Московский концертный зал «Зарядье»
Большой зал Московского концертного зала «Зарядье» рассчитан на 1600 мест. На его сцене будет звучать музыка различных направлений: классика, барокко, джаз и произведения современных композиторов в исполнении лучших музыкантов нашего времени. Малый зал вмещает 400 зрителей и будет использоваться для образовательных программ, камерных концертов, спектаклей и экспериментальных проектов для современной аудитории. В залах Московского концертного зала «Зарядье» будут проходить спектакли, концерты и образовательные программы для детей всех возрастов.
Алла Демидова | Анастасия Белукова | НФОР | Трансляция | 5 марта 2020
Крамер | Румянцев | Тимофеев | Чернакова | Онлайн-концерт | 30.03.2020
Мириам Мерабова | MIRAIF | 8 апреля 2020
Луганский | Трансляция | 05 декабря 2019
Хор Московского Сретенского монастыря | Трансляция | 22 декабря 2019
Спиваков | НФОР | Трансляция | I отделение | 13 марта 2020
Спиваков | НФОР | Трансляция | I отделение | 13 марта 2020
Гиндин | Березовский | 9 ноября 2019 | Трансляция
Трансляция | Антон Батагов | Цикл песен «16+» | Надежда Кучер | I отделение | 16 Февраля 2020
Трансляция | Антон Батагов | Цикл песен «16+» | Надежда Кучер | I отделение | 16 Февраля 2020
Максим Рубцов, флейта | Екатерина Айзенштадт, фортепиано
Хор Данилова монастыря | ТРАНСЛЯЦИЯ | 16 ЯНВАРЯ 2020
Отзывы о «Московский концертный зал «Зарядье»»
Ещё 19 отзывовВ Концертном зале "Зарядье" я была впервые, то напишу о нем несколько слов. Оказалось, что от метро «Китай-город» идти буквально 3 минуты, вход расположен как раз в самой удобной точке, чтобы не промахнуться. Внутри очень светло и красиво, само по себе пространство впечатляет, но сделаны также фотозоны. В гардеробе моментальное обслуживание, даже очереди не успевали образовываться. Еще очень понравились стены с зеркальными рейками, необычно сделано, ходишь, разглядываешь свои многочисленное отражения. Небольшие заминки были в зале, там очень сложное устройство, но терпеливые капельдинеры помогали каждому найти место и разрешить конфликты с правыми и левыми сторонами бельэтажа.
Большой Пасхальный концерт «От меня это было» состоял из двух частей. В первой Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря сначала поздравил зрителей с Пасхой. Но так как День Победы тоже пришелся на эту неделю, то и репертуар выбрали соответствующий. Игорь Петренко читал настоящие письма с фронта, датированные 1941 и 1942 годами. Бойцы писали о быте, волновались о семье, хоронили товарищей. Было даже письмо-завещание, когда солдат, казалось бы, предчувствовал свою гибель, и за 2 дня до нее попрощался с родными. Хор исполнял песни «Эх, дороги…», «Бьется в тесной печурке огонь», «Темная ночь» а капелла. Это было настолько красиво и трогательно, что, мне кажется, не было таких зрителей, у кого бы хотя бы раз не навернулись слезы. На последней песне «Прощание славянки» зал встал.
Вторая часть была еще более необычной. Под сопровождение трех хоров и оркестра, в котором на альте солировал Юрий Башмет, была прочитан стихотворный труд преподобного старца Серафима Вырицкого «От Меня это было». «Разговор Бога с душой» декламировал иеромонах Кирилл (Перегудин) под произведение композитора Петра Корягина. Кафедра чтеца стояла за партером, довольно далеко от сцены, и всё вместе со зрительным залом производило праздничное и торжественное впечатление.
Концерт вызвал у меня сильные чувства, я смогла насладиться хоровым пением и проникновенной музыкой. Он охватил сразу два великих праздника, и очень оригинально передал атмосферу обоих.
10 мая в Светлую пятницу Пасхальной недели, я побывала в Зале Зарядье на Большом Пасхальном концерте.
