В этом материале вас ждут главные фигуративные, документальные и мультимедиа экспозиции, внимательно отобранные Екатериной Черновой.
Фигуративное искусство
Всероссийский музей декоративного искусства представляет «Шедевры наивного искусства России» из недавно приобретенной коллекции. Полотна, графические и декоративные работы непрофессиональных художников, их искренность и бесхитростная манера исполнения, сегодня признаны важным культурно-историческим свидетельством, в котором народная мифология переплетена с атмосферой советских будней. Выставка продлится до 12 сентября.
Выставка «Жуки и гусеницы. Насекомые культура 1920 - 1940-х» в галерее на Шаболовке необычным образом раскрывает культурный облик ранней советской эпохи в неприметных сюжетах. Проект Нади Плунгян и Александры Селивановой – это своего рода иконографическая карта изображений насекомых в брошюрах, агитплакатах, в художественной графике, фотографии, детской литературе. В экспозицию входят энтомологические коллекции, инструменты, книги, художественные произведения, образующие увлекательный маршрут.
Илья Репин снова становится героем выставочной программы Третьяковской галереи: на этот раз смена экспозиции последовала за масштабной передачей полотен на выставки в Хельсинки и Париж. Благодаря этому, московский зритель до конца грядущей зимы сможет увидеть многочисленные произведения позднего Репина, живописные и графические работы, которые десятилетиями томились в запасниках. В камерном формате выставки «Илья Репин: известный и неизвестный», в эскизах и этюдах, работа живописца открывается зрителю как процесс, глубина за фасадом лакированных полотен.
В галерее Syntax до 25 августа открыта персональная выставка петербургского художника Ивана Тузова, который работает в традиционной форме живописи, используя нетрадиционные подходы и техники. Полотна Тузова нарочито неряшливы, покрыты маргиналиями – по аналогии с тем, что монахи оставляли на полях иллюстрированных кодексов. Художник создает образ современности как нового средневековья. Название выставочного проекта «Прятки» (по-английски более характерно «hide and seek») отсылает с одной стороны к угрозам, которые в темные времена мы не можем предупредить, а с другой к растущим аппаратам наблюдения и власти.
РОСИЗО представляет уникальный проект «Анималия. Трогательная выставка» - это экспозиция работ современных скульпторов анималистов, рассчитанная на посетителей с ограниченными зрительными возможностями. Уникальность проекта в том, что представленную пластику можно воспринимать не только визуально, но и тактильно.
Нефигуративные поля
23 июля в галерее Нагорная открылась выставка «Созидание разрушением», результат open-call. В основе проекта – философская теория представителя Франкфуртской школы Эриха Фромма: о созидательных возможностях деструкции. Куратор Кристина Ситникова предложила поразмыслить о том, как художественным языком с помощью различных медиумов, техник можно сконструировать наглядный образ этой теории.
До 12 сентября в «Новом крыле» Дома Гоголя открыта выставка «Горизонталь превращения». Работы художников Марии Арендт, Яна Гинзбурга, Георгия Кизельватера и других представители разных поколений представляют собой метафорические и ассоциативные образы игры в шахматы. Зритель, вступивший в пространство выставки, вовлечен в символическую шахматную партию, в которой можно пройти путь от пешки до ферзя и попутно обнаружить неожиданные параллели с современной российской действительностью.
В Новой Третьяковке до 26 сентября открыта персональная выставка одного из пионеров и классика кинетического искусства Вячеслава Колейчука. Художник знаменит исследованием физической и, в частности, оптической природой объектов, разработкой эстетики естественно-научных феноменов. Экспозиция включает реконструкцию выставки ОБМОХУ, которая знакомит зрителя с конструктивистским контекстом, а также специально воссозданные инсталляции художника.
В Музее современного искусства на Гоголевском бульваре до 19 сентября работает персональная выставка Арсения Жиляева, знаменитого представителя современной «воронежской школы». Экспозиция представляет собой фантастическое путешествие и повествование о «Буднях распознавателя образов», организованное в диалоге между физическим пространством и виртуальным цифровым.
Новейшие медиа
Персональная выставка художника Юн Чхон Така «Wish you a lovely Sunday» представлена в галерее Fragment до 23 августа. В его художественной практике парадоксальным образом в поле общественных механизмов пересекаются христианский культ и современная квир-повестка. Работы художника были представлены в прошлом году на 11-й Биеннале в Берлине, где он живет и работает, а выставка в Потаповском переулке – премьера его новой видео-инсталляции.
