Пока крупнейшие институты современного искусства аккумулируют кураторские ресурсы с целью осмыслить мировые экологические и политические проблемы, американская киноакадемия открывает самый масштабный в пределах континента музей фильмопроизводства. Сокровищница «Оскара» расположена в пределах так называемой «Чудесной Мили» в Лос-Анджелесе — в двух шагах от музея современного искусства (LACMA). С 30 сентября 2021 года, спустя десять лет после первого публичного анонса, постоянная экспозиция открыта широкой публике. Екатерина Чернова рассказала о том, как грандиозный проект намерен пересмотреть историю кино.
Очередной проект итальянского архитектора Ренцо Пьяно — это само по себе крупное событие. Автор многочисленных музейных построек (в Париже, Берне, Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне, Сан-Франциско и Осло) по праву считается одним из самых находчивых мастеров «хай-тека». Воздушные, минималистичные и в меру замысловатые конструкции — визитная карточка Пьяно. Он как никто умеет работать в условиях реновации, соблюдая этический и эстетический баланс принципиально разнородных стилей, историзирующей и модернистской традиции (уже хрестоматийный пример — проект расширения библиотеки Моргана в Нью-Йорке в 2006 году). Сотрудничество с таким знаковым архитектором вполне соответствует размаху инициативы.
Для размещения постоянной экспозиции здание киноакадемии (пример канонического высокого модернизма 1939 года), претерпевшее ряд поновлений и основательную консервацию, было дополнено гигантской сферической конструкцией из бетона, стали и стекла. С одной стороны, архитектор работает с прошлым, с историческим массивом, с другой — символически связывает проект с будущим, используя сферическую форму как образ вечности или футуристической фантазии (сфера выглядит как готовый к запуску шаттл и одновременно напоминает «Звезду смерти»). Внутри новой конструкции заключен кинозал (их в музее всего два), предназначенный для показа не только исторических, но и современных фильмов. Замысел Ренцо Пьяно отчетливо перекликается с амбивалентной программой академии — исследовать опыт прошлого с целью наладить отношения с будущим, с упорным оптимизмом размышлять о том, каким в этом будущем может быть кино.
Неоднородная структура музея перестраивает привычный маршрут посетителя в нечто, подобное кинематографическому опыту. Каждый тематический зал обладает собственным концептуальным и зрелищным решением экспозиции. Первые три этажа занимает иммерсивная выставка под названием «Истории кино», раскрывающая эволюцию цехов кинопроизводства на материале знаковых фильмов. Основное внимание сфокусировано на таких темах, как ранние женщины-режиссеры, международное немое кино, советское кино, система голливудских студий и даже индийское независимое кино.
Официально музей посвящен «искусству и науке» кино. Идея заключается в том, чтобы в пределах семи этажей проделать невозможное и создать эдакую амальгаму исследовательского и развлекательного контента и привлечь максимально обширную аудиторию — как экзальтированных туристов, так и заядлых синефилов. Каждая экспозиция подкреплена материалами исторических исследований. С целью заинтересовать случайного зрителя экспозиция наполнена знаковыми объектами. Например, здесь можно увидеть одну из уцелевших пар туфелек Дороти из «Волшебника в стране Оз» (1939), модель акулы из фильма «Челюсти», машинку, на которой писали сценарий «Психо», игрушечный каркас, служивший основой для создания динозавров в анимационной технике stop-motion и даже симуляцию вручения кинопремии — здесь посетитель может отдать дополнительный взнос, чтобы выяснить, сколько весит настоящая награда «Оскар» (спойлер для тех, кто в Москве: больше 3,8 килограммов).
И, конечно, «постоянная» экспозиция отнюдь не обещает быть постоянной — в течение ближайшего года ее преобразуют приглашенные в качестве кураторов Педро Альмадовар и Спайк Ли. В этом, возможно, и заключается самая большая хитрость: здесь нет излишней ностальгии по «золотой эпохе».
Верхние этажи — место проведения временных экспозиций. Запускает эту площадку большая ретроспектива Хаяо Миядзаки, подготовленная совместно со студией Ghibli. По словам очевидцев, этот разрекламированный проект оправдывает ожидания и позволяет прямо-таки погрузиться в мир Тоторо, лежа на искусственном газоне под нарисованным небом.
Давно обнародованы и дальнейшие планы. К 2022 году намечается выставка «Regeneration: Black Cinema 1898-1971»: проект-исследование, раскрывающий малоизвестный вклад афроамериканских кинематографистов в развитие американского кинематографа. Кстати, он получил премию Sotheby’s в размере 250 000 долларов; председатель аукциона Алан Шварцман обратил внимание на то, что такой проект способен вообще переписать историю кино.
Политика долгосрочной выставочной программы предполагает открытое освещение не только социальных проблем, выведенных на экраны, но и тех не менее тревожных и нелицеприятных фактов, что спрятаны в закоулках индустрии (чего стоило, например, работать с деспотичным режиссером). Билл Крамер, директор музея, продвигает ревизионистский подход и особое внимание к многообразию — это возможно благодаря беспрецедентному масштабу коллекции. Вот пример выражения такой концепции: Мэрилин Монро разделяет статус иконы стиля с мексиканской актрисой Долорес дель Рио. В общем, это явление относительно новое в киноиндустрии, которая на протяжении почти всей своей истории была стандартно ориентирована на зрителя-белого-мужчину-средних лет. В ответ на многочисленные обвинения в приверженности этому стандарту музей академии разворачивает своего рода программу переосмысления и самокритики, как бы повторяя модернистский опыт искусства. Билл Крамер мечтает о том, что политика музея действительно окажет влияние на кинопроизводство.
Можно сказать, что история и теория кино в стенах музея киноакадемии подключается к тенденциям мирового художественного сообщества, разделяя принципы инклюзивности и постколониального подхода. Тем самым индустрия активно переподключается к мировой культурной повестке. Не последнюю роль здесь играет и просветительская инициатива, а ее дополнение развлекательной программой открыто позиционируется как способ обеспечения финансового резерва. В придачу, музей предлагает обширную общественную программу, включая кинопоказы, лекции и субботние утренники для детей.
Американская киноиндустрия стремительно расширяет сферу компетенций. В обозримом будущем в пригороде калифорнийской столицы (а также в Чикаго и Сан-Франциско) планируется открытие музея Джорджа Лукаса (Lucas Museum of Narrative Art), наполненного предметами из коллекции режиссера. В действительности, переформатирование индустрии дается большими усилиями и требует неимоверного терпения. Мировое сообщество ожидало торжественного открытия музея киноакадемии почти десять лет, а замысел ее еще в несколько раз старше. Беспрецедентная исполинская коллекция все это время росла с каждым годом (относительно недавно был открыт частичный доступ к небольшой оцифрованной части — посмотреть его можно здесь).
Современный сайт музея академии представляет возможность изучить ряд центральных объектов — например, почитать, как создавались живописные панно к фильму «Спартак» (1960) Стэнли Кубрика или изучить историю кинопремии. Будем надеяться (так как большинство крупных музейных коллекций уже существуют в digital-версии), что общие тенденции цифровизации и глобализации не обойдут учредителей «Оскара» стороной и вскоре мы сможем увидеть больше.