Одно из самых модных нынче направлений – ремейки классики и коллажи из популярных образов. Его представляет летняя выставка «Цитаты и дубликаты» в галерее Fine art.

Всем известно, что большими любителями классики являются карикатуристы. Именно они, например, к героям «Последнего дня Помпеи» приставляют головы политиков или деятелей шоу-бизнеса, а вместо «Трех богатырей» на лошадей сажают министров или президентов. Что касается арт-сцены, то передергивание шедевров здесь стали практиковать в начале ХХ века, когда Марсель Дюшан подрисовал «Джоконде» усы и растиражировал ее изображение. С появлением фотографии, а затем и Photoshop`а, возможности художников, работающих в этом направлении, стали и вовсе безграничными.

Прием жив. В этом можно убедиться, заглянув в наши галереи. Так, один из самых популярных художников, склеивающий нынче свои фотокартины из полотен прошлого и голов настоящего — Андрей Будаев. Борис Березовский у него выступает в роли Христа с известного холста Александра Иванова «Явление Мессии», а на картине «Царь Петр допрашивает сына» в качестве провинившегося отрока перед Петром склоняется Зураб Церетели.

Пока музеи не накладывают вето на использование образов (чего в ближайшее время явно не случится), московские художники продолжают разработки этой золотой жилы. К примеру, дуэт художников Сергей Калинин & Фарид Богдалов пишут ремейк монументального произведения Ильи Репина «Заседание Государственного совета», только вместо царских министров изображают сегодняшних госмужей — от Никиты Михалкова до опальных олигархов.

Имеется также целое направление изобразительного искусства, где героями становятся растиражированные медиа-иконы: Шварценеггер в размашистой живописи галерейных мастеров Виноградова и Дубосарского, телепузики у Александра Савко. Кстати, именно Савко придумал брать великие картины и подставлять уже не головы современников, а, допустим, собачьи и кошачьи морды вместо лиц на изображениях сталинских съездов и физиономии телепузиков в шедеврах эпохи Возрождения (вся это он делает в «Айдан»).

Теперь вот на целое лето подобного рода «опыты над классикой» представляет уходящая на каникулы галерея Fine Art. Молодой художник и искусствовед Тимофей Смирнов со своими «Цитатами и дубликатами» работает словно бы на стыке всех перечисленных приемов. Он выдергивает из известных вещей персонажей и целые композиции, а потов «вставляет» их в новое окружение. При этом один из самых его «любимых» живописцев — Василий Перов, завещавший художникам изображать «правду жизни». Смирнов уничтожает весь нравоучительный пафос: перовский «Рыболов» в его исполнении превратился в эдакого Мюнхгаузена, стоящего на спине огромной лягушки. В самих вещах Перова заложена карикатурность, а тут, без лирического среднерусского пейзажа, она проявляется еще сильнее. К слову сказать, Смирнов работает не с помощью ножниц или компьютера, а кистью и масляной краской.

Василий Перов, пытаясь научить художников правильно относиться к своей работе, настаивал на том, чтобы мастер бежал из музеев в народ. Он приводил следующий аргумент: «Все родится, развивается и умирает. И, если раз вы остановились в развитии и пошли назад, то знайте — нет возврата к прошлому, ничто не возрождается в той же форме, в том же виде». Удивительно, но сегодня перовское заявление воспринимается в обратном смысле: вы можете обращаться к прошлому сколько угодно, все равно выйдет что-то новое.