Ради каких выставок стоит идти в нашу главную галерею.
Первые осенние месяцы — самые жаркие для музеев: после каникул вернисажи сыплются один за другим. Среди лидеров по новым и громким выставкам — Третьяковка: в какое из ее музейных зданий ни приди, обязательно найдешь интересный проект.
Начать можно с исторического здания в Лаврушинском переулке, где размещены все картинные шедевры. В залах, предназначенных для графики (рисунки, как известно, показывать долго нельзя), развернулась выставка «Художник и время. Рисунок XVIII века». Работать ей осталось считанные дни до начала октября, поэтому очень стоит успеть насладиться легким пером Щедрина, Матвеева, Алексеева. Здесь же архитектурные фантазии великих строителей Петербурга — Кваренги, Тома де Томона, Камерона. Академизм эффектно сочетается с реализмом — все благородно и изысканно.
В нескольких шагах от главного входа находится Инженерный корпус. Сейчас сюда идут людские потоки не меньше, чем в основное здание. Причина тому — две отличные выставки, открытые почти одновременно.
Первая посвящена иконописцу XVII века Симону Ушакову. Мы со школьной скамьи заучили, что в XVII столетии в древнерусском искусстве появляются светские черты — в живопись активно проникают западные влияния. Не избежали новых поветрий и иконописцы Оружейной палаты, которыми руководил царский изограф Ушаков. Он не только создавал иконы и храмовые фрески, но и расписывал царские палаты или вычерчивал карты земель. Человек был талантливый и разносторонний. Выставку готовили почти 30 лет — столько потребовалось, чтобы уточнить все сведения и отреставрировать лучшие иконы.
Не менее трудоемкая, но столь же светлая экспозиция — «Павел Кузнецов. Сны наяву». Один из самых важных и недооцененных художников первой половины ХХ века, Кузнецов (1878–1968) намеренно ушел в мир красок и фантазийных образов. Его азиатский цикл — одно из лучших творений эпохи модерна. Впрочем, Павел Варфоломеевич пытался делать и вполне советские картины. Но все равно и они выходили в духе символизма. Тот самый случай, когда о живописи говорят как о застывшей музыке или поэзии.
Наконец, осенний блокбастер Третьяковки с 7 октября покажут на Крымском Валу. Это долгожданная выставка Валентина Серова, посвященная 150-летию мастера. Рекламный ролик, специально снятый к открытию, показывает Веру Мамонтову, жалующуюся на то, что летом приходилось долго позировать художнику. Так зрителя завлекают на «Девочку с персиками». Хотя куда как эффектнее было бы развернуть видео вокруг другой знаменитой картины Серова — «Похищение Европы». Но, увы, она не в государственном собрании. В качестве еще одного хита выступает занавес к «Шехерезаде» — вот уж где буйство форм начала ХХ века явлено во всей красе.