Сегодня фотография в моде как никогда раньше – галеристы, коллекционеры и просто любители называют имена культовых фотографов наравне с Пикассо, Кандинским и другими гениями XX века. «ВД» с энтузиазмом рассказывает, какие имена пользуются наибольшим авторитетом в кругу ценителей искусства.

Фотография – самый парадоксальный вид искусства: камеру в руках не держал разве что совсем ленивый, но звезд фотографии – единицы. В фотографии, как в древней притче, – много званых, да мало избранных. Чтобы вспыхнуть звездой, нужно с миллионной попытки высечь из объектива искру божью. «Единственный момент творчества, – писал гениальный Картье-Брессон, – это одна двадцать пятая доли секунды, когда щелкает затвор,
в камере мелькает свет и движение останавливается». Лишь избранным за доли секунды удалось создать нечто большее, чем отпечаток с реальности. То, что потом назовут «стилем Родченко», «манерой Ньютона» или «миром Арбус». Начинавший как военный корреспондент конца Второй мировой, Брессон основал одно из самых знаменитых и авторитетных фотоагентств «Магнум». Его репортажная съемка едва ли не с первых кадров превратилась в поэзию. Он стал новым символом Парижа наряду со старыми кафешантанами, соборами и мостами.

Анни Лейбовиц

Анни Лейбовиц (р. 1949)
Типичная интеллектуалка Нью-Йорка – богемная растрепанность и панибратство с голливудскими звездами. Каждая американская знаменитость знает – Лейбовиц может возвысить или уничтожить. Ее снимки срежиссированы не хуже блокбастеров Спилберга и спектаклей Брука. Над одной фотосессией Кидман или Круза трудился огромный штат стилистов.

 

 

 

Александр РодченкоАлександр Родченко (1891–1956) 
Один из очень немногих, если вообще не единственный российский фотограф, которого знают на Западе. По его кадрам изучают революционный стиль конструктивизм, по его коллажам проходят азы авангарда, через его серии, посвященные парадам и трудовым будням Страны Советов, вдыхают дух эпохи. Начинавший как художник в кругу Малевича, он пришел к фотографии через издательское дело и пропаганду. Таких головокружительных ракурсов мир еще не видел. В сталинское время был обвинен в формализме.

 

 

Андреас ГурскиАндреас Гурски (Р. 1955)
Один из самых известных фотографов сегодняшнего дня – выходец из Дюссельдорфской академии, являющейся ныне Меккой всех актуальных художников. Гурски и сам в большей степени художник, нежели бытописатель
и репортер. Его фирменный знак – повторяющиеся детали новостроек, однообразные цветные лотки супермаркетов, панорамные съемки стадионов и заводских корпусов. Немец заворожен визуальными клонами
глобализма. Мир Гурски – это хай-тек 1990-х, пазлы фасадов, обезличенные мегаполисы. После выставки в нью-йоркском Музее современного искусства (2001 год) ставки фотографа невероятно взлетели.

 

Хельмут НьютонХельмут Ньютон (1920–2004)
Напоминавший замученного сельского учителя, Хельмут Ньютон до конца дней не мог понять, почему его считают королем моды и гламура. Мало того, что всю жизнь снимал механической камерой, страшно экономил пленку, так еще и кадр выстраивал таким образом, что иная модель должна была бы влепить звучную пощечину. Он взнуздывал моду с остервенелостью – не зря его подозревали в некрофилии и садизме. Между тем обложки
всех глянцевых изданий ХХ века работали по законам Ньютона. Пал и последний бастион – немецкий еврей,
бежавший от фашистов в Сингапур, в 1980-е добрался до любимицы Гитлера Лени Рифеншталь. И снял ее.

 

Диана АрбусДиана Арбус (1923–1971)
В скором времени на экраны должен выйти фильм, посвященный Арбус, где Николь Кидман играет роль богемной фотохудожницы. Кидман не впервой играть гениальных женщин, покончивших с собой (уже была Вирджиния Вульф). Вместе с тем, Диана Арбус далека он голливудского романтизма – с 1960-х годов она прославилась фотографиями фриков, трансвеститов, престарелых нудистов, слишком откровенными кадрами
людских слабостей. Депрессивная Америка, где нет и следа попкорновой радости. После самоубийства художницы были открыты ее архивы, проведены шумные выставки, и цены на каждый отпечаток поднялись до многотысячных высот.

 

Уильям Кляйн

 Уильям Кляйн (р. 1928)
Американец, начинавший в 1940-е годы как художник и отправившийся за вдохновением в Париж, лишь под влиянием европейского воздуха понял свое призвание. Его съемка для Vogue стала классикой жанра – смесь
постановочной композиции и спонтанной уличной сцены, картинность и репортажность в одном флаконе. Кроме того, Кляйн снял несколько провокационных политических фильмов.

 

 

 

Эдвард ШтайхенЭдвард Штайхен (1879–1973)
Когда в начале 1890-х на нью-йоркской сцене появился молодой фотограф Эдвард Штайхен, фотография была доходным бизнесом студийных портретистов. От бизнеса он с презрением отвернулся и стал одним из основоположников художественного фото. Крупноформатные вещи он «выстраивал» по два месяца, доводя до абсолютного звучания каждый миллиметр отпечатка и доказывая, что его искусство стоит не ниже живописи. Сегодня то же самое доказывают цены на его винтажи. Самый дорогой снимок всех времен и народов – штайхе-
новский «Пруд» 1904 года за $2 980 000. В начале века его брали за $75.

 

 

Роберт Мэпплторп

Роберт Мэпплторп (1946–1989)
Первая крупная выставка «Полароид-1976» 30-летнего фотографа прошла не где-нибудь, а в музее «Метрополитен». И конечно, вызвала настоящий скандал. Что еще ожидать от питомца Энди Уорхола, наркомана, демонстративного гомосексуалиста и любителя жесткого порно? Позднее в работах Мэпплторпа разглядели больше классической красоты, чем секса. Его насилие и жестокий натурализм – обратная
сторона ранимости и чувст вительности. Увидев в черно-белых снимках и классику, и искушения ХХ столетия, критики возвели их в ранг музейно-выставочной иконы.