В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась выставка Джеки Цая «Отправь меня на Луну». Китайский художник, исповедующий поп-арт, в 24 года нарисовал череп для модного бренда Alexander McQueen, а затем запустил и собственную линию одежды. Редактор рубрики «Выставки» сайта «Ваш досуг» рассказывает, как страх смерти, майонез и тщеславие помогают этим и другим художникам и домам моды красиво на нас заработать.
Про секс и смерть
Коллаборации — как лишайники: грибы и водоросли объединяются, чтобы жить долго и счастливо, модные дома и художники объединяются, чтобы подороже себя продать. Союз адептов высокого искусства и модельеров беспроигрышен и нерушим, потому что придает одежде и аксессуарам дополнительную ценность — вечную. Любого человека вечно и серьезно беспокоят два вопроса, они же два главных инструмента продаж: секс и смерть.
Яркий пример: главный сюрреалист всех времен и народов Сальвадор Дали привнес в образы аристократки и новатора моды Эльзы Скиапарелли фрейдизм и экстравагантные эротические инсинуации (как человек алчный, он не уставал ими пользоваться). Раскинувшийся на платье омар, по мнению художника, воплощал сексуальность. А ведь Скиапарелли не позволила художнику еще и размазать по платью майонез. Очень жаль.
Напоминание о бренности всегда актуально, особенно если это искусно исполненные изображения черепов, коими славится британский модный дом Alexander McQueen. Любовь к костям привела сюда молодого китайца Джеки Цая, который утешит себя и нас идеей бессмертия. Черепа он составляет из орнаментов в виде вечно воспроизводящей себя природы (иллюстрации 1, 2) или деяний человеческой культуры (иллюстрация 3). Утешение так себе, но хотя бы симпатично.
Отвлечься от мыслей о смерти и сексе кому-то помогает шоколад, а кому-то — тщеславие. И здесь мода вместе с «гениальными творцами современности» спешат на помощь богачам и беднякам!
Китч — удел избранных
Французский модный дом Louis Vuitton делал прекрасные совместные коллекции с Такаси Мураками, Яёи Кусамой, Ричардом Принсом. Однако красивыми вещами никого не удивишь. Дорогой и безвкусный аксессуар — особая роскошь, а выпущенные в октябре 2017 года сумки «Masters» знатного тролля от поп-арта Джеффа Кунса, скажем так, отвратительны. «Завтрак на траве» Мане и «Кувшинки» Моне — банальный выбор, аляповатое исполнение. Чего ждать от художника, вступившего в брак с порноактрисой Илоной Шталлер (она же Чиччолина) ради искусства и прикола?
Элитарность в массы
Народ тоже жаждет избранности, хотя бы немножко. Так получаются перевертыши вроде коллаборации демократичной марки Levi’s и одного из самых пафосных художников нашего времени Дэмиена Хёрста. Лидер движения Young British Artists может сделать череп из бриллиантов или череп для Alexander McQueen. А может «подарить» пестрые принты своих работ уныло скроенным джинсам и футболкам. Заработать можно не только на высшем обществе — чем обычные люди хуже?
Искусство и мода — одна сатана
Искусство и мода не могут существовать без контекста, соответствующего места, респектабельного окружения. В Нью-Йоркском музее современного искусства картина — шедевр, на ферме в Техасе — блажь. Бутик Prada в Нью-Йорке — очевидность, а на шоссе, недалеко от техасского города Марфа, — бред какой-то, а точнее инсталляция уличных художников Элмгрина и Драгсета. Бренд позволил им использовать логотип и даже предоставил для витрин сумки и правые туфли.
Инсталляция пережила нашествие варваров. Prada пожертвовала новые сумки, без дна, но с сигнализацией. Бессмертие прекрасных вещей оказалось возможным только под охраной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