой музыкой, а потом, году в 2009-м, этот период как-то сам собой закончился, и начался совсем другой. С тех пор я отказываюсь от всех подобных предложений.

Но дело в том, что Ваня Вырыпаев – это человек, который не вписывается в понятия о том, что такое «режиссер», «драматург», «поэт». Это человек, который меняется с каждой секундой. Человек, который смотрит на эти изменения и рассказывает о них себе и людям – и они тоже меняются. Человек, который смотрит на мир и задает вопросы, на которые нет ответа, но каждый следующий шаг в каждой попытке задать самому себе вопрос – это движение по спирали вверх. И с каждым шагом всё лучше и лучше видно, – не потому, что ответ найден, а потому, что вопрос перестает иметь значение.

Я прочитал пьесу. Позвонил Ване и сказал: «Это очень сильная вещь. Спасибо. Я тоже очень хочу, чтобы я написал для этой вещи музыку».

Вот, собственно, и всё».

© АБ
 

«Волнение – это река, и река стремится туда, где уже нет границ – в океан.
Там уже нет границ.
Там я чувствую только потребность любить.
Волнение – это потребность любить того, кого нет.
Того, кого нет в живых.
Волнение – это значит любить того, кто струится ручьем, и всегда, 
всегда, является тем, что нельзя ухватить.
Тем, чем нельзя овладеть.
Тем, о чём невозможно молчать и о чём нельзя говорить.
Потому что слова – это только лишь то, что я говорю тебе о любви, но не любовь.
Это только лишь то, о чем мы молчим, но вряд ли это любовь.
Это совсем не любовь.
Тишина, как и слова, произнесенные вслух, – это вряд ли любовь.
Это совсем не любовь.
Потому что любовь – это ты».

© Иван Вырыпаев, из пьесы «Волнение»

Отзывы о «Концерт Антона Батагова»

Елена Елена 10 апреля 2019, 12:09

5 апреля была на концерте «Волнение» в новом крутом зале-трансформере «Зарядье», который располагается в одноименном парке у стен Кремля.
Зал, конечно, супер,должно быть, так выглядит внутри космическая тарелка ( красивая, но холодная, в спину откуда-то сильно дуло), отовсюду все отлично видно и слышно. А именно на этом концерте особенно, тк пианист Антон Батагов любит играть в полной темноте- один луч света на его лице и его руках, весь зрительный зал в темноте. Делается это, чтобы во время исполнения все погрузились в слушание, и никто бы не включал телефонов.
Уже отсюда понятно, что исполнитель своеобразный. Ему лет 50-60, выпускник Московской консерватории по классу фортепиано, в «Зарядье» играл Шуберта и современного композитора Гласса- посвящение самому Батагову, а вот во втором отделении Батагов предстаёт в своём втором амплуа- композитора и представляет премьеру, музыку к спектаклю Ивана Вырыпаева (режиссер нашумевшего лет 10 назад фильма «Кислород). Известно, что в нем будет играть Алиса Фрейндлих и первый показ состоится уже этой весной в БДТ им. Товстоногова.
Действительно, в полной темноте нечем заняться, кроме как слушанием (разве что спать). По моему скромному мнению, Шуберт прозвучал «близко к тексту», скорее всего нота в ноту, но в целом как-то иначе. С Глассом до этого я не была знакома, для меня показался сложноват. Музыка самого Батагова заинтересовала- представляла, как она будет звучать в спектакле, примерно пыталась угадать, где будут грустные, где веселые моменты, но с современной музыкой не все так просто.
В своих изысканиях опиралась на программку, только послушайте, как звучит название каждой пьесы, из них уже складывается какая-то история:
1. Миф – это реальность
2. Слова – это то, о чем мы молчим
3. Интервью
4. Волнение – это река
5. Карьера в Нью-Йорке
6. Нью-Йорк за окном
7. Любовь – это волнение Творца
8. Я далеко
9. Еще один вариант правды
10. Я падаю вверх
Интересно, как все вместе объединится в одном спектакле- видимо, снова будет что-то зубодробительное на грани с шедевральным. К частичке этого мы смогли прикоснуться на концерте в «Зарядьи».
В целом, несомненно, получила эстетическое удовольствие.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие концерты / классика