На примере трех отличных выставок разбираемся, над чем и с какой целью иронизируют художники и смеемся вместе с ними.
Зачем современному искусству юмор
Ничто человеческое художникам не чуждо, так что в искусстве всегда находилось место комическому. Одна из его разновидностей — пародия — в XX веке стала особенно важна. Почему — легко объяснить на примере Марселя Дюшана, пионера многих актуальных художественных практик. В 1919 году он пририсовал Джоконде (разумеется, на репродукции) усы и бороду и назвал свое творение «L.H.O.O.Q.» (аббревиатура непристойного каламбура). Кому-то это показалось надругательством или дурной шуткой, но цели Дюшан добился — привлек внимание к себе и Джоконде, которая из неприкосновенного шедевра превратилась в горячо обсуждаемое явление. На трех выставках арт-маршрута именно пародия и цитирование произведений прошлого выступает комическим приемом, благодаря которому рождается и смех, и новые идеи.
Леонид Соков «Незабываемые встречи»
Третьяковская галерея на Крымском Валу, по 29 января
Контекст Леонид Соков (р. 1941) — представитель советского неофициального искусства, а конкретнее соц-арта — ответа американскому поп-арту. Начинал как скульптур-анималист, причем вполне официальный, даже был членом МОСХа. Однако академическое искусство ему быстро наскучило. Соков перешел с фигур зверушек на рубленые из дерева объекты (самые известные — очки со звездами в стеклах и рубашка), а в 1980 году эмигрировал в США.
Характер смеха Проницательная, но беззлобная ирония. Соков работает с популярными символами: советской идеологии и повседневности, массовой американской и русской народной культуры, модерна и авангарда. Художник, как и Дюшан в упомянутой хулиганской шутке, спускает их с небес неприкосновенности, серьезности и пафоса, предлагая взглянуть на канонические образы и персонажей с иного угла зрения.
Как он это делает Переворачивая с ног на голову, небанально соединяя банальности и стереотипы. Архитектон Малевича буквально перевернут, сверху водружена «победившая авангард» табуретка. Ван Гог ставит рожки Сезанну. Большая соцреалистическая скульптура Сталина смотрит на маленькие модернистские скульптурки. А идолы капитализма и социализма (Монро и Сталин соответственно) изображены в золоте и украшены пошлым, будто с обоев, цветочным узором. Одновременно святые и народные! Посыл соковских работ подчеркнут устройством выставки, которая вписана в постоянную экспозицию: соц-арт выставляется в зале соцреализма, а с любовью и грустью переосмысленный авангард — рядом с «Черным квадратом».
«NSK: от “Капитала” к капиталу»
Музей современного искусства «Гараж», по 9 декабря
Контекст Neue Slowenische Kunst («Новое словенское искусство») — арт-объединение, основанное в Югославии в 1984 году индастриал-музыкантами из Laibach, группой художников IRWIN и труппой «Театр сестер Сципиона Назики». Они смело вступили в художественную жизнь Словении выставками, концертами и акциями. Движение, прираставшее с годами новыми студиями и отделами, продолжало славные традиции авангарда и бурных 1960-х и не скупилось на провокации (монтаж речи Иосипа Броза Тито с кадрами любительского порно) и эксперименты (спектакль в старых вагонах, декорированных под космический корабль). Искусство для NSK стало и образом жизни, и альтернативным государством.
Характер смеха Обличительный, сатира. Смех NSK мрачен, бескомпромиссен и патетичен. Их многочисленные практики (от плакатов до концертов) — это борьба с туманящей сознание идеологией, репрессивностью системы, будь она нацистская, социалистическая, капиталистическая или институциональная. Проход по экспозиции — своеобразный вытрезвитель для всех зачарованных идеологическими конструкциями.
Как они это делают Пародируя и доводя до абсурда объекты насмешек. Члены объединения создали абстрактную тоталитарную систему. NSK — это коллективизм, бюрократически запутанная структура (наглядно, со стрелочками, изображена на одной из стен), пафосные манифесты (каждый член объединения обещает усердно трудиться), художественный ура-патриотизм (прославляются герои славенского искусства) и эстетика, основанная на бесцеремонной и манипулятивной смеси соцреализма, авангарда, классики, нацистской символики. Хрестоматийный пример: в 1987 году дизайн-отделение NSK «Новый коллективизм» ко Дню молодежи подготовило бодрый плакат, взяв за основу картину времен Третьего рейха. Государственная комиссия благополучно его приняла. Затем подвох обнаружили и случился скандал, но никого все-таки не посадили.
Стефан Балкенхол «Скульптуры и рельефы»
Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре, по 13 ноября
Контекст Стефан Балкенхол (р. 1957) — востребованный немецкий скульптор. Первоисточник его творческого метода — деревянная скульптура Средних веков. Работы Балкенхола, примитивно и грубовато исполненные, пример поворота к фигуративному искусству и непосредственно человеку.
Характер смеха Добродушная, но немного грустная улыбка гуманиста. Балкенхол изображает наших современников, иронично материализуя толерантную формулу «просто человек». Мужчины и женщины (обнаженные или в брюках и рубашках) с отсутствующими и глупыми выражениями лиц лишены индивидуальности. Как бы. Балкенхол спасает их, а заодно и каждого из нас, от обезличивания и забвения.
Как он это делает Во-первых, используя дерево, материал приятный и разнообразный по фактуре. У каждой «одинаковой» скульптуры свои сучки и задоринки. Во-вторых, пересказывая и перепридумывая главные сюжеты западного искусства. Спаситель на руках у Девы Марии — классический для Балкенхола мужчина в белой рубашке и черных брюках. На рельефной иконе младенца держит не Богоматерь, а «Богоотец» (привет всем немецким папам, ушедшим в декретный отпуск). В интерпретациях Балкенхола нет ничего оскорбительного, только учет новых реалий и любовь к людям.