Сегодня, 14 марта, Музей «Гараж», его образовательный центр, библиотека и архив временно приостановили работу из-за пандемии коронавируса в целях безопасности посетителей и команды Музея.
Директор Музея Антон Белов сообщает:
Всей команде «Гаража» и мне лично это решение далось очень тяжело. Но если мы — как популярный музей — не предпримем все зависящие от нас меры, то тем самым мы поставим под угрозу здоровье вас — наших бессменных соратников по развитию современного искусства в России, всех приглашенных лекторов и педагогов, наших сотрудников, родственников и друзей старшего возраста.
На время закрытия Музей обещает усилить свое присутствие онлайн, заверяя, что кураторы и сотрудники всех отделов Музея уже работают над тем, чтобы рассказать потенциальным посетителем что-то новое и познавательное об искусстве в разных форматах в своих аккаунтах в социальных сетях.
Напомним, что на момент закрытия в «Гараже» проходили сразу четыре интересные выставки:
1. «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966-1985»
«Секретиками» советские дети называли тайники, где прятались ценные мелочи. Посвятить кого-то в «секретик» значило принять его в круг «своих». «Секретиком» кураторы выставки называют и практики советских художников-нонконформистов, для которых искусство — та же охраняемая от вмешательства посторонних сил тайна, доступная только друзьям. Но Музей «Гараж» не ограничивается изучением художественного андеграунда, рассматривает другие практики «засекречивания», актуальные для времен застоя. Подпольное существование вели любители йоги, эзотерики, нетрадиционной медицины. Художественные и духовные практики объединяют в одну экосистему: конверты с самоуничтожающимися сообщениями, капсулы времени, произведения искусства, посаженные в открытом поле как картофель, выставки-квартирники в темноте представлены вместе с дневниками, фотоальбомами, самиздатом.
2. «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»
Восток для западного искусства XX века — источник новых идей и попытка нарыть «тайное знание», трансцендентное, умершее вместе с Богом. Эзотерические знания и практики чужих стран очаровывают необычностью и отсутствием негативных ассоциаций с худшими деяниями родной церкви. Для России Восток вообще часть вечного вопроса «кто мы, Европа или Азия?». Названная по строке из стихотворения поэта, писателя Андрея Белого выставка — результат глубокого исследования, раскрывающего историю тайных обществ, в том числе, эзотерических увлечений и поисков отечественных художников, начиная с Серебряного века.
Идти на выставку просто обязательно. Практика высокодуховных трипов в отечественном искусстве игнорируется, тема маргинализирована (будто есть на свете только великий русский авангард), не только неизвестна широкой публике, но и мало изучена специалистами. Вас ждут картины и биографии забытых авторов, а заодно экскурс в отечественную историю (эзотерические практики дореволюционной эпохи, ссылки и расстрелы 1930-1940-х, духовное возрождение на советском Востоке и в Центральной Азии в 1920-х). К тому же экспозиция интересно и хитро продумана кураторами (Екатерина Иноземцева и Андрей Мизиано) и бюро Grace: Другой Восток разместится в трех типах пространства: «храме», «архиве» и «музее».
3. «Прохожий»
Бренд Atelier E.B (дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи) — мечта эпохи осознанного потребления, то есть одновременно честный и справедливый бренд (никаких рабочих рук стран третьего мира!), команда исследователей и просветителей и проект современного искусства. Выставка «Прохожий» — результат двухлетнего исследования истории всемирных выставок и ярмарок XX века, легендарных универмагов, этнографических музеев и моды стран соцлагеря, а вернее истории тех, людей, создававших эту историю. Для российской версии экспозиции Липскомб и Маккензи раскрыли пару новых тем: российский след в западной моде, а также преобразование капиталистических механизмов производства на советской почве. Среднего обывателя Atelier E.B представляет главной персоной потребительского спектакля, поэтому ключевые образы выставки: манекен (актер) и витрина (сцена), существующие для прохожего (зрителя). Антиконсьюмеристкая риторика антиконсьюмиристкой риторикой, но в поп-ап-магазине можно, кстати, купить вещи марки Atelier E.B.
4. «Упражнения на конструкцию. Сгибание»
Моника Сосновская (р.1972), польская художница, участница биеннале «Манифеста 4», как автор инсталляций и скульптур работает с архитектурным наследием ХХ века. Для «Гаража» Сосновская подготовила работу, отсылающую к гиперболоидным конструкциям Владимира Шухова. Восьмитонная 24-метровая «башня» опрокинута и согнутая экскаваторами.
Информация о том, будет ли продлен срок работы выставок из-за незапланированного закрытия, пока отсутствует.
Читайте также