Патриарх-экспериментатор, маляр-мистик и гламурный тролль — разбираемся, как венецианцы переросли эпоху Возрождения, и учимся отличать их друг от друга.

В ГМИИ им. Пушкина привезли работы главных представителей венецианской школы живописи. Художники, воспитанные на идеалах Высокого Возрождения, разведывали пути, по которым затем пошла европейская живопись.

Тициан: патриарх-экспериментатор

Совершить переворот в живописи Тициану Вечеллио (1470-е,1480-е – 1576) помог не только исключительный дар, но и продолжительность жизни. Хотя год рождения художника не установлен, известно, что умер он глубоким стариком.

Сначала Тициан, как и его учитель Джорджоне, писал тонкие, полные нежности и все еще аллегоричные образы. Великолепный пример на московской выставке — «Саломея» (ок. 1515). Девушка держит блюдо с отрезанной (по ее же просьбе) головой Иоанна Крестителя безмятежно, будто это поднос с фруктами. Оцените мастерское владение цветом, которое прославило художника.

С годами Тициан последовательно уходил от поэзии к «мясу». Он добавлял в отвлеченные сюжеты современные бытовые детали, писал смелее и грубее. Люди-символы превратились в людей реальных, чувствующих и страдающих. Рациональный подход к толкованию христианских и античных историй и живописные открытия, сделанные Тицианом, воплотились затем у Рубенса, Рембрандта и были актуальны вплоть до конца XIX века.

Тинторетто: маляр-мистик

Якопо Робрусти (1515-1594) остался в истории под прозвищем Тинторетто, то есть «сын красильщика». Чтобы получить заказ, он работал порой почти бесплатно, к тому же писал много и масштабно. Но интересен художник не своей «графоманией». Тинторетто — чистый мистик, что нетипично для итальянского Ренессанса.

Если в ранней «Тайной вечере» (1540) еще заметно влияние Тициана и Микеланджело, то в «Крещении Христа» (ок. 1580) творится визуальный бунт. Голубь перевоплощается, словно какой-нибудь персонаж аниме, — только не в супергероя, а в божественную сущность, Святой Дух. Необычные, закрученные ракурсы, контраст света и тени — в зрелой живописи Тинторетто пробиваются первые ростки барокко. Менее очевидные параллели — работы поэта и художника Уильяма Блейка и евангельские сюжеты Сальвадора Дали.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Веронезе: гламурный тролль

Паоло Кальяри (1528–1588) родился в Вероне (отсюда прозвище Веронезе), однако сумел стать самым венецианским представителем Возрождения. Его живопись — счастье и роскошь. Художник писал открытыми, яркими красками, помещал библейских героев в современные интерьеры, наряжал их в модные одежды.

Вольное мировоззрение Веронезе, написавшего «Тайную вечерю» (1573) как развеселую венецианскую вечеринку, возмутило Святую инквизицию. Художник смиренно обязался переделать работу, но схитрил, изменив только название — «Пир в доме Левия». Даже воскресающий Иисус Христос у Веронезе — суперзвезда. Никакой депрессивной мистики, сплошная радость жизни. Красочность, изящность и живописные обобщения художника несколько столетий спустя нашли благодарных продолжателей в лице импрессионистов.