В рамках Фотобиеннале-2016 в Москве пройдет полсотни выставок. 

Чем дальше, тем сложнее находить логику в фестивале, который раз в два года устраивает Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея. Но в этом и состоит прелесть смотра: никогда не знаешь, какой сюрприз ждет тебя за углом. На разных площадках разворачиваются большие и малые фотографические ряды, где каждый находит что-то свое. Конечно, можно нащупать главные перекрестия: в этом году, например, неожиданно вырисовалась провинциальная тема — несколько выставок демонстрируют картины русских городов в отдалении от Москвы и Питера. Другой географический маневр — Япония. Для специальных показов привозят актуальных японских художников разных поколений: Хироши (Хироси) Сугимото, чьи работы представлены в коллекции Музея Гуггенхайма; классика Осаму Сиихару; молодого мастера Сунсуке Франсуа Наньо. Плюс к тому напомнят о Русско-японской войне конца XIX века (отдельный проект ММАМ).

Впрочем, можно сколько угодно угадывать тайные смыслы Фотобиеннале-2016, но в ней есть один важный момент, который работает безошибочно: показы признанных звезд. Неслучайно тон всему фестивалю задала выставка американки Анни Лейбовиц, давно превратившейся в одну из таких же суперстар, как те, кого она запечатлевает для сотен богатых журналов. Статус госпожи Лейбовиц таков, что она сама диктует правила игры: вот и на этот раз эротический календарь Pirelli в ее исполнении оказался феминистским манифестом — мол, не тело красит женщину, а сила духа. Что получилось — уже давно увидел и обсудил весь интернет, теперь пора оценить воочию.

Еще одно фотосветило — бразильский мастер экологического ландшафта Себастьян Сальгадо (его экспозиция — в усадьбе Муравьевых-Апостолов). Он даже обещает приехать с мастер-классом. Но и без всяких объяснений пафос бразильца понятен с первых кадров: он облетел всю Землю, побывал в самых дальних ее уголках, чтобы продемонстрировать величие нашей планеты. Более 200 фотокартин Сальгадо — это вершина пейзажного жанра.

Если говорить о «русском следе» на Фотобиеннале, он, как обычно, сводится к истории. Это гениальные портреты жителей Галича, выполненные Михаилом Смодором в начале ХХ века, русские виды XIX столетия фотоживописца шотландского происхождения Вильяма Каррика и, конечно, неисчерпаемые советские фоторепортажи Аркадия Шайхета. Остается дать один простой совет: идите наугад, всегда обнаружите что-то интересное.


Галерею работ с выставок Фотобиеннале-2016 смотрите здесь

Расписание Фотобиеннале-2016 смотрите здесь