Февраль и март для «традиционных» россиян — торжества в честь мальчиков-защитников и девочек-цветочков. «Западные» россияне в этот период говорят о гендерных стереотипах и правах женщин. Однако художники говорят об этом не только по праздникам. Проблемы гендера и пола — в тексте, подтексте, контексте искусства, главное, желание смотрящего увидеть. Предлагаем разобраться с мужским и женским в искусстве на примере актуальных выставок.
Где прячутся «настоящие женщины»
Экспозиция разделена на М и Ж: у Марии Погоржельской женская идентичность — это нанесение масок, ежедневное воссоздание образа. У Александра национальная или религиозная идентичность (мужская обычно ведь = общечеловеческой) — костюм. Да, мы – это маски и костюмы, но и то и другое легко снять, сменить.
Кто носит украшения?
То, что шрамы и бороды не единственное украшение, достойное мужчин, понятно, наверное, всем, кроме приверженцев радикальных «культов» маскулинности. Представители contemporary jewelry и art jewelry идут дальше: их украшения — нечто настолько странное, что чудно и для девочек, и для мальчиков.
Мужчина-модель и мужчина-рукодельник
Данила Поляков, когда-то модель, теперь еще и художник, во-первых, работает с привычно женскими материалами (картины из тряпочек), во-вторых, все еще как модель предоставляет свое тело фотографу Дмитрию Журавлёву, и тело это модифицируется костюмами до кого-то неважно какого пола и гендера.
Объективация или искусство?
Фэшн-фотограф Ги Бурден был требователен к себе и жесток к моделям. Его снимки — эстетский образец овеществления женского тела. Что ноги, что туфли, что спины, что платья — объект желания, выгодно поданный товар. Бурдену женщины даже не всегда были нужны целиком: красивой ноги хватит!
Норма — проблема времени и места
Чтобы осознать относительность представлений о гендере, достаточно обратиться к прошлому или чужой культуре. Французские кавалеры конца XVIII века были не менее изящны и чувствительны, чем дамы. Японские эротические гравюры сюнга XVII–XIX вв. человеку западному могут показаться чем-то запредельным.