Изучаем переломные моменты в искусстве XX века по табуреткам, кушеткам, ширмам.
Среди множества драм, пережитых искусством XX века, были и те, что коснулись обычно пассивной и аполитичной мебели. Некоторые истории в камерном виде представлены прямо сейчас на московских площадках.
Легенды датского дизайна
ГМИИ им. А. С. Пушкина, по 11 июня
Герои Восемь стульев от восьми самых заметных датских дизайнеров XX века, светильник-артишок и побочный изобразительный материал: постеры, реклама, эскизы. Безусловный фаворит — творение Поля Кьерхольма 1961 года. Это благородный прототип складных табуреток, на которых в 1990-е сидели новоиспеченные коммерсанты, продававшие на улицах жвачки и сигареты.
Место действия Главное здание ГМИИ им. Пушкина: Древний Египет, Древний Рим, Возрождение, Рембрандт и стулья. Признание в любви скандинавскому дизайну на фоне классики кажется даже слишком страстным. Но всё объяснимо. Готовил выставку Московский музей дизайна, который раньше сотрудничал с «Манежем», а теперь вместе с директором Мариной Лошак «переключился» на ГМИИ им. Пушкина.
Драма Стара как XX век: массовое производство сломало старое доброе, но дорогое ремесло. Однако датские дизайнеры были мастерами на все руки и сумели примирить требования времени (функциональность и возможность тиражирования) с требованиями хорошего вкуса (качество и стиль).
Midcentury: дизайнерская мебель и абстрактная живопись
Галерея «Палисандр», по 10 мая
Герои На полу: добротная и хорошо сохранившаяся мебель 1950-1970-х годов из Европы и США — от фанерных стульев до стола из стекла. На стенах: средней руки абстракционизм. Самые значительные авторы: Андре Ланской, Александр Гарбель, Эди Легран.
Место действия Новая галерея на Трехгорной мануфактуре — небольшая, аккуратно оформленная архитектурным бюро Wowhaus. «Палисандр» продает ретромебель и картины второй половины XX века. Если вы не собираетесь покупать ни то, ни другое, специально планировать поездку сюда особого смысла нет. Можно небольшой дождь переждать, воображая, что вы где-то в Лондоне.
Драма Борьба высокого искусства и низкого быта. Абстракционизм второй половины XX века во главе с Поллоком, превратившим написание картины в ритуальный танец, противопоставлял себя буржуазной культуре. Художники обижались, что живопись ставят в один ряд с мебелью, делая «красивой вещью», атрибутом высокого статуса (ранее поддержка аристократии почему-то мало кого смущала). Финал ожидаемый: буржуазия с легкостью победила абстракционистов, сделав их буйные и мрачные картины модными.
Новое искусство нового государства
Герои Столы, ширмы, стулья 1920-1930-х, украшенные серпами, молотами и звездами (выглядит местами жутковато). Фарфор с лозунгами и супрематическими узорами. Апофеоз китча — стол с ножками-ружьями. Принадлежала эта роскошь высшим советским чинам. За большое искусство на выставке отвечают работы Александра Родченко, Варвары Степановой, Давида Штеренберга.
Место действия Галерея в тихом и приятном проезде,в центре Москвы. «’Эритаж» зарабатывает, помогая людям вкладывать деньги в арт-коллекции, но иногда устраивает интересные и простому зрителю выставки (вход свободный). Нынешняя приурочена к 100-летию революции.
Драма Экспансия власти во все сферы, углы и предметы вплоть до ширм и молочников. Даже самый аполитичный художник в XX веке был частью политики, не добровольно, так насильно. Модернисты делали красивые платки и стулья, коммунисты сразу взялись за производство идеологически верно оформленных предметов быта.