Lee Ritenour Band feat. Dave Grusin
Пионер джаз-фанка, прозванный «Капитаном Пальцы» за умопомрачительную технику, мастер убийственных грувов Ли Ритенаур и его группа при участии всемирно известного клавишника, композитора и обладателя премии «Оскар» Дэйва Грузина.
Ли Ритенаур родился и вырос в Лос-Анджелесе, впитывая в себя насыщенную музыкальную атмосферу города, состоящую из фанка, джаза, поп-рока и латино. Началом его эклектичной и яркой музыкальной карьеры можно считать первые концерты с группой The Mamas and The Papas, а также выступления с Линой Хорн и Тони Беннеттом (Ли тогда едва исполнилось 18 лет). С тех прошло более 40 лет, и без фигуры Ли уже невозможно представить себе мир фьюжн и джаз-рока. Ритенаур был отмечен премией «Грэмми» за совместный альбом с клавишником Дейвом Грюсином «Harlequin», 17 номинациями на эту престижную премию и неисчислимыми первыми местами в гитарных чартах. В его дискографии — более 40 сольных альбомов, 35 треков из которых попали в радиочарты, а «Is It You» вообще стал классикой джазового радиовещания и даже попал в эфир канала mtv на заре его истории. В 90-х Ритенаур стал сооснователем группы Fourplay, самой успешной группы в истории «современного» (contemporary) джаза — вместе с клавишником Бобом Джеймсом, басистом Натаном Истом и барабанщиком Харви Мэйсоном. Первый альбом группы 33 недели продержался на первой позиции джазового чарта журнала Billboard. Слава Ли зародилась еще в 70-е, когда его легендарные вторники в известном лос-анджелесском клубе Baked Potato стали неотъемлемой частью джазовой жизни Города Ангелов. На выступления Ли в компании с Дэйвом Грюсином, Пэтрис Рашен, Харви Мэйсоном и Эрни Уоттсом часто заглядывали Эрик Клэптон, Джефф Бэк, Джордж Бенсон, Эл Джарро и даже Боб Дилан и Джони Митчелл. В конце десятилетия Ли стал сессионным гитаристом номер один в сша (не будет преувеличением сказать, что и во всем мире тоже). Ритенаур всегда отличался феноменальной способностью убедительно звучать в разных стилях. От рока к блюзу и джазу и обратно — в это трудно поверить, но его многоликая гитара звучит более чем на 3000 (трех тысячах!) записей самых разных артистов: Pink Floyd, Steely Dan, Диззи Гиллеспи, Сонни Роллинза, Би Би Кинга, Фрэнка Синатры, Пола Саймона, Рэя Чарлза, Барбры Стрейзанд и др.
Сейчас на его альбомах появляются самые известные музыканты, причем далеко не всегда из джазового мира. Три последние альбома гитариста иначе как сенсациями не назовешь. Номинированный на «Грэмми» кроссовер-альбом «Amparo» записан с оперной дивой Рене Флеминг, знаменитым трубачом Крисом Ботти и гениальным скрипачом Джошуа Беллом, на запись альбома «6 Strings Theory» Ли удалось созвать сверхпредставительный состав своих коллег — Би Би Кинга, Джорджа Бенсона, Майка Стерна, Пэта Мартино, Джо Бонамассу и даже Слэша из рок-группы Guns N'Roses. Последний альбом Ритенаура — «Rhythm Sessions», на котором гитарист вместе с Чиком Кориа, Джорджем Дюком, Маркусом Миллером, Крисченом Макбрайдом, Дэйвом Грюсином исполняет весьма неожиданный репертуар, в частности — музыку Эсбьерна Свенссона.
Точкой отсчета музыкальной карьеры Дэйва Грюсина принято считать 1959 год, когда он присоединился к оркестру Энди Уильямса. С 1963 по 1965 год он работал дирижером в «Шоу Энди Уильямса». Именно в этот период он познакомился с Ларри Розеном — будущим сооснователем компании grp. Тогда же Грюсин записал свои первые альбомы в составе трио с Милтом Хинтоном и Доном Лэммондом, в том числе «Subways Are For Sleeping» и «Piano, Strings and Moonlight». Грюсин работал в биг-бэндах Бенни Гудмана, Тэда Джонса, аккомпанировал Саре Воэн, Кармен Макрэй и своей будущей жене — вокалистке Рут Прайс. После ухода из оркестра Грюсин начал писать музыку к фильмам, первым из которых стал «Развод по-американски» (1967). Первое профессиональное признание ему принесла работа над фильмом «Выпускник» (1969), Грюсин был удостоен премии «Оскар» в категории «Лучший саундтрек к фильму, телевидению или другому визуальному представлению». После этого он стремительно начал набирать популярность в качестве кинокомпозитора, особенно часто к нему обращался Сидни Поллак. Музыку Грюсина можно услышать в таких фильмах Поллака, как «Три дня Кондора», «Бобби Дирфилд», «Электрический всадник», «Без злого умысла», «Тутси», «Гавана», «Фирма» и «Паутина лжи».
Помимо сочинения музыки, в 60-е годы Дэйв занимался написанием аранжировок для Пегги Ли, Сержио Мендеса (с которым работал в 1965 году в Бразилии), Гровера Вашингтона, Эла Джерро, Барбары Стрейзанд и Донны Саммер. Интерес к латиноамериканской музыке и бразильской культуре позднее свел его с другим набирающим популярность музыкантом — Ли Ритенауром, с которым у них завязалась крепкая дружба и долговременное сотрудничество. Их самый успешный совместный альбом «Harlequin» был выпущен в 1985 году и получил премию «Грэмми» в номинации «Лучшая инструментальная аранжировка».
Работая с таким большим количеством музыкантов для разных лейблов (в том числе Blue Note, rca и cti), Грюсин с Розеном задумали создать собственную звукозаписывающую студию. В 1978 году она получила название grp Records, что расшифровывалось как «Grusin/Rosen Productions». Лейбл давал полную свободу артистам, не ограничивая их жанровыми рамками; другой заслугой grp стали достижения в области цифровой записи и производства компакт-дисков. Самыми известными музыкантами, записывавшимися на grp, были Чик Кориа, Майкл Бреккер, Стив Гэдд, Анджела Бофилл и многие другие. Позднее grp была куплена Universal Music Group. В 1988 году Грюсин получил почетную степень Доктора исскуств Музыкального колледжа Беркли, а годом позже удостоился аналогичного звания в Музыкальном колледже Университета Колорадо. В сентябре 2000 года Ли Ритенаур и Дэйв Грюсин отпраздновали выход своего совместного альбома «Two Worlds». В 2000-х Грюсин сосредоточился на сольных проектах, сочинении джазовой музыки и гастролях в поддержку новых альбомов.
На основе пресс-релиза
Отзывы о «Lee Ritenour Band feat. Dave Grusin»
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Фотографии к концерту «Lee Ritenour Band feat. Dave Grusin»
Другие концерты / джаз и блюз
Концерт Roy Young
Харизматичный артист, родившийся на Ямайке, живущий в Израиле и выступающий по всему миру, объединяет в своих концертах буквально всё, что слышит.
Концерт Сергея Жилина и «Фонограф – Упоение джазом»
«Упоение джазом» – такое название получил цикл самых неожиданных и одновременно самых ожидаемых концертов джазового пианиста, народного артиста России Сергея Жилина.