Замечательные художники прошлого, говоря проще, гении, представляются сферическими конями в вакууме. На крыльях пегаса из мастерских они перенеслись в сияющую вечность. Реальность банальнее. Чтобы прославиться, художникам и сто лет назад нужны были гении маркетинга, продюсирования и пиара.
Да, мы любим и вспоминаем художников, а не серых кардиналов. Это справедливо, хотя оставляет историю недосказанной. Один из пробелов восполняет открывшаяся в ГМИИ им. Пушкина выставка «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера». Ее главная героиня, Елена Эттинген, сначала импозантная личность, помощница и подруга нищих дарований, а потом немного художница, поэтесса (a.k.a. Леонард Пье), писательница (a.k.a. Рош Грей).
Выясняем, в чем ее заслуга перед искусством, и какие пути привели гениев XIX – первой половины XX века к признанию и славе.
Путь 1: Через особняк баронессы
Как это работало Аристократ или буржуа с амбициями эстета и интеллектуала получал интересную компанию, взамен обеспечивая художников деньгами, связями, друзьями и соратниками. Так поступали Елена Эттинген (урожденная Менчинская) и ее двоюродный брат Сергей Ястребцов (a.k.a. художник Серж Фера), поселившись в Париже в 1910-х. В салоне баронессы бывали главные художники, поэты, писатели, музыканты зарождавшегося авангарда (Гийом Аполлинер, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Жан Кокто и многие другие). А «Парижские вечера» (Les Soirées de Paris) — название журнала, который издавала Эттинген.
Кому помогло Главный «выходец» салона — примитивист Анри Руссо, который, увы, умер бедным и обсмеянным и у баронессы даже не бывал. Зато Елена Эттинген по совету Аполлинера одна из первых начала собирать фантазийные полотна Руссо. Более того, на склоне лет продажа этих картин спасала её от бедности.
Путь 2: Через руки жадного маршана
Как это работало Маршаны (французские арт-диллеры рубежа XIX-XX веков) находили безумных художников с низкими материальными запросами и высоким потенциалом, поддерживали их, скупали работы подешевле. А потом перепродавали богачам, коллекционерам и меценатам, в том числе нашим. Например, Ивану Морозову и Сергею Щукину, чьими приобретениями всегда можно полюбоваться в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Кому помогло Импрессионистам и особенно постимпрессионистам. Один из самых жестких и успешных маршанов Амбруаз Воллар устроил первые персональные выставки Винсента ван Гога и Поля Сезанна, художников столь важных для истории живописи, сколь равнодушных к успеху.
Путь 3: С товарищами по таланту
Как это работало Творческие личности объединялись, чтобы продвигать себя — вместе устраивали выставки и совместные действа (балеты, оперы, концерты), выпускали журналы. Важно было быть не только творчески одаренным человеком, но и лидером. Таким как поэт и художник Давид Бурлюк, герой новой выставки Музея русского импрессионизма «Слово мне!». Он запустил футуризм сначала в России, затем в Японии. Но в истории остался, прежде всего как организатор, а не новатор.
Кому помогло Понемногу почти всем представителям многочисленных «-измов» конца XIX – первой половины XX века.
Путь 4: По городским улицам
Как это работало Города развивались, а вместе с ними — массовая культура. Аристократов на всех не хватало, и художники поменяли целевую аудиторию. Идеальный пример — японские мастера гравюры эпохи Эдо, изображавшие сцены городской жизни. Секрет успеха прост: близкие широкой публике сюжеты и доступная стоимость тиражной графики. Увидеть образцы можно на одной из главных выставок сезона — «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо».
Кому помогло Кацусике Хокусаю, Китагаве Утамаро, Андо Хиросигэ. Причем они прославились не только у себя, но и на Западе. В XIX веке, когда Япония открыла торговлю с Европой и Америкой, гравюры иногда использовали как оберточную бумагу для грузов. Импрессионисты и модернисты были от прибывшего из Японии «мусора» в восторге и смело заимствовали приемы и находки графиков.