Для многих «поход в музей» все еще ассоциируется со школьной порой, когда вместе с группой одноклассников можно было блуждать по тускло освещенным залам музея и лишь отдаленно слышать монотонный рассказ экскурсовода. Однако за последние 10 лет все круто изменилось. Экскурсовода уже давно может заменить аудиогид или приложение для смартфона с виртуальным гидом, а взаимодействие с экспонатами становится более интерактивным. Несмотря на консервативный стереотип, музеи активно развиваются, шагая в ногу со временем. Разберемся в тонкостях жизнедеятельности современного музея с Екатериной Финогеновой – заместителем директора по коммуникациям и развитию Мультимедиа Арт Музея Москва.
Чем живет современный музей? Какие направления в деятельности музея вам кажутся наиболее востребованными?
Современный музей живет насыщенной жизнью, которая интересна посетителям. Понятно, что основная деятельность музея – выставочная, образовательная и она никуда не денется. Людям должно быть интересно они должны приходить. Музеи на данный момент становятся неким общественным пространством: местом, где проводят досуг или хотят его проводить. Это очень правильное направление, к нему стремятся очень много крупных, современных площадок для того, чтобы посетителям было интересно проводить как можно больше времени в музее, приводить туда детей, ходить на свидания. Это и есть сейчас основная задача - создать уникальное пространство.
Инсталяции, перфомансы, иммерсивные проекты, постепенная «диджиталиазция» и т.д. — что нас ждет дальше? Займет ли свое место искусственный интеллект в музее?
Организации перформансов, диджитализация – да, конечно, это приходит в музей, так как это уже пришло в нашу жизнь. Музей не может быть от этого абстрагирован, тоже самое касается искусства. Мы, например, как музей, который занимается современным искусством уже давно показываем диджитал-арт, саунд-арт, видео, перформансы. И дальше нас ждет развитие. Искусственный интеллект, в том или ином виде, тоже обязательно придет в музей. Пока сложно сказать, как это будет выглядеть, но мы точно не сможем игнорировать этот факт.
Музей, в первую очередь, имеет миссию собрать, изучить и сохранить культурное наследие. Однако чтобы индустрия динамично развивалась и была актуальна, требуются перемены. Должен ли музей становиться более интерактивным, мобильным, подстраивающимся под время. Если это так, как тогда соблюсти баланс?
Помимо миссии собирать, изучать и сохранять культурное наследие, задача музея – это образование, собственно, чем мы все и занимаемся. Мир меняется, люди меняются, и мы должны за ними успевать для того, чтобы им у нас было интересно. Музей, безусловно, должен становиться более интерактивным, люди, приходя в музей, должны познавать что-то новое. Мы должны больше объяснять, и, сейчас есть такие возможности для того, чтобы любую выставку, любые произведения искусства можно было дополнительно представить зрителю с той или иной точки зрения.
Конечно, интерактивность здесь неотъемлемая часть того, что может быть людям интересно, но я не считаю, что это называется «подстраиваться под время». Это просто норма жизни для всех: как для музеев, так и для школ, и для других учебных заведений, или, например, медицины. Мы все живем в цифровое время, и мы должны ловить все его новинки.
Как вы относитесь к модному тренду – совмещения музея и аттракциона?
Да, это совершено нормальная история. Однако можно ли назвать это «аттракционом» - большой вопрос. Например, Третьяковская галерея, которая организовывает выставку русского авангарда, делает к ней дополнительно VR проект, но это никак не отменяет сами классические работы. Такой симбиоз интересен публике, гости каким-то образом могут с взаимодействовать с выставкой. Если мы сейчас говорим про современную молодёжь, которая стала активнее ходить в музеи, что очень приятно, то они уже не видят мир искусства без дополнительного контента и очень хорошо, что у нас сейчас есть возможность его обеспечить. Любую, даже классическую фотографическую выставку, мы сейчас можем дополнить видео – контентом. Например, это может быть история о самом фотографе или о тех, кто снят на фотографии, что, конечно, дает иное представление о выставке. Является ли это аттракционом? На мой взгляд, нет, скорее некой дополнительной опцией. Также как мы, например, говорим о музейных фондах. Не всегда все работы, которые есть в фондах музея могут быть выставлены, и, когда есть didgital возможность, представляющая эти работы, которая рассказывает историю той или иной коллекции – это всегда только плюс. Это всегда дополнительное знание, которое мы можем дать. Мы живём в эпоху интернета, в эпоху Google и надо уметь этим пользоваться во благо.
Как выдерживать конкуренцию на рынке? Можно ли сказать, что в вашей сфере идет «борьба» за посетителей?
Да, конечно, я могу сказать что у нас идёт своего рода конкурентная борьба за посетителей. Музеев много, активной музейной аудитории не так много. Для нас очень важно сформировать свою заинтересованную публику. Если говорить за счет чего идет эта борьба и вместе с тем формирование аудитории, то прежде всего, каждый музей старается сделать выставки ярче, интереснее, масштабнее. Какие-то маркетинговые ходы с кафе, с музейными магазинами. Яркое и активное промоутирование. На самом деле очень много дополнительных программ, что является основным источником привлечения новой аудитории.