Концертный зал впечатлил современностью, удобством, круговой рассадкой, прекрасной акустикой и обзором. Интерьеры воздушные и легкие, окна в пол, панорамные виды на Кремль, Москву реку... освещение, зеркала, плавность линий...все очень гармонично.
Очень символично, что концерт начался Пасхальным каноном и дальнейшим приветствием: "Христос воскресе!", "Воистину воскресе!"
Прозвучали песни в исполнении артистов Праздничного Хора Данилова монастыря: "Темная ночь", "Прощание славянки", "В землянке", "Эх, дороги"... исполнение а капелла, делает акцент на мелодике голосов, солисты - лауреаты международных конкурсов, искренне проживают песни...
В продолжении концерта выступили: Московский камерный ансамбль "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета, Праздничный мужской хор Данилова монастыря п/р Г. Сафонова, Государственный Академический ХОР им. А.В. Свешникова п/р Г. Дмитряк и Большой Детский хор им. В.С. Попова п/р А. Кислякова.
Церковные песнопения, произведения духовной музыки, написанные современным композитором Петром Корягиным, исполненные хорами бесподобны! Живое звучание, мастерство дирижера и соло на альте от маэстро Юрия Башмета, что то невероятное...
Удивительно, как трогательно и проникновенно прозвучала литературная часть концерта "Письма с фронта" (заслуженный артист России Игорь Петренко) и "От меня это было" (Иеромонах Кирилл), стихотворный труд "Разговор Бога с душой" преподобного старца Серафима Вырицкого, вот небольшая цитата из него:
- "Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова."
Концерт прошел при полном аншлаге, восхитительно, насколько музыка и пение воодушевляют, наполняют божественной теплотой, дарят мир и спокойствие, проникая в самое сердце и душу.
В Москве продолжается музыкальный фестиваль, посвященный 95-летию Народного артиста СССР Владимира Минина, основателя, первого художественного руководителя и главного дирижера, с 2019 года — президента Московского государственного академического камерного хора.
Третий концерт фестиваля, прошедший в зале Зарядье, стал потрясающим подарком московским меломанам. Эксклюзивная программа и талантливое исполнение не оставили равнодушным никого из пришедших в этот снежный вечер в зал Зарядье, стильно и со вкусом украшенный к Новому году.
Концерт начался с кантаты "Иоанн Дамаскин" Сергея Танеева. Она стала первым сочинением композитора, в котором его талант и мастерство выявились полно и ярко. Именно ей взыскательный композитор присвоил первый номер, ор. 1, в ряду своих произведений.
"Иоанн Дамаскин" отличается возвышенным, строгим строем музыки и безупречностью вкуса. Московский государственный академический камерный хор, Российский национальный оркестр, Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова, участвовавшие в концерте, исполнили кантату с присущим им высоким мастерством и благородством.
Дирижер Тимофей Гольдберг провел слушателей через скорбную первую часть кантаты, небольшую по размеру вторую часть, контрастирующую с первой своим строгим аккордовым складом и мощную, грандиозную третью. Потрясающее преображение лирической темы первой части в величественный апофеоз в финале, и просветленная средняя часть цикла, исполненная хором a cappella, заворожили зал. Лирико-философскую кантату "Иоанн Дамаскин" можно назвать подлинным "русским реквием".
В заключение первой части концерта, мы услышали "Вокализ" Сергея Рахманинова в авторском переложении для симфонического оркестра.
Но все пришедшие на концерт с особым нетерпением ожидали окончания антракта, чтобы услышать кантату "История доктора Иоганна Фауста" Альфреда Шнитке.
Аксиома европейского искусства гласит: "У каждого художника должен быть свой "Фауст"", и Шнитке, с юных лет завороженный образом Фауста, не мог пройти мимо этой темы. За основу он взял текст "Народной книги" Шписа, изданной в 1587 году. "Народная книга" живым, наивным языком рассказывает историю доктора Фауста: он конечно же шарлатан, наказать его надо, но все-таки Фауста жалко.
Благородная музыка Шнитке и великолепное исполнение кантаты наверняка станут одним из самых незабываемых впечатлений для всех, пришедших в этот вечер в зал "Зарядье".