В рамках Киберфеста, крупнейшего международного фестиваля медиаискусства в Восточной Европе, галерея «ГРАУНД Солянка» представляет две масштабных медиа-инсталляции. Предметом исследования художников Марины Алексеевой и Владимира Раннева становится странное поэтическое сочетание техногенной суеты и домашнего уюта, консюмеризма и риторики вражды. Экспозиция открыта для посетителей до 22 августа.
Новая третьяковка представляет международный проект лаборатории Science-art «Да живет иное во мне». В основе кураторского подхода лежит теория агентности, согласно которой право действия и высказывания может принадлежать не только человеку, но и объектам флоры, фауны и технологии. В экспозиции представлены работы таких художников как Марина Абрамович, Ральф Беккер, Елена Миконоле и другие.
Галерея Ходынка проводит эксперимент по адаптации выставки к новым формам цифровой эстетики – в частности, эстетики видео-игры. Выставка «Игровое сопряжение / Game junction» предполагает перформативное взаимодействие с объектами. Здесь представлены как фрагменты популярных видео-игр, так и самостоятельные произведения гейм-арта.
Документ
Проект «Город из подземелья» в фонде Ruarts представляет собой свидетельство о путешествии трех российских художников в парижские катакомбы. В экспозиции две части, «Город» и «Подземелье», объединены общим повествованием, сюжетами и образами граффити – катакомбы, лишенные видимых признаков жизни, становятся оплотом современного стрит-арта. В экспозицию вошли документальные фотографии, а также эстампы с высеченных подземных работ.
Выставка «Кодекс немолчания» в ЦТИ Фабрика, до 22 августа – многогранная реплика в разговоре о гендерном неравенстве. Участницы исследуют мировой законодательный опыт последних нескольких, выявляя признаки нового консервативного поворота и возвращения к патриархальным устоям. Работы представляют своего рода аргументы против такого поворота – напоминания о сложном пути достижения правового равенства. Над созданием выставки работала кураторская группа ТОК, их проект получил признание учредителя международного конкурса apexart, организации, бросающей вызов устаревшим нормам культуры и искусства.
Музей Москвы выставочным проектом «Москва без окраин. Та самая Таганка» открывает цепь исследований и повествований об историческом прошлом и современном состоянии отдельных районов Москвы. Выставка повествует о том, как Таганка из окраины превратилась в центр города и как эта пограничность отразилась на специфике маршрутов и привычек старожил. «Москва без окраин» - новаторский полифоничный проект, в рамках которого экспозиционная программа плотно связана с просветительской. К созданию проекта подключены как муниципальные, научные и образовательные учреждения, так и сообщества современных художников.
Музей русского импрессионизма предлагает изучить любопытную и драматическую историю коллекционирования в СССР. Выставка «Охотники за искусством» сочетает произведения таких крупных живописцев как Кандинйский, Фальк, Малевич, Кустодиев с удивительными рассказами о коллекционерах, о советских квартирах, в которых бережно хранились шедевры авангарда.
Искусство с полей
Выставка «Николай Полисский. Русская античность» (она продлится до 12 сентября) на фестивале ГУМ-Red-Line представляет собой ретроспективу 15-летней истории «Архстояния». Основатель арт-парка в Николо-Ленивце Николай Полисский считается классиком российского лэнд-арта, а произведения, собранные им под открытым небом, как правило, можно увидеть, проделав целое путешествие в Калужскую область. Экспозиция ГУМ-Red-Line – не столько краткое резюме «Архстояния», сколько приглашение к путешествию.
В МАММ до 29 августа работает выставка «Наталья Богданович и Сергей Пушкин. Кошки города Гродно». В рамках добродушного анималистического сюжета и с помощью своих главных героев серия фотографий открывает неожиданные ракурсы в образах старинного города.
Тематическая экспозиция «Летняя коллекция» из собрания ММОМА, открытая в здании на Петровке до 26 сентября, предлагает своеобразное путешествие по летним воспоминаниям. Объекты, поступившие в фонды за последние 20 лет, образуют пеструю палитру художественных проектов, концентрированный багаж впечатлений и ощущений – от эйфории до меланхолии.