С 25 июня по 3 октября в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Сиена на заре ренессанса». Произведения, привезенные прямиком из Италиии, крайне редко покидают родные стены — в России коллекцию показывают впервые. Екатерина Чернова побывала на выставке и делится впечатлениями.
Сиенская школа живописи — одно из самых ярких явлений в итальянской живописи периода Проторенессанса (с XIII по XV века), когда на фоне устойчивых традиций византийского искусства и интернациональной готики только намечался путь к возрождению античности. К слову, «Возрождение» — аутентичное название, оно принадлежит своему времени. Тогда как термин «Проторенессанс», равно как и интерес к означаемому периоду новаторских открытий итальянских художников, возник значительно позже – в XIX столетии. Путь к идеалу оказался не менее интересен, чем конечная цель.
В XIII веке в независимых городах Италии — Флоренции, Умбрии, Сиене – сформировались региональные художественные школы, каждая со своим характерным арсеналом живописных приемов и техник. Сиенская школа среди них отличалась характерной склонностью к декоративным приемам и особым многообразием: с одной стороны, искусство в Тоскане было провинциальным вариантом византийской традиции, с другой — испытывало влияние готического вкуса. Здесь находили отклик формальные поиски (все, что постепенно укладывалось в основу «правдоподобного» изображения человека, ландшафта, различных предметов), в то же время религиозно-нравственная тематика по прежнему оставалась в центре внимания.
Это причудливое смешение форм и нравов, традиций и новаторства, исполненное в своеобразной декоративной живописной манере, достаточно полно раскрывается в экспозиции выставки «Сиена на заре Ренессанса» в ГМИИ им. Пушкина. В первую очередь, здесь следует отметить особую роль самого пространства музея: в белом зале античные архитектурные мотивы, сочетаясь со сдержанным оформлением временных конструкций, воспроизводят основные элементы храма — алтарная апсида, сакральное пространство, небольшие капеллы по периметру. Хотя оформление экспозиции не перетягивает на себя внимание, этот «намек», как бы призрак храмовой, постройки отнюдь не случаен – он призван акцентировать религиозную сюжетику как центральный предмет сиенской живописи, а также подчеркнуть неразрывную связь архитектуры и изобразительного искусства в эпоху Проторенессанса. В галерее над лестничным маршем, напротив, располагаются преимущественно светские сюжеты в формате миниатюры, а произведения из собрания ГМИИ собраны в зале над центральным входом. Эти три участка в целом выстроены скорее в логике эстетической, нежели сюжетно-повествовательной — произведения подобраны по формату и колориту, поэтому не стоит искать здесь последовательного соблюдения хронологического порядка.
На мой взгляд, необходимо предупредить посетителя, отметив недостаток экспозиции — фрагментарность текстового сопровождения: развернутые экспликации рассказывают историю коллекции Сиенской живописи ГМИИ им. Пушкина и описывают особую практику живописного оформления книг, характерную именно для Сиены. Здесь зритель не обнаружит ответов на вопросы почему и зачем это все-таки стоит посмотреть — рассказа о роли Сиенской школы в становлении традиций итальянского Ренессанса. Однако этот информационный недостаток может быть оправдан относительно малой изученностью предмета. Он же целиком компенсируется тем, что зрителю предоставлена более ценная возможность неспешно, в собственном ритме ознакомиться с произведениями, которые крайне редко покидают стены хранилища.
Большинство произведений, представленных на выставке, имеют небольшой формат, однако каждое заслуживает внимания (кажется, чем меньше картинная плоскость, тем больше интересных деталей она обнаруживает). Объем визуальной информации здесь достаточно велик, но не чрезмерен. Широкая развеска — несомненное преимущество организации экспозиции. Отчасти это связано с тем, что предметы из Национальной пинакотеки и Государственного архива Сиены экспонируются, в соответствии со строгими условиями, под стеклом и с широким интервалом. И эти условия определенно на руку посетителю. Дело в том, что отличительной чертой мастеров Сиенской школы является непревзойденное владение рисунком, а своего рода визитной карточкой — замысловатый, почти орнаментальный рисунок драпировки, выполненный позолотой. Эта склонность сиенцев к тщательному, почти декоративному письму располагает к любованию и внимательному изучению деталей. Эстетическое наслаждение – все же не единственный и не конечный результат знакомства с произведениями сиенских мастеров (так, более полное представление о специфической трактовке религиозных сюжетов дает экскурсия). Однако, на мой взгляд, экспозиция выстроена именно так, чтобы обеспечить возможность «личной встречи» с картиной. При этом отобранные произведения настолько разнообразны по форме и содержанию (ведь это время активного поиска новых выразительных средств), что здесь, вероятно, каждый сможет хотя бы в одном образе найти отклик и предмет симпатии.