Шнитке своеобразно распределил голоса исполнителей своего сочинения. Роль рассказчика-евангелиста досталась тенору (Дмитрий Бобров), Фауста, антагонист Христа, - басу (Алексей Тихомиров), хор здесь и участник действия и комментатор событий. Но самое оригинальное решение композитора состоит в представлении образа Мефистофеля: он выступает в двух лицах – как "сладкоголосый обольститель" (контратенор Артем Крутько) и "жестокий каратель" (эстрадный вокал - Полина Конкина). Оба эти персонажа лишены традиционного мужского голоса и по музыкальной окраске выделяются из всего, известного в истории музыки
Шнитке говорил: "Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность".
Этот эпизод производит сильнейшее впечатление: часы отбивают полночь, эстрадная певица в алом платье идет через зал, поднимается на сцену и поет в микрофон шлягерную мелодию. Контраст между простейшим напевом и страшным текстом, описывающем ужасающие подробности гибели Фауста, поражают воображение. Самое решительное и радикальное, на что подвигся Шнитке в кантате "История доктора Иоганна Фауста", это эстрадная "ария" в жанре танго в кульминационном эпизоде гибели Фауста.
Потрясенные слушатели, по окончании концерта, устроили бурную овацию исполнителям: Московскому государственному академическому камерному хору, Российскому национальному оркестру, Государственной капелле Москвы имени Вадима Судакова и дирижеру Тимофею Гольдбергу.
С 16 по 20 мая 2022 года сразу на нескольких знаковых концертных площадках Москвы прошел Фестиваль камерных ансамблей. Фестиваль проводился в честь 30-летия лауреата премии «Грэмми», камерного ансамбля «Солисты Москвы» (основатель, художественный руководитель, дирижер и солист – народный артист СССР Юрий Башмет).
Мне посчастливилось побывать на закрытии фестиваля в концертном зале Зарядье.
Программа концерта была феерическая. В нем участвовали Филармонический камерный оркестр Новосибирска, народный артист России, лауреат премии «Les Viktories de la Musique» Вадим Репин и выдающийся гобоист и дирижер Алексей Уткин.
Первое отделение концерта началось с полной ликующей радости "Маленькой ночной серенады" Моцарта. Этот миниатюрный камерный шедевр, мимолетный и легкий как вдох, наполнен жизнерадостным смыслом, восторгом и упоением.
Затем прозвучал Концерт для гобоя, скрипки и бассо континуо до минор Иоганна Себастьяна Баха. Его изумительная главная тема создала ощущение света и возвышенной радости. Вторая часть окрашена в лирические тона и прекрасна в мечтательной безмятежности главной темы, которую выводит гобой, а затем подхватывает скрипка, создавая таинственный колорит. Третья часть концерта Баха, отличается насыщенностью и яркостью и чувством энергичной решимости.
Второе отделение началось с исполнения произведений Петра Ильича Чайковского. Сначала прозвучали третья и четвертая части Серенады для струнного оркестра до мажор. Эта музыка очаровала всех пришедших в зал Зарядье, никто не смог остаться равнодушным во время прослушивания замечательного творения великого мастера.
После Серенады мы услышали "Размышление" для скрипки с оркестром, произведение, исполненное высшей душевной гармонии. Поэтическая глубина музыки которого, позволяет блестяще использовать возможности скрипки.
Блок из произведений Чайковского завершился блестящей концертной пьесой "Вальс-скерцо" для скрипки с оркестром. Его яркая образность, бравурные пассажи требуют от солиста блестящего владения инструментом. И Вадим Репин продемонстрировал его в полной мере.
А в финале концерта прозвучало потрясающая «Цыганка», рапсодия для скрипки с оркестром Мориса Равеля, занявшая прочное место в репертуаре выдающихся скрипачей виртуозов. Вступление, имитирующее плач, требует от скрипача виртуозной техники, представляя музыканту свободу манипулировать ритмами, фразами и временем по-своему. Музыке "Цыганки" свойственны изобразительность и красочность, блеск и изящество.
Восторгу слушателей, пришедших на концерт, не было предела, долго не стихавшие овации выражали безграничную благодарность меломанов.
