В современном искусстве мало места для лиризма. На арт-рынке и в галереях его почти не найти — за редким исключением: куда важнее сегодня для нас остросоциальная повестка, политика, острые, пограничные человеческие состояния. В этом «сегодня» художники в лучшем случае обращаются к коллективной памяти и советскому прошлому. Несмотря на это, художник все еще не потерял право выстраивать вокруг себя свой собственный мир, который может быть не похож на все происходящее вокруг — у него по-прежнему есть возможность не оглядываться ни на одну из существующих повесток. Создание новой, индивидуальной лирической реальности — вот та новая эстетическая повестка, которая входит в свои права сегодня. 

Художник Евгений СОЛОДКИЙ родом из Саратова — и он может называться настоящим символом аутсайдерского индивидуализма, идеалом для всех, кто стремится выйти из предлагаемых обстоятельств и создать свои собственные. 

Евгений расписывал соборы и создавал ультрасовременные инсталляции. Основал в 90-е новое художественное течение и осуществил десятки персональных выставок по всей Европе. Объездил весь мир — но всегда возвращался в Саратов, поэтический город, окруженный легендами. Сегодня он создает ту самую новую поэтическую реальность и предпочитает никому ничего не доказывать, создавая искусство ради него самого. 

Я всегда начинаю писать новую картину с предвкушением: «это будет лучшая работа в моей жизни». Мысль об этом дает мне драйв и энергию работать.Евгений Солодкий

«Но то был сон»

В поэтической системе Евгения есть и пограничность состояний, и легкое ощущение фантазма или миража. Происходящее на полотне порой кажется нам смутно знакомым — мы уже видели подобные образы у символистов и сюрреалистов. Вот ангел, трогательно сгорбившийся над своей скрипкой, вот плывущий в закатном воздухе замок, вот почти растворившийся в красочных бликах женский образ. Все это, кажется, уже когда-то было: и все же есть в этих образах чарующая сиюминутность воплощения — и, разумеется, впечатление прекрасного сновидения. 

Самое сильное впечатление от сна — это его послевкусие, например, когда просыпаешься утром и весь день после находишься в приподнятом настроении. Того же я пытаюсь добиться от своих картин: чего-то сложного, немного смутного, волнующего и непонятного — и большей частью приятного.Евгений Солодкий

Источником этой живописной реальности для художника может быть что угодно: литература, сказка, миф или сон или просто ощущение от увиденного ранее, но скорее то неосознанное, гулкое пространство сна, в котором все полно значения — и ничего не задерживается надолго. С этих картин на зрителя смотрят ангелы и сардонически улыбающиеся волшебники, серьезные подростки и растворяющиеся в дымке девушки или загадочные корабли-призраки. Однако конкретного героя в живописных работах Евгения нет. Все эти персонажи — воплощения какой-то одной волнующей художника темы, это — медиумы, многозначительно молчащие символы. 

Трудно сказать, имеет ли персонаж отдельной работы какой-то конкретный прототип. Каждая из них должна обладать своим собственным лицом, и для создания этого лица нужно избегать штампов и формальных форм. Вероятно, это все из-за моего мизантропизма. Мне важно смотреть на человека и любить его хотя бы на холсте.Евгений Солодкий

«Пройти, чтоб не оставить тени»

Поиск свободы — вот лучшая (и самая долговечная) философия для современного художника-аутсайдера. Порой может показаться, что единственный выход для обретения оригинальности — это выйти из бешено раскручивающейся спирали современного общества, отделиться от него и обрести новое дыхание, новую эстетическую концепцию. Первую половину своей жизни Евгений прожил в бурном вихре арт-свершений: Москва, Мюнхен, новое саратовское объединение «Желтая Гора», опыты в жанре акционизма и инсталляции. Однако же только сделав успешную карьеру в качестве художника и креатора стало ясно, что его настоящий путь — дауншифтинг. Думая о свободе, Евгений построил океанскую яхту и пять лет прожил на борту восьмидесятитонного Гелона в Средиземном море, став художником-капитаном. Однако и море не всегда помогает достичь этой самой свободы достичь.

Увы, живя на парусном корабле ты становишься еще более несвободен — хотя внешнего романтического флера здесь сполна хватает. Пять лет на борту убедили меня, что в погоне за вожделенной свободой ты становишься рабом своего корабля, и вместо творческих задач решаешь бесконечные бюрократические вопросы. (Ну и, конечно, следишь за тем, как бы этот самый корабль не утонул).Евгений Солодкий
...Не нашлось смельчаков на ночную охрану. Восемь толстых канатов внушали уверенность в его неподвижности. Ночью над ним кружил одинокий дракон, а наутро он исчез вместе с лунным светом. Начальник порта бросил работу на море и ушел в горы пастухом.Евгений Солодкий

Сам Евгений после периода бурных экспериментов над собственной жизнью выбрал для себя еще один путь — полное погружение в искусство, мастерская и неторопливые путешествия по суше. Нельзя быть одновременно и капитаном, и художником — корабль все же требует большой команды и полного самоотречения. А двигаться по миру в одиночестве можно и на автомобиле, особенно если он становится настоящей передвижной мастерской.Сейчас Евгений воссоздает стихию на холсте, и сегодня в его произведениях часто появляется мотив корабля — совершенно одушевленного и потому еще более одинокого.

«Свой среди чужих»

Евгений — художник в чем-то ретроспективный. Современное искусство, по крайней мере то, каким мы привыкли его видеть в столице, отклика в нем не вызывает. 

