В октябре Москва еще может посоперничать за звание арт-столицы мира — как минимум пятерка выставок претендует на звездный статус.
Луиз Буржуа с инсталляциями
До 7 февраля 2016 г.
Когда в начале лета в Парке Горького открылся музей «Гараж», многие зрители были разочарованы уровнем выставок. Стоило ли привозить Вуди Аллена, чтобы поесть пельменей и посмотреть на архивы 1960-х годов? Но тогда «гаражное» руководство всех успокаивало — подождите, блокбастер еще впереди. И вот дождались: Луиз Буржуа — одна из самых знаменитых и дорогих художниц второй половины XX века с ее фирменными пауками наконец в Москве — выставка «Структуры бытия: клетки» работает вплоть до февраля следующего года. Объекты и инсталляции Луиз Буржуа представляют собой нелегкое зрелище (многие вещи делались, чтобы изжить детские и женские страхи), но по-настоящему грандиозное. Госпожа Буржуа скончалась пять лет назад — как раз тогда, когда в ее работах стали находить все новые смыслы. Иными словами, это нужно видеть.
Аниш Капур с чувственной скульптурой
До 17 января 2016 г.
Аниш Капур, британец индийского происхождения, создает парадоксальные скульптуры: чувственные абстракции из воска или восточных специй, чаши, которые аккумулируют энергию, зеркальные сферы, похожие на капли ртути… По всем рейтингам он входит в десятки и сотни самых дорогих и известных художников мира. На открытии в Еврейском музее выставки «Моя алая родина» складывалось впечатление, что приехала рок-звезда, — пришла вся светская Москва. Его четыре скульптуры, привезенные к нам на восьми фурах, — тоже как рок-концерт: каждая действует на все чувства сразу, возбуждая и завораживая. Главный хит, конечно, — огромная куча воска, которую разравнивает многотонный каток. И всю эту красоту можно будет созерцать теперь три месяца.
Михаль Ровнер с видеокартинами
До 29 ноября
Михаль Ровнер, художница, имеющая двойное гражданство (американское и израильское), и произведения создает словно бы с двойной пропиской: с одной стороны, она использует огромные плазменные экраны и проекции, как в видеоарте, а с другой — на этих экранах она пишет завораживающие абстрактные картины в духе Джексона Поллока. Правда, у госпожи Ровнер есть один фирменный прием: он вводит в ткань своих абстракций движущиеся силуэты людей. Складывается впечатление, что ты наблюдаешь откуда-то с небес жизнь земли-муравейника. Объяснить в двух словах смысл ровнеровских композиций невозможно — посетители Венецианской биеннале это уже пытались делать. Очередь за московскими зрителями — для этого до конца ноября очень советуем сходить на выставку Ровнер «Смещения».
Люк Тюйманс с монументальной живописью
До 1 ноября
Среди дюжины художников, которые в течение 10 дней на Московской биеннале современного искусства создавали в главном павильоне ВДНХ свои произведения, бельгиец Люк Тюйманс — один из самых знаменитых. Не случайно ему выделили столько места для написания огромного полотна. Люк Тюйманс работает с темой памяти и масс-медиа, но при этом пишет на вполне традиционном холсте. Он выступает как наживка для тех, кто пока не дошел до Биеннале современного искусства, — а попасть стоит в ближайшие две недели.
Андрей Бартенев с карнавальными костюмами
До 8 ноября
Правду говорят, что нет пророка в своем отечестве: у нас Андрея Бартенева воспринимают как развеселого тусовщика и клубного деятеля, хотя на Западе он давно проходит как классик костюмного перформанса. Выставка «Скажи: я тебя люблю!», открытая на Гоголевском бульваре до 8 ноября, доказала, сколь грандиозный и многосторонний талант одаривает нас своим присутствием: от вполне кутюрных костюмов и сверкающих постеров до сложных инсталляций в неоновом свете. Даже те, кто скептически относился к инопланетным и кислотным опытам Андрея, не могли не отметить: его артистические шоу останутся в истории как одно из главных арт-достижений конца ХХ века.