Прекрасный и удобный во всех отношениях Зал "Зарядье" в очередной раз порадовал замечательной организацией и интересной программой.
«Страсти по Марку» в «Зарядье», или Что мы знаем о Страстной неделе?
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Спасибо, Михаил Афанасьевич, за эту прозу, которая звучит как поэзия...
А дальше, как вы помните, у прокуратора был плохой день. Плохой, если не сказать, ужасный, день был и у «подследственного из Галилеи», Иешуа Га-Ноцри, Исуса из Назарета.
14 числа весеннего месяца нисана иудеи начинают праздновать один из главных своих праздников, Песах, посвященный исходу из Египта, обретению народом свободы и своей земли. Именно для того, чтобы отпраздновать этот праздник, Исус с учениками и пришли в святой город Иерусалим. Но...
Входя в Иерусалим, Иисус заявил о себе как о Мессии. Всенародно.
В Вифании женщина совершила помазание, которое символизировало последующие страдание и смерть Христа.
Далее урок смирения: омовение Иисусом ног ученикам.
Тайная вечеря. Последняя трапеза с учениками, во время которой Иисус говорит много важного: учит, предсказывает и предупреждает. Главное предупреждение, которое помнят все, о том, что один из присутствующих станет предателем.
Путь в Гефсиманский сад и предсказание о том, что ученики оставят своего учителя.
Моление о чаше. Этот момент мне кажется самым важным: «И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты».
Поцелуй Иуды. Арест. Иисус предстает перед первосвященником в Синедрионе. Троекратное отречение апостола Петра. Суд Пилата. Бичевание. Терновый венец. Крестный путь. Срывание одежд. Распятие. Смерть.
Снятие с креста. Положение во гроб. Воскресение...
Все, что происходит с момента вхождения в Иерусалим и до положения во гроб (включительно) – христиане называют Страстями Христовыми. Страсти в данном случае – страдания духовные и физические. Можно было бы написать подробнее, но, думаю, любой, даже соверенно неверующий человек, знает, о чем идет речь.
Страстная седмица – семь дней, в которых объединено все, от ожидания праздника до отчаяния, от смерти до воскресения.
О развитии событий мы знаем благодаря четырем «Евангелиям»: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
Уже в раннем христианстве сложилась традиция декламировать или разыгрывать «Страсти» в лицах на богослужениях. В XVIII веке их начинают исполнять как ораторию, т.е. крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Автор самых знаменитых ораторий – Иоганн Себастьян Бах.
Четыре «Евангелия»- четыре музыкальных цикла «Страстей» у Баха. Возможно, самыми популярными являются «Страсти по Матфею». «Евангелие от Матфея» - первая книга «Нового Завета» и первое из четырех канонических «Евангелий». [Недаром Левий Матвей везде ходил за Иешуа...] Но услышать удалось «Страсти по Марку».
«Евангелие от Марка» - второе в каноническом списке. Апостол Марк считается учеником Святого Петра. Соответственно, как указывает один из христианских источников, «Петр рассказывал, Марк писал». Хотя, по преданию, в ночь ареста Христа в Гефсиманском саду апостол Марк следовал за ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов. Косвенным подтверждением этого является история, которая приводится только в этом Евангелии: о неизвестном юноше, который в ночь взятия Христа воинами выбежал на улицу в одном одеяле. Когда его попытались схватить, молодой человек оставил одеяло в руках воина, и убежал совершенно нагой.
Апостол Марк писал «Евангелие» для уверовавших язычников, т.е. не для иудеев (как Матфей, например). Эта история самая короткая из четырех, исследователи называют ее стиль живым и динамичным, язык – скорее разговорным, а не литературным.
Бах написал «Страсти по Марку» на страстную пятницу 1731 года. Партитура была утеряна, только текст сохранился. Но музыка «Страстей по Марку» была «примерно» восстановлена на основе других произведений великого композитора.
Вот такую «восстановленную» версию я и услышала на концерте в «Зарядье».
Йорн Бойзен, несколько лет назад создавший очередную реконструкцию утраченной партитуры,
дирижировал и играл на клавесине. Нужно сказать, что делал он это практически одновременно. Впервые видела клавесин на месте пюпитра… Получилось очень гармонично.
