От средневековых витражей и офортов Гойи до мебели Гауди и саунд-арта — рассказываем, какие важные арт-события ждут нас в течение ближайших месяцев.
«Капричос». Гойя и Дали
ГМИИ им. Пушкина, главное здание, 24 января — 12 марта
Показ серии офортов Франсиско Гойи «Капричос» — шедевральной сатиры эпохи Просвещения, наполненной гротеском, едкостью, болью и безумием — и сюрреалистической реплики Сальвадора Дали, который пестро раскрасил графику, добавил в изображения свои излюбленные мотивы и придумал альтернативные подписи.
Геометрия настоящего
ГЭС-2, 20-27 февраля
Фонд V-A-C, пока демонстрирующий умные и актуальные проекты на дружественных территориях, на неделю откроет свою будущую постоянную площадку. Интернациональная команда художников и музыкантов под руководством куратора Марк Фелл озвучат пространства дореволюционной электростанции саунд-артом.
Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель
Патриаршие палаты, Музеи Кремля, 3 марта — 4 июня
Артефакты эпохи «высокой готики», связанной с правлением Людовика IX Святого (1214-1270): скульптуры, произведения ювелирного искусства и миниатюры XIII века, а также витражи красивейшей часовни Сент-Шапель, которая была построена королем как хранилище добытых мечом и золотом христианских святынь. Темное и мистическое Средневековье в лучшем виде.
Триеннале российского современного искусства
Музей современного искусства «Гараж», 10 марта — 14 мая
Амбициозная попытка представить современное российское искусство, не ограничиваясь всем известными персонами. Шесть кураторов отобрали работы 60 художников из 40 городов, выделили семь тенденций, присущих искусству всех регионов, и отдельно представили авторов, чье творчество вышло далеко за границы малой родины.
До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1918-1930
Еврейский музей и центр толерантности, 29 марта — 28 мая
Вторая часть масштабной просветительской выставки одного из составителей трехтомника «Энциклопедия русского авангарда» Андрея Сарабьянова. Как и в прошлом году, из региональных музеев свезут больше ста картин, включая работы Василия Кандинского, Александра Родченко, Любови Поповой, Ильи Чашника, Ивана Клюна, Александра Лабаса, Роберта Фалька, Густава Клуциса. Открытие первой части проекта, напомним, собрало у Еврейского музея приятно удивившую очередь — не Серовым единым жива Москва.
Де Кирико. Ностальгия по бесконечности
Третьяковская галерея на Крымском Валу, 19 апреля — 23 июля
Представительная экспозиция основателя метафизической живописи, умевшего минимальными средствами создать на холсте потусторонний, сюрреалистический мир. Покажут около 100 произведений — живопись, графику, скульптуры из собраний Фонда Джорджо и Изы де Кирико, Национальной галереи современного искусства в Риме, Центра Помпиду, Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Бонус — театральные костюмы, которые художник создал для дягилевского спектакля «Бал» 1929 года.
Антонио Гауди. Барселона
Московский музей современного искусства на Петровке, 22 мая — 10 сентября
Гауди навсегда изменил облик Барселоны, и в первую очередь выставка (в макетах, графике, фотографиях) расскажет о самых знаменитых творениях архитектора в этом городе: грандиозном соборе Саграда-Фамилиа, дворце Гуэля и других зданиях. Кроме того, в Москве покажут придуманную Гауди мебель, не менее изящную и замысловатую, чем его архитектура.
Роскошь императорской Японии
Успенская звонница и Патриаршие палаты, Музеи Кремля, 5 июля — 1 октября
Император Муцухито (1868–1912), назвавший себя Мэйдзи, прекратил политику самоизоляции Японии. С тех пор страна активно осваивала достижения Запада и экспортировала в ответ свои идеи и наследие. Декоративное искусство светлой для Японии эпохи будет представлено кимоно, вазами, курильницами, керамикой, предметами из металла и ткани из собрания британского ученого и коллекционера Дэвида Нассера Халили.
Анри Картье-Брессон
Мультимедиа Арт Музей, 11 сентября — 10 декабря
Работы одного из основателей агентства Magnum Photos, первого фотографа, выставлявшегося в Лувре, уже показывали в Москве, но выставка мастера такого уровня всегда желанна. Картье-Брессон без преувеличения великий автор: его снимки никогда не были постановочными, но всегда получались эстетскими и в высшей степени художественными.
Некто 1917 год
Третьяковская галерея на Крымском Валу, 27 сентября — 14 января
Третьяковка с приходом Зельфиры Трегуловой регулярно показывает проекты сколь художественные, столь и идеологические. Это касается и внимания к художникам «сурового стиля», и выставки, посвященной «оттепели». Особенно любопытной и высокой по уровню должна выйти экспозиция о 1917-м, приуроченная к столетию русской революции. На примере представителей фигуративной (Петров-Водкин, Кустодиев, Серебрякова) и абстрактной (Малевич, Филонов, Попова, Кандинский) живописи будет обозначена реакция главных художников эпохи на определившие ход истории события.
Такаси Мураками
Музей современного искусства «Гараж», 28 сентября — 4 февраля
Первая и сразу большая персоналка одного из самых известных японских художников. Такаси Мураками — это собрание стереотипов о современной японской культуре: кислотная палитра, улыбающиеся цветочки и грибочки, порно и аниме, до абсурда и жути доходящий оптимизм. Но как продолжатель поп-арта Мураками зачастую использует символы популярной культуры в качестве ее же критики. И хорошо на этом зарабатывает.
Маурицио Каттелан
Мультимедиа Арт Музей, 30 октября — 17 декабря
Еще один большой московский дебют звезды современного искусства. Если вскользь, постмодернист Каттелан «убивал» Папу Римского метеоритом в скульптуре «Девятый час», воровал (в прямом смысле) чужие работы и выставлял как свои, сдавал парфюмерной компании под рекламу площадку на Венецианской биеннале, «вешал» детей (естественно, ненастоящих — восковых) в миланском парке. Словом, гарантируем, на его выставке будет весело — юмор, правда, черный.
Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина, Вена
ГМИИ им. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, октябрь 2017 года — январь 2018 года
Густав Климт — главный модернист Австрии, учитель и покровитель Эгона Шиле, главного экспрессиониста Австрии. Климт полюбился современникам покрытой сладостью и золотом жгучей эротикой, Эгон Шиле оскандалился и тоже полюбился болезненной, депрессивной и в меру провокационной почти уже порнографией (художник даже получил небольшой срок). Первая российская выставка двух самых важных австрийских авторов начала века состоит из 120 рисунков. Графика Климта и Шиле — тонкая, техничная, эмоциональная — наглядно обнаруживает связь художников и друг с другом, и с эпохой, в которую они работали.
Эль Лисицкий
Третьяковская галерея на Крымском Валу, Еврейский музей и центр толерантности, 16 ноября — 4 февраля
Исчерпывающая ретроспектива ведущего авангардиста, художника, дизайнера и архитектора, займет две площадки. В Третьяковке покажут архитектурные проекты, живопись, проуны (беспредметная графика, изображающая близкие к архитектуре конструкции), эскизы оформления выставок. В Еврейском музее разместят ранние работы Лисицкого: книжные иллюстрации, плакаты, фотографии из зарубежных музеев, а также документальные материалы.
Хаим Сутин. Ретроспектива
ГМИИ им. Пушкина, главное здание, 11 ноября — 19 февраля
Первая российская выставка представителя Парижской школы, классического безумного гения, писавшего разделанные туши, маргинала, который без особого желания из нищеты и андеграунда (в Париже все возможно) выбрался к благополучию и востребованности. Покажут более 60 работ из Музея современного искусства города Парижа, Центра Помпиду, частных европейских и российских коллекций.