От цифровых секс-кукол до колониального наследия горнодобывающей промышленности — эти восходящие звезды мирового искусства обращаются к политике творческого производства в глобальном масштабе. Редакция «Вашего Досуга» разобрала с какими материалами и темами работают те, кто завтра будут определять мировую художественную повестку.
ВИРТУАЛЬНАЯ И ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТИ
Кто: Зидсель Майнехе Хансен
Главные темы: порноиндустрия, использование робота человеком, тотальный контроль и конфиденциальность
Зидсель Майнехе Хансен интересуется виртуальными и роботизированными телами, их связью с человеческим трудом, а также использованием их в игровой, порно и технологических индустриях. В Gasworks, престижной галерее в Лондоне, мультимедийная художница использовала EVA 3.0, цифровую фигуру гуманоида, встречающуюся в видеоиграх и развлечениях для взрослых, чтобы «изучить сходство между людьми в реальной жизни и объектами в виртуальной реальности, сосредоточившись на их гендерной двойственности». Ее персональная выставка прошла в Лондоне в прошлом году под названием Welcome to End-Used City. Там она использовала технологии видеоигр для изучения таких тем, как надзор, слежка и наблюдение, рассматривала современные роботизированные секс-куклы и вопросы конфиденциальности. Ее интерес к все более мрачной сфере виртуального пространства сейчас кажется особенно актуальным — во время пандемии многим людям по всему миру пришлось осваивать виртуальные альтернативы личному контакту.
Зидсель уже объявлена одной из десяти получателей стипендии Тернера, заменившей Премию Тернера в 2020 году, с особой похвалой за новаторское использование VR и AR в своих работах. Этим летом, несмотря на карантин, она приняла участие в выставке в Португалии (Galeria Municipal do Porto) в рамках групповой выставки, посвященной маскам и их месту в эпоху цифровых технологий.
ТЕКСТИЛЬ
Кто: Хангама Амири
Главные темы: женские удовольствия, феминизм и беженцы из Средней Азии
В этом году известная французская галерея Perrotin предоставила «альтернативную платформу» для выпускников курсов MFA Йельского университета по живописи и гравюрам. Туда же были включены работы художницы-феменистки Хангамы Амири. На текстильных полотнах она изображает оживленные сцены, на которые повлиял ее жизненный опыт беженки из Средней Азии. «Меня привлекли красочные шелка, который носили женщины в столице Таджикистана, Душанбе, сложные цветочные узоры на базарах Пакистана, и особенно яркие цвета в традиционных афганских платьях», — говорит Амири. В ее работах исследуются женские удовольствия и скрытые желания, выраженные с помощью визуальных сигналов, таких как красный лак для ногтей, помада и привлекательные ткани. Она использует шитье как технику, чтобы символизировать «фрагментированные» личности и отмечать женское самовыражение через одежду. «Использование этих символов также позволяет мне дать моим женщинам чувство свободы и силы в чувственности и сексуальности, желаниях и удовольствиях, в отличие от норм женского тела как чего-то очень личного, скрытого и секретного…» — признается художница.
Кто: Марк Корфилд-Мур
Главные темы: творение как кураторство, труд сельских общин
Получатель стипендии Jerwood Makers 2019 года, Марк Корфилд-Мур изучает процесс ткачества, опираясь на исследования, проведенные в северном Таиланде и в Шотландском нагорье, где он наблюдал методы сельских общин и стремился найти связь со своим собственным «тайским наследием». То, что получилось в результате, — это этюды огненно-оранжевого цвета, каждый из которых представляет Марка и как куратора, и как творца. Этюды являются кульминацией сотен небольших решений, принятых художником, — о том, когда позволить нити висеть единообразными линиями, а когда закрепить и перенаправить материал в дугообразные полосы. Работы Корфилда-Мура выставлялся в Королевской академии искусств, а также в Лиссабоне, Нью-Йорке и Норвегии.
СКУЛЬПТУРА
Кто: Ануша Пейн
Главные темы: духовный потенциал предметов, культурное присвоение и фольклор
Тамильский фольклор и духовный потенциал предметов — ключевые проблемы для лондонской художницы Ануши Пейн. Она создает свои собственные версии изменяющих форму существ и сверхъестественных персонажей из керамики, плексигласа и смолы, уравновешивая фантастические повествования и древние мифологии более знакомыми символами домашнего обихода, такими как домашняя мебель. Более того, ее процесс «воображения артефактов» поднимает уместные вопросы о культурном присвоении и расширении прав и возможностей, в то время как в мировой повестке активно обсуждается репатриация музеев. На ее последней выставке Indigo + Madder, прошедшей этим летом, использование искусственных шкур рептилий также намекает на идеи трансформации и возрождения, не говоря уже о демонтаже предписанных представлений о красоте и коммерции (Вот, посмотрите на свои сумки из змеиной и крокодиловой кожи!).