Ансамбль Pratum Integrum, хор Intrada и четыре солиста прекрасно звучали, рассказывая нам историю Страстной недели.
Не хочу пересказывать умные комментарии, найденные в интернете. Хочу высказаться как не очень опытный слушатель. Тем более, именно хоровое пение имела счастье слышать вообще считаное количество раз. Я шла слушать музыку: просто отвлечься, «закрыть двери зала», дистанцировавшись от огромного города за его стенами. Но неожиданно поняла, что и вслушиваюсь (в том числе – в интонации исполнителей, в звучание хора) и вчитываюсь (в текст на экране). И удивляюсь! Удивляюсь легкости, свету, даже оптимистичности того, что слышу.
Возможно, это реакция человека, далекого от религии. Возможно, я даже позавидовала тем, кто верит…
«Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи».
Булгаков был прав, как всегда. Хотя суперсовременные интерьеры «Зарядья» даже не напоминают скромную обитель Мастера, а светильники сияют много ярче свечей, но есть ощущение покоя. Покоя огромного космического корабля, который только начал странствие по Вселенной. И мы с ним…
Может ли роман в стихах 19 века быть актуальным в наше время? Может! В этом я убедилась апрельским вечером в концертном зале «Зарядье». Сюжет по сей день находит отклик в сердцах людей, ведь такие герои до сих пор живут среди нас. Только вот как классику передать интересно и по-новому?
Выдающееся произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» представили в сценической версии литератора Глеба Кржижановского. Изначально она предназначалась для постановки Александра Таирова 1936 года в Московском Камерном театре, музыку специально для спекактля написал Сергей Сергеевич Прокофьев. Но только в 2012 году «Евгений Онегин» с музыкой Прокофьева впервые был поставлен в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Московские зрители увидели концерт-спектакль, в роли чтеца выступал популярный актер театра и кино Дмитрий Дюжев, а гениальную музыку играл оркестр театра «Новая опера» под руководством Юрия Медяника.
В спектакле Дмитрий Дюжев перевоплощался во всех героев, примерял и женские роли, но на сцене не было костюмов или декораций, лишь два стула по краям. Актёру удалось передать интонацией, мимикой и движениями не только образы героев, но и их чувства. Я смотрела на сцену и видела одновременно Онегина, Ленского и Татьяну Ларину, они жили здесь и сейчас, то кричали до слёз в глазах, то шептали так тихо, что кажется я задерживала дыхание, дабы всё услышать. Моя душа эмоционировала даже когда Дмитрий просто шёл по сцене и каждый его шаг эхом прокатывался по залу (в этом наверное заслуга звукорежиссёра). Но даже в такое трагичное произведение Дюжев добавил нотки юмора, никаких отступлений от текста, это словно мелькало между строк, однако воспринимать действие становилось приятнее. По окончании концерта состоялся открытый диалог актёра со зрителями. Дмитрий рассказал что на подготовку к спектаклю потребовался год, однако его интересовало: не мешало ли что-либо восприятию, не терялась ли нить повествования. Мне понравилось такое отношение артиста, словно он лично со мной побеседовал :)
Конечно, эмоциональности постановке добавила музыка. Она не привязана к эпохе, она оригинальная. Сначала мне было удивительно повторение некоторых произведений, но потом стало понятно, что это лейтмотивы и далее по ходу сюжета я уже ждала их. Надо заметить, что текста было много, но оркестр сидел тихо, нотами на пюпитрах никто не шелестел. Вот только номеров показалось мало, хотелось ещё слушать и рассматривать оркестр в действии, ведь в зале с такой потрясающей акустикой это полное наслаждение.
Большой зал Московского концертного зала «Зарядье» — можно сказать один из лучших театрально-концертных залов в мире. Для проверки реверберации был создан точный макет 1:10, а вместо зрителей с абсолютным слухом в кресла были посажены манекены с вмонтированными микрофонами. Сейчас этот макет выставен на обозрение на -1 этаже здания. Технологические параметры зала превосходят аналогичные возможности всех концертных залов России. Ряды партера могут как приподниматься на высоту до 2,5 метров, так и полностью складываться, превращая зрительный зал в ровную площадку. В партере подъём начинатся с 9 ряда, но благодаря шахматной расстановке кресел видно идеально с любого места, даже в амфитеатре и на балконе. Спинки кресел слегка откидываются назад, но это не мешает сидящим сзади, так как проходы между рядами достаточно просторные. Я уловила в зале запах дерева, оказалось что стены и потолок выложены панелями, с использованием массива красного дерева «махагони», напольное покрытие сцены собрано из кедра особой породы, а пол зрительского пространства выложен паркетной доской из дуба. Плавные линии в оформлении — словно волны, по которым звук катится, нигде не застревает, а дойдя до слушателя обволакивает его. Очень приятные ощущения.
В самом сердце ландшафтного парка "Зарядье" находится футуристическое чудо - концертный зал "Зарядье"
Какой же это стильное, воздушное и современное пространство!
Внутри, будто в каком-то космическом корабле, просторный лаконизм; свет, поражающий с первого раза; зал невероятной архитектуры с плавными линиями, запах дерева и космический звук.
⠀
Потрясающая акустика - чистейшая и живая! У меня невероятные ощущения.
У пятилетнего ребёнка восторг! Дети чувствуют по-другому. Из всех залов, которые мы успели посетить с сыном, этот больше всего его впечатлил!
Он мне рассказывал про "мурашки, которые бегали у него по ручкам, когда играл оркестр".
Разве это не здорово!?
⠀
Для первого знакомства с концертным залом "Зарядье" я выбрала для нас с сыном необычное мероприятие. Очень!
Фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин"" с музыкой Майзеля в живом исполнении симфонического оркестра "Персимфанс".
⠀
Организаторы указали возраст 6+, и хоть в душе я немного сомневалась, но решила рискнуть.
И не пожалела ни минуты!
Мы оба под большим впечатлением, потрясающее исполнение и столько всего интересного и нового.
⠀
В этом показе уникально абсолютно всё!
Великую классику Эйзенштейна показывали на настоящем плёночном ручном кинопроекторе, который можно было изучить до или после показа.
⠀
Мы словно погрузилось в прошлое, в столетний кинопоказ, под треск кинопроектора увидели «киножурнал», а затем чёрно-белый шедевр в сопровождении музыки.
"Персимфанс" частично восстановил оригинальную партитуру Майзеля 1926 года. Особенность её в том, что добавлены различные шумы, имитирующие выстрелы, волны, ветер и тд.
Для этого на сцене разместили огромные музыкально-шумовые машины, а музыканты использовали различные приспособления!
Как же они понравились сыну. Он с огромным интересом следил за тем, как на них играли!
⠀
Шумовые эффекты были реалистичны и так гармонично вплелись в сюжет, что казалось, это единое целое.
А когда прозвучал настоящий выстрел из пистолета, все вздрогнули! Браво!
Уникальные живые звуки и прекрасная музыка Майзеля очень сильно увеличили эмоциональное восприятие фильма.
⠀
Интересен и сам "Персимфанс" - это первый оркестр без дирижёра, воссозданный в 2008г. пианистом и композитором Петром Айду.
Советую запомнить его название!
Оркестр экспериментируют с шумовой музыкой и это очень здорово!
На прошлой неделе впервые побывала в концертном зале «Зарядье», что расположился в самом сердце столицы. В Большом зале показывали фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» под аккомпанемент «живой» музыки австрийского композитора Эдмунда Майзеля. И это оказался тот самый случай, когда ретро-фильм органично вписался в футуристические интерьеры самого современного концертного зала Москвы.
Кстати, про интерьеры. Всё многоуровневое пространство Зарядья напоминает большой космический корабль — белые плавные формы, перетекающие друг в друга, много воздуха и света.
В фойе концертного зала расположилась интересная скульптурная композиция в форме ленты Мёбиуса под названием «Энергия бесконечного развития». По словам ее скульптора Паата Мерабишвили каждый, кто встанет в центре фигуры, получит частицу энергии и любви) Мне в этот раз не удалось протестировать, придется еще раз вернуться)
Тут же в фойе можно увидеть и вполне классические скульптуры, отдающие дань нашему музыкальному наследию.
