Легендарная ВДНХ отвоевывает право называться главной арт-площадкой столицы. Здесь в один день открылась пятерка выставок на все вкусы.
Главным выставочным аттракционом на ВДНХ можно считать интерактивную экспозицию с заковыристым английским названием «Watch Me Move», которая работает до середины февраля. Здесь показана вся история мировой анимации от первых раскадровок и движущихся картинок 1910-х годов до последних голливудских блокбастеров. Но самое интересное во всем этом месиве детских фантазий и взрослых супергероев — элемент искусства. Выставку делали британские галеристы, они решили показать самые интересные эксперименты с мультипликацией в артистической среде. Оказывается, с помощью анимированных образов сегодня создаются самые актуальные, а иногда и провокационные произведения обо всех проблемах современности. Жаль, что в истории мировой мультипликации Россия занимает скромное место — в качестве лучшего нашего «художника» заслуженно выведен Юрий Норштейн. Мы и не сомневались, что его «Сказка сказок» — шедевр на все времена.
Впрочем, для ценителей отечественной мультипликации приготовлен отдельный подарок — вся ретроспектива студии «Союзмультфильм» (выставка «НЕреальные герои») со всеми ее хитами и почти уже фольклорными персонажами (от Чебурашки до почтальона Печкина). Вот тут никакой Запад нам не указ — ходи и ностальгируй.
Если продолжать духоподъемную тему, то от фантазий художников прямая дорога к воплощенным мечтам инженеров. Многообещающая выставка «Авиация. Утро новой эры» в одном из павильонов подготовлена Политехническим музеем. Здесь представлены первые шаги российской авиации — время 1910–30-х годов — золотой век воздухоплавания, когда самолеты еще были овеяны романтическими мифами. В качестве одного из залов выступает знаменитый Як-42, сконструированный в середине 1970-х. У нас такие технические шоу, спаянные с искусством, еще в новинку — и именно история авиации обещает быть особенно захватывающей: в какой-то момент мы, как и в области балета, были впереди планеты всей.
Еще два крайне любопытных проекта рассказывают о советском дизайне. Первый — «История моды: от авангарда к ГОСТу» — о моде от авангарда до «застоя» (как создавались советские ткани, выкройки, фасоны). Самое интересное в этом разделе — конечно, революционный текстиль. Второй пласт оформительства — работы знаменитых художников для ВДНХ. Это уже настоящее буйство соцреализма: главные академики и заслуженные скульпторы творили для павильонов огромные панно и аллегорические композиции с вождями и доярками. Если вспомнить, какой ажиотаж вызвала выставка «Романтический реализм», где во всем блеске показали сталинские полотна, у проекта «Художники ВДНХ» очень светлое будущее.