До 22 августа 2021 года в Государственном историческом музее (ГИМ) проходит выставка графических работ Альбрехта Дюрера из коллекции Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии — одной из самых известных художественных галерей Европы. Этой выставкой открывается проект «Сокровища музеев Италии в Историческом музее», рассчитанный на несколько лет. Подробнее о выставке рассказывает Екатерина Чернова.
В рамках долгосрочного проекта сотрудничества с итальянскими галереями в Историческом музее представлена одна из лучших коллекций графики Альбрехта Дюрера. Экспозиция открывает панорамный обзор эпохи: работы одного из самых известных мастеров Северного Возрождения дополнены произведениями из собрания ГИМ, включая предметы декоративно-прикладного искусства.
Такие знаковые работы Дюрера, как «Меланхолия», «Всадники Апокалипсиса» из серии Откровений Иоанна Богослова, отличаются замысловатым символизмом, который указывает на то, что автор этих образов был образцовым сторонником идеи Ренессанса. Дюрер, воспринявший опыт итальянских мастеров, изучал мифологию, механику, анатомию, физику, картографию, его интересовали естественно-научные эксперименты – он был полиматом, «универсальным человеком», чьи знания и умения не ограничиваются одной частной областью. Не удивительно, что некоторые его работы скорее стоит воспринимать как символический текст, нежели как чистый визуальный образ.
Однако в экспозиции ГИМ зритель не найдет развернутых комментариев, объясняющих многочисленные порядки знаков, представленных на гравюрах. Это «упущение» можно считать вполне оправданным, так как для того, чтобы выяснить значение тех или иных деталей (спящего путти или кометы), достаточно обратиться к текстам в открытом доступе.
Акцент на исторической ценности, прямо соответствующий специализации музея, дает иной ракурс. Здесь образ художника раскрыт как образ мастера, блестящего ремесленника. Хоть он и вдумчивый читатель, и ценитель прекрасного, и обладатель огромных знаний, нашему современнику он известен именно благодаря своему ремеслу, материальному наследию. Выставка в ГИМ – уникальная возможность внимательно приглядеться к резцовой гравюре. Редкость подобного события связана с ограничениями экспонирования графики, хрупкого предмета, который быстро реагирует на свет, а потому выставляется редко и ненадолго. Именно этим, кстати, обусловлено приглушенное освещение экспозиции в ГИМ.
Уже в первом зале представлены эстампы знаменитых работ «Меланхолия», «Иероним в келье», «Рыцарь, Смерть и Дьявол» - зеркальные или выполненные другими мастерами. Для полноты восприятия перед тем, как отправиться на выставку, стоит ознакомиться с самим процессом изготовления оттиска, чтобы по достоинству оценить мастерство художника. Сложность и механистичность техники резьбы на меди Дюрер преодолел, достигнув иллюзорной легкости исполнения – зачастую следы работы резцом в его работах почти неразличимы, поскольку строго повторяют формы драпировок, текстуру дерева и даже фактуру меха. А в тех местах, где художественный замысел предполагает выраженную линеарность, можно проследить виртуозность исполнения, перемены нажима – линия живо меняет направление и толщину. И это работа резцом на медной пластине! При этом, формат отдельных работ – например, фигур апостолов – настолько мал, что тонкая, детальная проработка кажется невообразимой.
Экспозиция построена по тематическому принципу: каждый из залов посвящен той или иной теме в творчестве Дюрера – крестьянского труда, веры, Страстей. В последнем зале представлена серия «Апокалипсис» из 15 гравюр, иллюстрирующих Откровения Иоанна Богослова – пожалуй, наиболее известный апокрифический текст в христианской литературе, принадлежащий одному из апостолов и автору одного из четырех Евангелий. Это единственное пространство выставки, в котором работы Дюрера представлены как последовательная иллюстрация текста – в том порядке, в котором они были расположены в кодексе. Развитие образной композиции от одного листа к другому подчинено единой логике, при желании здесь можно обнаружить драматургическую конструкцию и открытое следование композиционным принципам итальянского Возрождения.
Оформление пространства экспозиции нетривиально – в каждом зале обстановка поддерживает тему, представленную в гравюрах. Такое полуабстрактное образное переосмысление служит своего рода связью времен, сближает зрителя с тем историческим контекстом, в котором и для которого работал Дюрер. В целом, изображенные им человеческие фантазии, чувства и качества, возвышенные или карикатурные, никуда не делись, они и сегодня волнуют восприятие современника.