Мне кажется, что современное искусство находится в кризисе, и все, что можно в нем сказать — уже сказано. Во всяком случае, российское современное искусство в массе своей вторично — просто мы по-прежнему, несмотря на отсутствие границ, мало информированы о том, что происходит в мире. Художники пытаются привлечь внимание зрителя, шокируя его — и при этом теряют духовность. 

В 90-х меня поразила одна из интерактивных инсталляций в Zentrum für Kunst und Medientechnologie в Карлсруэ. Ее суть в том, что художник как бы уходит в тень и дает зрителю возможность воздействовать на объект самостоятельно. Этот процесс работает точно так же, как в компьютерной игре: играющему кажется, что он строит нечто свое собственное — но на деле всего лишь использует чужие скрипты. Вот это кажется мне по-настоящему современным.
Евгений Солодкий

«Концепция грани»

В 90-е годы в Саратове возникает содружество художников «Желтая гора», которое просуществует три года — яркий мазок свежести на теле маленького города. Входившие в него художники работали крупно, смело, ярко, привлекая инновационные для города жанры и формы. Например, игры с пространством и человеческим восприятием: для того, чтобы увидеть картины на первой выставке объединения, зритель должен был со свечей найти путь в темном зале и осветить картину — выхватить ее из темноты, как будто бы из небытия. 

Желтая гора — это следствие обновления социума, которое началось в конце 80-х. Нам хотелось нарушить неискренность официального искусства, мы были полны энергии, надежды и задора. К тому же, КГБ и ОБХСС не обделили нас вниманием: всегда приятно чувствовать себя арт-диссидентом.Евгений Солодкий

Параллельно Евгений Солодкий создает работы в иконописной эстетике, залитые пронзительным синим цветом словно с фресок Ферапонтова монастыря. Эти две эстетических реальности — ультрасовременная и старинная — схлестнулись вместе, наслоились друг на друга, и тогда появились и печальные луноликие женщины в мареве мазков, и птицы с умными глазами, и многозначительные, сардонически улыбающиеся духи. 

Концепция грани — это и есть та «программа», которая метафорически объясняет происходящее на полотнах: это и грань между зрителем и живописным миром, между одиночеством и диалогом, жизнью и смертью, узнаваемостью и неузнаваемостью образа. Грань — это пауза, подобная зависанию брошенного вверх предмета.

Я не религиозен. Но признаю, что есть какая-то сила, противостоящая энтропии материального мира, которая позволяет сохранить гармонию и баланс. Называть ее Богом было бы слишком большим упрощением: но я люблю писать ангелов, и кажется, ангел — это мостик между человеком и Богом.Евгений Солодкий

Ангелы действительно незримо присутствуют во многих полотнах последних лет — даже если не являются главными героями картины. Они играют на невидимых инструментах, плывут «в тоске необъяснимой» и греют о свечу озябшие руки. Художественных связей этих работ с прошлым здесь можно найти, казалось бы, сколько душе угодно — это и витражный цвет Матисса, и легкая изломанность танцовщиц Тулуз-Лотрека, и вечное ощущение полета Марка Шагала, и итальянские символисты, а вот, кажется, еще чуть-чуть — и к зрителю обернется старик голубого периода Пикассо. Картины, где главным героем становится корабль, многие сравнивают с полотнами Тернера. Но расточенность линии в цветовой лавине обещает здесь совсем иное впечатление, иной почерк; море становится не самим морем, а его предчувствием — в загадочных огнях порта, скрипе рангоута и штормовой пене. И особый, словно бы светящийся изнутри цвет здесь — одно из главных средств выразительности, придающее абстрактным образам впечатление совершенно овеществленной образности.

По образованию я архитектор. Это объясняет поиск новых техник — архитектор всегда мыслит функционально, не только эстетически. В живописи я компенсирую это экспериментально — использую сухие пигменты (они по-особому светятся), пишу лессировками по сусальному серебру или по потали; мешаю масло с тушью, пишу фрески на сверхпрочном цементе.Евгений Солодкий

Эти эксперименты рождают совершенно неожиданные эффекты: порой кажется, цвета на полотне так много, что оно становится похожим на витраж. Иконография «ангельского» это ощущение только усиливает, и вся эта цветовая мистерия просвечивается спрятанным за картиной источником света, который находится словно бы прямо за красочным слоем. Статическое сменяет динамическое, пастозную плотность — тонкие лессировки, а самые трагические истории обдувает как бы гуляющий по живописному пространству ветер. И кажется, что иного звучания кроме этого гулкого белого шума здесь нет: герои либо молчат, либо ведут многозначительный диалог без слов. Взгляды их всегда как бы затушеваны, они скользят по зрителю, не вступая с ним в диалог — и ускользают, бесконечно ускользают. 

Все эти мифические существа — печальные флейтисты, многозначительные королевы, растворяющиеся в дымке города-миражи — пребывают в каком-то своем, одному только их создателю известном мире, где не работают привычные системы координат, а над крышами летают ангелы. Возможно, именно так и создаются новые миры: только лишь в голове одного художника-капитана. 

Посвящается всем, кто отдает все свое сердце тому, чего не может не делать. И пусть тело его изломано и волосы спутаны — зато на него всегда падает солнечный свет и вокруг звучит тихая музыка.Евгений Солодкий

Подробнее познакомиться с работами Евгения Солодкого можно на официальном сайте художника.

Автор текста — Дина Якушевич

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: