Куратор выставки «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» Андрей Сарабьянов рассказывает, чем примечательны главные экспонаты, привезенные в Москву.
Еврейский музей и Центр толерантности начал знакомить московскую публику с неизвестным, разбросанным по провинции авангардом еще в прошлом году. Тогда состоялась первая часть выставки, объединяющей картины ключевых фигур авангарда и редкости от незаслуженно забытых авторов. Куратор проекта — один из составителей трехтомника «Энциклопедия русского авангарда» Андрей Сарабьянов. Собственно, выставки — продолжение его важного просветительского исследования.
Андрей Сарабьянов: «Эль Лисицкий — один из столпов русского авангарда. На выставке он представлен редкой литографией, которая имеет большую ценность».
Деталь По Лисицкому, «проун» (проект утверждения нового) — это супрематическая композиция, вышедшая в трехмерное пространство, то есть своеобразный шаблон для архитектуры, дизайна мебели, театральных декораций и т.д.
Андрей Сарабьянов: «Единственное сохранившееся произведение художницы по фамилии Шмит-Рыжова. Больше ее работ мы не знаем, хотя она была довольно активным участником Союза молодежи».
Деталь Людмила Шмит-Рыжова была автором и оформителем сборника «Студия импрессионистов» (1910) — одной из первых книг русского авангарда.
Андрей Сарабьянов: «Эйгес интересен тем, что был участником ранних выставок "Бубнового валета", в 1910 и 1911 годах. И сезаннизм, в котором он работал тогда, художник пронес через всю жизнь. Это работа 1927 года, и она также относится к сезаннизму».
Деталь Работы Вениамина Эйгеса есть в отделе личных коллекций ГМИИ им. Пушкина (часть собрания искусствоведа Павла Эттингера).
Андрей Сарабьянов: «Юдин учился у Малевича в Витебске, и осталось всего две его работы того периода, эта — одна из них».
Деталь Художник иллюстрировал стихотворения обэриутов (Объединение Реального Искусства) Даниила Хармса и Александра Введенского в легендарных детских журналах «Чиж» и «Ёж».
Андрей Сарабьянов: «Это поздний сезаннизм, очень красивая работа, которая редко появляется на выставках. Она в некотором роде связывает первый этап авангарда со вторым; на втором этапе авангарда еще продолжались традиции "Бубнового валета"».
Деталь Объединение «Бубновый валет», основанное Аристархом Лентуловым и сотоварищами в 1910 году, фактически положило начало эпатирующим акциям авангардистов. Само название группы намекало на провокацию. В царской России «бубновыми валетами» называли каторжников. В карточном жаргоне «бубновый валет» — это мошенник.
Андрей Сарабьянов: «Практически неизвестная работа Фалька, ранее она нигде не фигурировала».
Деталь Роберта Фалька можно назвать дедушкой советского неофициального искусства. В 1950-е творческая интеллигенция, недовольная советскими эстетическими (и не только) порядками, вечерами собиралась в квартире художника.
Андрей Сарабьянов: «Одна из последних работ, сделанных Кандинским в России, в этом ее уникальность. Вскоре после ее создания он уехал в Германию».
Деталь Первые абстракции Василий Кандинский создал в 1910 году. Примерно тогда же он сформулировал термины «импрессия», «импровизация» и «композиция», которыми впоследствии обозначал свои живописные циклы.
Андрей Сарабьянов: «Хит выставки, единственная работа Пуни, которая осталась в региональных музеях России».
Деталь Иван Пуни был прекрасным куратором. В 1915-1916 гг. он организовал футуристические выставки «Трамвай В» и «0,10», а уже в эмиграции, в берлинской галерее Der Sturm, устроил себе по-настоящему новаторскую ретроспективу. Работы разных лет были собраны, как сейчас бы выразились, в тотальную инсталляцию, а открытие сопровождалось чем-то вроде перформанса.