Некоторые отличные выставки заканчиваются в январе, другие только-только открылись. В обзоре — самое интересное на ближайшее время.
Скорее всего, очереди в здание Третьяковки на Крымском Валу увеличатся — масштабный показ Валентина Серова, главного портретиста начала ХХ века, заканчивается 17 января. Но вас это никак не должно смущать: выставка такого размаха вместит всех желающих. Большинство зрителей, конечно, собираются у великосветских образов в главном зале: тут все аристократы николаевской эпохи, включая самого царя в нескольких видах. Удивительно, как Серову, разрываемому заказами, удавалось сохранять вкус, живописную изобретательность и живое чувство в отношении с моделями. Между тем не забудьте спуститься этажом ниже, где показаны жанровые картины (особенно хорош деревенский цикл) и театральные афиши. Вот где ощущаешь нерв русско-европейского искусства эпохи модерн — виртуозная линия и эротизм.
Еще одна солидная выставка завершается в январе. Проект «Вечные темы в искусстве», подготовленный президентом Пушкинского музея Ириной Антоновой, — это три десятка классических картин и скульптур, посвященных любви, героизму, размышлениям о жизни и смерти. Лучшие вещи из коллекции ГМИИ, Эрмитажа и еще пары-тройки российских музеев. Очень стоит увидеть это глубокомысленное шоу до 31 января.
Для мощной инъекции современного искусства очень подходит Аниш Капур в Еврейском музее, самый парадоксальный скульптор наших дней. Завершаются гастроли 17 января. Сразу скажем, что в Москву доставили всего четыре объекта британца. Зато все они сразу показывают и стиль, и главные темы этого мастера. Периодически по выставке водят бесплатные экскурсии с отличным объяснением происходящего. Почему в современной скульптуре почти нет человеческих фигур? С какими материалами работает Капур и как сказывается на его творчестве индийское происхождение? Задавайте вопросы музейным консультантам.
Если выбирать среди выставок, открывшихся во дворцах или усадьбах (в местах прогулок на свежем воздухе), стоит обратить внимание на богатый проект «Воображаемый Восток» в музее-заповеднике «Царицыно». Предметы и картины XVIII — начала ХХ века, в которых видно страстное увлечение русских стилистов китайскими мотивами. Особенно хорош фарфор в стиле шинуазри.
Наконец, отличная литературно-художественная выставка открылась в Музее современного искусства на Петровке. «200 ударов в минуту» рассказывает о роли и месте печатной машинки в культуре прошлого столетия. Все, кому довелось печатать на этом механизме, поймут, насколько важную миссию он выполнял в распространении знаний. Тем, кому не довелось, будет интересно увидеть раритетные листы произведений, ставших классикой.