Выставки — одно из немногих доступных развлечений июля. Екатерина Чернова выбрала для вас самые интересные.
- 1. Искусство и церковь
- 2. Искусство и архив
- 3. Пространственные модели
- 4. Работают современники
- 5. Люди и машины
Искусство и церковь
25 июня в главном здании Пушкинского музея открылась выставка «Сиена на заре Ренессанса» в рамках международного проекта России и Италии, рассчитанного на 2021-2022 годы. В экспозиции представлены шедевры тосканских коллекций, а также произведения из фонда ГМИИ. Столь масштабный и последовательный проект уникален, так как работы мастеров раннего Возрождения (XIII-XV вв.) редко отправляются в путешествие.
В Музее древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева до начала осени открыта выставка «Дозволено духовной цензурой» Русская религиозная гравюра XVII – XIX веков». Экспозиция раскрывает малоизвестный диапазон изображения религиозных сюжетов во всем его многообразии.
Альтернативный взгляд на русскую живописную традицию предлагает Третьяковская галерея, открывая экспозицию «Александр Иванов. Библейские эскизы. Чудеса и проповеди Христа». Проект интересен переносом внимания на подготовительный этап работы со сложными каноническими сюжетами, акцентируя эстетическую ценность легковесной эскизной графики, ее преимущества перед законченной, выверенной работой. Длительный, кропотливый процесс поиска идеальной формы и композиции, непосредственный труд художника, представлен как богатый на открытия и самодостаточный визуальный материал.
Искусство и архив
В рамках цикла «Художник и время» в старом здании Третьяковской галереи представлена выставка «Александр Бенуа и его Мир искусства», повествующая о деятельности одного из самых влиятельных представителей художественной сцены в России XIX века. Представленные произведения графики являются своего рода архивом театрального и книжного наследия «мирискусников», а также отражает переоценку рисунка и гравюры, осуществленную Бенуа и его сподвижниками.
Выставка «Музы Монпарнаса», которая откроется 15 июля в Пушкинском музее, открывает возможность увидеть людей, создававших неповторимую продуктивную атмосферу знаменитой парижской улицы. Историческая тема нетривиальным образом трактована посредством помещения в фокус внимания женских персоналий: художниц и натурщиц, которые в то время принимали активное участие в художественной жизни Парижа. Стоит отметить, что экспозиция аккумулирует живописные, скульптурные произведения, фотографии и архивные материалы, представляя развернутую картину эпохи.
До конца августа в Галерее Классической Фотографии открыта выставка «ФотоТоп», разворачивающая перед зрителем поле современной фотографии. Казалось бы, что нового можно изобрести в пределах этой практики? Однако современники доказывают неисчерпаемость эстетического и смыслового потенциала, который остается присущ фотографическому документу.
В Мультимедиа Арт Музее продолжает действовать экспозиция «Билл Каннингем. Мода на подиумах и тротуарах». Снимки американского фотографа представляют не только эстетическую, но и историческую ценность – в объектив Каннингема, курсирующего по улицам Нью-Йорка на велосипеде или работавшего в студии, попадали новейшие тенденции и ключевые перемены в жизни мегаполиса.
Иван Найинти, чья персональная выставка «Багаж» действует до 25 июля в галерее RUARTS, занимается фотодокументацией собственных уличных работ. Фотографии здесь представлены как своеобразные чемоданы, бэкграунд или портфолио художника, работающего с собственными воспоминаниями – раздваивая, отдаляя их и помещая в новый неожиданный контекст.
Пространственные модели
В Музее архитектуры им. Щусева открылась выставка «Архитектура памяти», посвященная проблематике и радикальных переменам практики градостроительства в военное время, представляющая проекты, созданные в период с 1941 по 1945 гг. Экспозиция представляет собой своеобразный архив, включающий фотографии, документы, чертежи и уцелевшие фрагменты архитектурных построек. По мере продвижения по архивным «коридорам», зритель видит как менялся архитектурный облик не только Москвы, но и Сталинграда, Севастополя, Великого Новгорода, Истры.
До конца июля в галерее U contemporary на территории ЦСИ «Винзавода» открыта выставка с концептуальным названием «Gallery in the expanded field» («Галерея в расширенном поле»). Проект уникален тем, что кураторы размышляют над формой, местом, определением самой галереи, а не ее содержания. Галерея как центр современных художественных практик здесь становится действующим героем и открывает возможные альтернативы репрезентации произведения.
На площади Искусств под эгидой музея современного искусства «Гараж» открылась инсталляция «Тишина» художника Павла Альтхамера. Художник моделирует в центре города такую обстановку, которая дает посетителю возможность поставить на паузу повседневный ритм, прислушаться и приглядеться к живописному участку природного ландшафта.
Работают современники
В Музее современного искусства на Гоголевском бульваре 25 июня открылась персональная выставка Арсения Жиляева, знаменитого представителя современной «воронежской школы». Экспозиция представляет собой фантастическое путешествие и повествование о «Буднях распознавателя образов», организованное в диалоге между физическим пространством и виртуальным цифровым.
До 1 августа в галерее Artstory работает выставка «Леонид Пурыгин. Любовь и я». Художник, публицист, философ на протяжении своей короткой жизни концентрировался на выбранной им теме всеобщей любви. Созданные им сюрреалистические, полные символизма образы дополнены яркими текстами и отсылками к народной культуре изобразительного ремесла.
До 22 августа в пространстве ЦТИ Фабрика представлен проект «Фактуры мозаики», подготовленный мастерами студии «Фавока». Выставка представляет своеобразные контраргумент против тезиса о том, что традиционные художественные техники утратили актуальность. Мозаичисты «Фабрики» разрабатывают новые стили и технологии, создавая гармоничные композиции, которые порадуют эстетов.
Школа современного искусства «Свободные мастерские», инициированная Московским музеем современного искусства, представляет коллективную выставку на площадке ЦСИ «Винзавода». Название проекта, «Множество», отсылает к одному из передовых терминов современной философии, подчеркивает неоднородность современности, наличие противоречий и конфликтов. Художники стремятся осмыслить «множественность», находя материалы на пересечении культуры, политики, экономики, экологии и других актуальных контекстов.
Люди и машины
В Новой Третьяковке открыта персональная выставка одного из пионеров и классика кинетического искусства Вячеслава Колейчука. Художник знаменит исследованием физической и, в частности, оптической природой объектов, разработкой эстетики естественно-научных феноменов. Экспозиция включает реконструкцию выставки ОБМОХУ, которая знакомит зрителя с конструктивистским контекстом, а также специально воссозданные инсталляции художника.
В галерее AZ до 18 июля действует выставка «Число как образ», в рамках которой представлены исследования эволюции числа от античности к веку цифровой информации. Дискретность как фундаментальная основа современного восприятия здесь становится предметом художественных манипуляций, поиска путей взаимодействия точной науки и искусства.
Новая третьяковка представляет международный проект лаборатории Science-art, «Да живет иное во мне». В основе кураторского подхода лежит теория агентности, согласно которой право действия может принадлежать не только человеку, но и объектам флоры, фауны и технологии. В экспозиции представлены работы таких художников как Марина Абрамович, Ральф Беккер, Елена Миконоле, ::vtol::.
Выставка в SA_gallery на территории Электромузея «Ex machina. Валерий Шевченко (dadaisme)» представляет собой многоканальную генеративную звуковую инсталляцию с генеративным визуальным сопровождением. Автор работы, художник, философ и музыкант, Валерий Шевченко ставит вопрос о границах человеческого и нечеловеческого, машинного, акцентируя случайность работы заданного цифрового кода в реальном времени. Художник сообщает, что такое вторжение «машинной логики» в восприятие зрителя – явление как этического, так и эстетического порядка.
Со 2 июля по 1 августа в рамках 7-й Московской международной биеннале молодого искусства проходит Фестиваль цифрового паблик-арта «Rosbank Future Cities». Фестиваль был создан как попытка ответить на вопрос: как архитектурное пространство города совместно с цифровой средой может преодолеть проблему нарастающей разобщенности, изолированности людей, как внедрение цифровых технологий в инфраструктуры города радикально меняет сценарий его развития? Фестиваль проходит впервые в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске и Нижнем Новгороде. Московская площадка – Институт архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка».