Отдел новейших течений Третьяковской галереи возобновляет показы проектов актуального искусства, которые на протяжении 2004-2005 годов проводились в зале №63 и получили весьма высокую оценку коллег, специалистов, прессы и публики.
Однако формат самих проектов и их презентаций заметно изменяется. Вместо эфемерных граффити, которые молодые художники оставляли прямо на стенах Галереи, ныне зрителю будут явлены сложные выставочные инсталляции, требующих не только длительной подготовки, но и серьезных организационных и денежных вложений в их изготовление.
Поэтому новая долговременная программа показов актуального искусства в ГТГ предполагает сотрудничество с частными культурными институциями такими, как Фонд Владимира Потанина, Фонд Екатерины и Фонд Новый, а также с ведущими российскими и иностранными галереями. Они выступают партнерами, то есть не только спонсорами, но и соавторами выставок-презентаций.
Программа открывается серией проектов под названием «Личные итоги первого десятилетия», разработанной и осуществляемой совместно с Фондом содействия современному искусству Марата Гельмана.
ГТГ давно сотрудничает с Маратом Гельманом, одним из первых галеристов России и крупнейшим знатоком и коллекционером отечественного искусства. Данный проект носит юбилейный характер, ведь пятнадцать лет назад начали параллельно складываться и коллекция Марата Гельмана, и собрание Отдела новейших течений, который в те годы находился еще в музее «Царицыно». Неудивительно, что многие выдающиеся художники этого периода оказались широко представленными в обеих коллекциях. Их сближает не стиль и не тенденция, ибо рубеж ХХ-ХХI веков лишен мейн-стрима, а общий процесс трансформации сложившейся в советское время нон-конформистской, подпольно-авангардной субкультуры в современное искусство России.
Для каждого из художников эта трансформация культурного статуса имела очень разные человеческие и творческие последствия. Одни, как Дмитрий Гутов, почувствовали вдруг ответственность за все культурное наследие страны - от иконы до соцреализма - и постарались встроить свою работу в каноны национальной художественной традиции. Другие, как Олег Кулик, осознали себя лидерами международной художественной сцены. Третьи, как Георгий Острецов, ощутили себя полноправными участниками общемировых художественных течений. Четвертые, как группа «Синие носы», представили практики аутсайдерского пародирования и осмеяния идеологий характерным феноменом всего современного сознания и т.д. Эти различные личные творческие выводы из общего процесса изменения нашей культуры и легли в основу инсталляций данной серии проектов.
Каждый автор специально создаст для зала 63 Третьяковской галереи на Крымском валу новый, «музейный» проект. В нем будут суммированы и выражены характерные для творчества определенного мастера, устойчиво повторяемые, ключевые темы, приемы и сюжеты.
В этой «итоговой» инсталляции будет также заложено некоторое процессуальное развитие, связанное с характерными для данного художника формами перформанса, то есть художественно осмысленного публичного выступления перед (и совместно с) публикой. В одном случае речь пойдет о серии спектаклей, в другом – о коллективных видео и фотосъемках, в третьем - о концертах. Листовки, плакаты, отзывы зрителей, результаты совместных действий публики и художника войдут составной частью в инсталляцию.
Каждый проект будет выставлен в ГТГ на протяжении 1.5 месяцев и будет сопровождаться каталогом.
Серия проектов «Личные итоги первого десятилетия» открывается фото и видео-инсталляцией Дмитрий Гутова под названием «Повтор, канон, замедление, возврат, оцепенение». На протяжении функционирования проекта Дмитрий выступит в своей инсталляции еще и с серией публичных лекций о русском искусстве.