Если посмотреть сейчас, то все музеи делают дополнительную музыкальную программу, каждый в своей стилистике. Кинопрограммы, лекционные программы – все это позволяет нам привлекать аудиторию, или работать с той публикой, которая могла бы пойти в другой музей.
Очевидно, что между музеями в крупных городах и в регионах есть разница. Какие региональные проблемы в музейной сфере вы можете выделить и, возможно, есть и пути решения на ваш взгляд?
Самая основная проблема региональных музеев - это финансирование. Ни для кого не секрет, что в региональных музеях финансирование значительно более скудное, чем в московских. Будем честными, если в регионах нет госбюджета в полном объеме, то и дополнительного коммерческого бюджета у них тоже нет. Это первая и самая основная проблема, потому что мы работаем со многими региональными площадками и вывозим свои выставки к ним на гастроли, сталкиваясь с критической нехваткой бюджета. Это не большие деньги, но бывает, что даже не хватает на транспорт и страховку. А вторая, конечно, менеджмент. И сейчас много программ и государственных, и частных, которые решают проблему дополнительного образования и переквалификации музейных менеджеров. Я сама лично читаю на таких программах лекции и мне приятно видеть то, что приезжает много людей, которые хотят узнать что-то новое, хотят поменяться, хотят сделать что-то для своих музеев.
Третья проблема, которая, как мне кажется, есть в региональных музеях – это аудитория. Мы – москвичи, у которых 18- ти миллионный город, и нам есть куда расти, и где брать эту новую аудиторию. У них сложнее, даже, если мы говорим про большие города, то публика все равно конечна, и интересы у этой аудитории насущные. Заработать деньги, обеспечить семью, в выходные пойти в торговый центр и купить ребёнку очередную игрушку, про музей думают не многие. Для этого региональным площадкам нужно активно развивать среди своей аудитории мысль, что в музей прийти лучше, чем в торговый центр.
Проект «Культурные инициативы/ лидерство в креативных индустриях» ставит перед собой цель выявить новые проекты и новых героев, которые смогли бы привнести свежие идеи и взгляды в разные секторы креативной экономики. Как вы считаете, чего не хватает современным музеям сейчас? Инвестиций, уникального наполнения или, возможно, грамотных управленцев?
Конечно, не хватает бюджета, это основная задача — изыскивать средства. Когда у тебя есть бюджет, ты можешь планировать и думать о каких-то новых форматах, можешь креативно развивать проекты, но если у тебя нет бюджета, то это достаточно сложно. Что касается менеджмента, с ними нужно делиться тем опытом, который у нас есть, ни для кого не секрет, что мы этот опыт тоже зачастую черпаем на западе. Мы смотрим на этот опыт и применяем к себе. Да, что-то получается, что-то не получается, мы как-то модифицируем его и работаем дальше.
В чем на ваш взгляд заключается «секрет успеха» современного музейного проекта? Можно ли вывести формулу?
Формулы нет, но есть определённый набор шагов, который должен быть сделан, это определённые musthave пункты, для того, чтобы музей стал успешным, чтобы он привлёк большую аудиторию. Это очень грамотная и достаточно агрессивная коммуникация, привлекательные проекты, безусловно, дополнительные программы, кафе, магазины, то есть это вещи, без которых сейчас невозможно представить себе современный музей. Является ли это формулой успеха? Не уверена.
Что такое успех музея? Просто стоит красивый, яркий, замечательный музей, куда ходят три человека? Является ли он успешным? Нет, не является. Успехом мы всегда определяем количество посетителей, которые к нам пришли. Даже если у нас очень крутая PR - кампания, которая дала нам огромный отклик, но при этом в музей не пришло достаточное количество человек, является ли это успешным? Нет, не является. Поэтому здесь мы ставим знак «равно» между словом успех и количеством посетителей. Разные музеи могут быть успешными по-разному, потому что у всех своя аудитория. Если мы возьмём Мультимедиа Арт Музей, как успешный, безусловно, музей или мы возьмём Дарвиновский, который, так же успешен, но мы не сможем их сопоставить, потому что мы не сможем сравниться с цифрами Дарвиновского музея. У них огромные показатели, но это разные аудитории, и у них есть свой уникальный контент, и нам бессмысленно представлять, как вы понимаете, похожий контент в музее.
Образовательная программа «Культурная инициатива / лидерство в креативных индустриях», направленная на поддержку и развитие активного творческого сообщества по всей территории России, стартовала в августе 2019. На участие в программе было подано 1770 заявок из 63 регионов Российской Федерации, из них 40 лучших проектных команд прошли отбор для участия в финальном образовательном этапе. 11 декабря 2019 состоится финальная защита проектов участников перед потенциальными инвесторами в формате питчинга, по итогам которого экспертной комиссии предстоит выбрать 15 лучших проектов в 5 номинациях: «Место силы», «Культурный туризм», «Событийное развитие территории», «Развитие местного сообщества через творческое образование и искусство», «Digital-проект в культуре».
Победители получат сертификаты о прохождении образовательного курса в Universal University и возможность грантовой поддержки со стороны инвесторов.
Подробная информация на сайте: https://cultureleaders.ru
Программа «Культурная инициатива/лидерство в креативных индустриях» — совместный проект Мастерской управления «Сенеж» и Universal University, созданный по инициативе Роспатриотцентра.
Автор интервью — Кристина Дёмина