Сам Большой зал является первым в России залом-трансформером. Амфитеатр в нем может быть выстроен в один уровень с партером, а оркестровая яма может регулироваться по высоте.
И во всем этом ультрасовременном великолепии нам предстояло увидеть классику немного кино — фильм Сергей Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» 1925 года под аккомпанемент Персимфанса — Первого симфонического ансамбля, выступающего без дирижера.
Показ начался с нескольких коротких лент братьев Люмьер. Думаю, сделано это было неспроста, а для того, чтобы мы — зрители из XXI века — почувствовали, как далеко для своего времени шагнул Эйзенштейн. Режиссура массовых сцен, новаторский монтаж, первые попытки расцветить черно-белое изображение — всё это стало его вкладом в развитие кинематографа.
Немое кино тогда невозможно было представить без музыкального сопровождения. Именно музыку Эдмунда Майзеля, написанную в 1926 году, сам Эйзенштейн выбрал в качестве аккомпанемента к своему фильму. Что интересно, в партитуру Майзель вписал и разнообразные шумы, которые призваны усилить эмоциональное воздействие на зрителя.
До наших дней, к сожалению, партитура не сохранилась полностью, но музыканты Персимфанса постарались максимально бережно и достоверно распорядиться тем, что есть. И, конечно, не забыли и про звуковые эффекты.
75 минут, что шел фильм «Броненосец «Потемкин», пролетели довольно стремительно, во многом благодаря музыке) Да и современный зритель, привыкший к средней длине фильма в 2 часа, конечно, без труда досмотрит его до конца.
В нашем случае это, скорее, был такой эксперимент — увидеть и услышать фильм глазами зрителей «той» эпохи столетней давности. И эксперимент этот прошел успешно) Теперь вот интересно, какое кино и как будут смотреть люди еще лет через 100?)
БРОНЕНОСЕЦ ПОТЕМКИН.
ЗАРЯДЬЕ .
ПЕРВЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР БЕЗ ДИРИЖЁРА "ПЕРСИМФАНС".
Что связывает все эти имена и объекты культуры . Немое кино и суперсовременный концертный зал ?
Начинаем рассказ?
С моей тягой ко всему неожиданному и удивительным сочетаниям несочетаемого, пропустить такую афишу я не могла .
"В Большом зале «Зарядье» в Москве состоится специальный показ легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» с музыкой Эдмунда Майзеля, в исполнении Первого симфонического оркестра без дирижёра Персимфанс ",- вот что обещала афиша .
И вот я Уже здесь- в Большом зале концертного зала Зарядье .
Для начала для тех , кто ещё не был в этом концертном комплексе - однозначная рекомендация к посещению . Красивые светлые пространства , все в перетекании плавных линий и отражениях огней . Комфортное и эргономичное пространство , эстетическое удовольствие от самого концертного комплекса и , главное, ЗВУК .
Звук действительно великолепный - он летит в зал , слышно абсолютно везде ( проверила ) и очень красивое звучание .
Вернёмся к спецпоказу .
Думаю каждый из нас видел , если и не полностью , то фрагментами , знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин ". И уж абсолютно верно , что кадры с детской коляской на лестнице вошли в Золотой фонд мирового кинематографа .
Мы привыкли к мысли , что этот легендарный фильм демонстрируется на музыку Шостаковича .
До концерта я даже не задумывалась , что такая озвучка появилась у него только в 1970-е годы.
А в 1926 году В кинотеатрах небольшие оркестры или таперы исполняли музыку по своему вдохновению .
Однако , существовала единственная партитура , авторизованная самим Эйзенштейном - музыка Эдмунда Майзеля, написанная им для немецкого проката.
Правда , в Германии эту музыку быстро запретили (хотя сам сильно отцензурированный фильм продолжал идти), а во времена Третьего рейха партитура была и вовсе утеряна.
Идея восстановить партитуру встречала многочисленные препятствия: от потерянных листов и разрозненных небольших фрагментов из архива Эйзенштейна , до технических сложностей разложения ее на инструменты .