Кто: Тан Хусейн Кларк
Главные темы: театр, интерьеры, квир-культура
Тан Хусейн Кларк с нескрываемым любопытством разбирается в деталях интерьеров и пространств. Его выставки бурлят и переполнены множеством отсылок — от театра до квир-культуры и работ таких режиссеров, как Райнер Вернер Фассбиндер. Лондонский художник глубоко погружается в субкультуру и малоизвестные подробности прошлых барочных жизней, как это было на прошлогодней персональной выставке под названием «Картины Сельмы Вас Диас» в Брюсселе. На выставке Кларк совместил свои собственные скульптуры с малоизвестными картинами популярной в 1930-40-е годы театральной актрисы Сельмы Вас Диас, сочетая традиционные рамки с листами плексигласа, зеркал и смолы. Успел Тан поработать и с площадками крупнее — вроде Центра Помпиду в Париже и галереи Crèvecoeur в Марселе, а недавно был объявлен одним из художников, отобранных для участия в British Art Show 9.
Кто: Фрэнсис Дрейсон
Главные темы: разрушение структур контроля, массовое потребление искусства
Фрэнсис Дрейсон, выпускница Королевской академии, приняла участие в групповой выставке «Земля несравненной красоты», которая открылась в июле в рамках Collective Ending. Работа Дрейсон тесно связана с согласованием культуры производства произведений искусства и массовых мануфактур и конвейеров. Через мультидисциплинарную линзу исследование этих концепций проявляется в основном в скульптуре. Исследуя возможности инакомыслия, ее последние работы анализируют приемы последовательности, сдержанности и повторения, часто встречающиеся в минимализме, церквях и фашистской архитектуре. В попытке переосмыслить новое, ее интерес к «разрушению структур контроля» стал своевременным постпандемической реальности. В этом году Дрейсон представляет персональную выставку в Art Lacuna в Лондоне.
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ
Кто: Отобонг Нканга
Главные темы: земля, колониализм и эксплуатация природных ресурсов
От перформанса и инсталляции до скульптуры и живописи — практика Отобонг Нканга обширна. В ее основе лежит озабоченность разнообразными интерпретациями «земли» и тем, как они формируют и отражают все аспекты нашего общества, включая колониальный контекст инвазивной добычи полезных ископаемых и глобальные последствия эксплуатации природных ресурсов. В этом году, после годичной резиденции, Нканга открыла крупную ретроспективу под названием «Нет ничего лучше твердой земли» в Доме Мартина Гропиуса в Берлине. Среди работ — новая итерация ее проекта Carved to Flow, который был впервые задуман на выставке documenta 14. Этот семинар с художественным оформлением основан на экономике производства, распространения и продажи мыла — с одновременным обменом знаниями и упором на взаимную человеческую связь.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Кто: Эштон Аттц
Главные темы: небинарность, social media
Эштон Аттц идентифицирует себя как чудаковатого, темнокожего, небинарного художника, чьи работы вдохновляют обычных людей. В его игривых иллюстрациях чувствуется легкая утопичность, в них использованы праздничные цвета и причудливые персонажи. 2020 год стал для 21-летнего художника, получившего художественную премию Evening Standard в 2018 году, взлетным, когда он получил заказ от Universal Music на создание художественного произведения для официальной афтерпати Brit Awards. Коллекция, игриво названная Turn Heads and Turntables, украсила приглашения на вечеринку, специальный принт, подаренный гостям, и захватила выставочное пространство. Вскоре после этого Аттц объединился с платформой художников Creative Debuts для продажи гравюры под названием Superheroes and Superstars, чтобы собрать деньги для работников Национальной службы безопасности. С тех пор Аттц разработал официальные стикеры Pride для Instagram в июне этого года.
ВИДЕО
Кто: Мейв Бреннан
Главные темы: материальность, нарратив
Мейв Бреннан исследует отношения между объектами и их историями; сообщества и их окружение; и саму идею материальности. Работая в основном с изображениями и фильмами, она использует документальный подход, проводя долгосрочные исследования древних регионов, таких как Ливан и Палестина, опираясь на богатую историю как страны, так и людей. В недавнем интервью Бреннан подробно описала свою практику: «Я обретаю близость с людьми и местами и позволяю этим встречам руководить моей работой по созданию сложных и многоуровневых отчетов, которые разрушают доминирующие представления». Ее фильм «Дрейф» (2017) исследует, как приобретение знаний влияет на наше понимание объектов — от камней до старых автомобилей. У нее прошли персональные выставки в крупнейших галереях Лондона.
ЖИВОПИСЬ
Кто: Далтон Гата
Главные темы: сюрреализм, миф
Тревожные, но юмористические картины Далтона Гаты недавно были показаны компанией Peres Projects в онлайн-залах международной художественной ярмарки Art Basel. Теперь его работы можно рассматривать как часть цифрового проекта Galeria Agustina Ferreyra под названием A Watched Pot Never Boils: Meditations on Food and Time. Картины кубинского художника имеют сюрреалистический оттенок: суровые каменистые пейзажи сочетаются с натюрмортами, мифологическими существами и насмешливыми отсылками к современному миру. В одной мета-работе он изображает затылок и плечи двух очаровательных женщин, которые смотрят из окна на пустынную местность с розовыми холмами. Ранее Гата работал модельером, и его аккаунт в Instagram демонстрирует многогранность его практики с подборкой недавних набросков для iPad, выразительными карандашными рисунками и игривыми фотосессиями.