Огромный труд был проделан коллективом и на суд зрителя вынесен возрождённый дуэт гениальных кадров и реконструированной музыки .
Первое , что сразу удивляет зрителя - небольшое количество музыкантов .
Но именно такого плана оркестры сопровождали просмотры кинолент в те далёкие времена немого кино
Огромную благодарность и восхищение хочется выразить музыкантам Первого симфонического ансамбля без дирижера — Персимфанса за их великолепно слаженное и одновременно такое эмоциональное исполнение .
Но самое огромное впечатление произвели на меня шумовые машины . Что это такое?
Как мы знаем, ещё в театрах использовались специальные механизмы для воспроизведения различных звуков .
И немое кино абсолютно гармонично смотрелось под звук моря из огромных деревянных качающихся коробов, выстрелы изображались с помощью отдельной специальной шумовой машины , одновременно похожей на шарманку и механизм гениального Леонардо да Винчи .
Отдельная машина озвучивала ветер , поршни мотора двигались под звук щёток по дереву , а выстрелы крупного калибра - имитировали удары по металлическим листам .
Хочу отметить что все эти приспособления сделаны по эскизам начала XX века.
И их звук абсолютно органично вписывается в музыку , а не является чем- то инородным по отношению к партитуре .
Оказалось , что это очень увлекательно - смотреть гениальные кадры немого кино и слушать живую музыку .
А чтобы совсем погрузить зрителя в атмосферу прошлого века , перед показом фильма нашему вниманию был предложен киножурнал , в который вошли несколько фильмов братьев Люмьер .
Демонстрация велась из старого проектора с вручную вращающейся рукояткой и аккомпанементом на механическом пианино.
Почувствовать себя зрителем XIXвека оказалось невероятно интересно .
Спасибо всем авторам и исполнителям этого удивительного музыкального кинопоказа
13 апреля я побывала в Концертном зале "Зарядье" на не совсем обычном концерте – на музыкально-поэтическом моноспектакле «Евгений Онегин. Главы из романа» в сопровождении оркестра «Новая опера».
Для меня это был абсолютно новый опыт. Никогда раньше я не была на мероприятиях такого формата. Да что уж, на концертах классической музыки была всего пару раз в жизни, и то по случаю. Я даже в афишах ни разу не встречала ничего подобного.
Что я могу сказать. Я осталась в восторге. Дмитрий Дюжев великолепно читал Онегина.
Его голос настолько многогранен, что он прекрасно читал как мужские, так и женские роли. Закрыв глаза, можно было подумать, что на сцене идет спектакль и актеров там явно больше одного. Дмитрий, безусловно, мастер перевоплощений. Происходящее на сцене настолько увлекло меня, что я не заметила, как пролетели два часа. У меня не было ощущения, что я слушаю скучную классику. Все-таки не зря Пушкин считается гениальным поэтом. Его произведения вечны. Ну и конечно же не могу не отметить оркестр. Именно звучащая фоном музыка Прокофьева делала происходящее цельным.
Меня очень поразило количество людей и ажиотаж на этом спектакле. Зал был полон. И это были не только люди среднего и старшего возраста, но и молодежь. Это не может не радовать. Это значит, что произведения великого поэта не утратили своей популярности и по-прежнему любимы и почитаемы всеми поколениями. Стоит ли идти на этот спектакль с детьми? Однозначно да.
Отдельно хочу рассказать про Концертный зал «Зарядье». Я где-то читала, что этот зал является одним из лучших концертных залов Европы. И с этим сложно не согласиться. В зале просто невероятная акустика. Современная механизация зала позволяет проведение самых различных по формату мероприятий. Ряды партера могут как приподниматься на высоту до 2,5 метров, так и полностью складываться, превращая зрительный зал в ровную площадку.
Очень удобные, мягкие кресла с откидывающимися спинками. А расстояние между рядами достаточное, чтобы не вставать с места, пропуская зрителей, которые проходят к своим местам. В зале прекрасная видимость и слышимость с любого места.
Архитектура как самого здания, так и зала впечатляет.
Я счастлива, что побывала на мероприятии такого уровня.