В ноябре зрителей ждет выставка об утрате авторского контроля над произведением, экспозиция в четь 80-летия Юрия Норштейна, фэшн-фотография и даже гравюра по металлу. Главные события грядущего месяца собрала Екатерина Чернова.
- 1. Работают современники
- 2. Персоналии
- 3. Концептуальные выставки
- 4. Интерактивные программы
- 5. Вопрос о судьбе живописи
- 6. Традиционное искусство
Работают современники
Этой осенью несколько выставочных пространств в Москве становятся местами для нетривиальных разговоров об искусстве и уводят от традиционного восприятия произведения. Пока в МСИ «Гараж» идет почти философская выставка, посвященная роли времени в художественных практиках, «Новое Крыло» Дома Гоголя предлагает присмотреться к случайности. Выставка «По (не)предвиденным обстоятельствам» повествует о тех эпизодах в новейшей истории современного искусства, в которых частично или полностью был утрачен авторский контроль над смыслом работы.
Выставка номинантов премии Кандинского 2020, одной из наиболее значительных наград в области современного искусства, открыта до 21 ноября в ММОМА на Петровке. В экспозицию вошли номинанты, уже состоявшиеся художники (многие работы можно было увидеть в МСИ «Гараж», в Мультимедиа Арт Музее, в галерее «Триумф» и в «Арсенале» Нижнего Новгорода), и даже лауреаты прошлых лет. Таким образом, выставка позволяет не только частично отследить магистральную линию смены фокуса интересов, но и дает представление о том, какие институции сегодня ответственны за выбор трендов.
До 21 ноября также продлится выставка номинантов премии Анатолия Зверева, экспозиция которого открыта в зале Большого водохранилища ЦСИ «Винзавод». 90-летие Зверева послужило поводом расширить конкурс и принять максимально демократичные условия заявок с тем, чтобы открыть дорогу проектам, свободным от условностей. Экспозиция, включающая самые разные по виду и характеру работы, выстроена кураторами Антонио Джеуза и Сергеем Соловьевым как тонкий срез современного искусства и его наиболее актуальных тем.
ГМИИ им. Пушкина представляет персональную выставку современной австрийской художницы Ксении Хауснер «Правдивая ложь». В экспозиции представлены как живописные работы, так и подготовительные фотографии. Художница работает с актуальной повесткой, в частности, исследуя роль женщины в жизни и в искусстве, однако не упускает возможности вступить в диалог с традицией — театральной декорацией и западно-европейской религиозной живописью.
Персоналии
В честь 80-летия Норштейна Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Снег на траве» (в 2012 году вышел одноименный сборник лекций Юрия Борисовича по искусству мультипликации). В основу экспозиционного решения положен метод многослойной анимации, «перекладки», а смысловым стержнем выставки стало соратничество супругов режиссера-аниматора и художницы Франчески Ярбусовой.
Выставка «Андрей Красулин. Практика, процесс, срез», подготовленная ММОМА совместно с галереей pop/off/art — история одного скульптора, художника и графика. В экспозицию включены работы, выполненные в период с 1960 по 2021 год. Кураторами использован нестандартный подход к ретроспективе — экспозиция стремится адаптироваться к индивидуальному художественному языку скульптора, настраивая резонансы отдельных нарративов, и представить своего рода общий словарь или карту с достопримечательностями искусства Красулина.
Галерея «Lumiere» открывает московской публике работы легендарного американского фэшн-фотографа и нашего современника Мелвина Соколски. В экспозиции представлены авторские отпечатки фотографа. Почерк Соколски сформировался в 1960-е года, во время повального интереса к новым технологиям, революции в моде и второй волны феминистского движения. Фотографии уникальны в своем жанре в том числе благодаря реминисценциям к сюрреалистской эстетике.
Концептуальные выставки
«Lady Dior As Seen By» — выставка, представленная фондом Ruarts в коллаборации с Dior. Экспозиция открывает альтернативную, чисто художественную интерпретацию современными скульпторами и фотографами сумки Lady Dior — легендарного и, возможно, самого популярного аксессуара в истории моды. Проект является отражением международной тенденции: подобные выставки последние десять лет разворачивались в крупных городах Азии, Европы и Америки.
В галерее pop/off/art проходит персональная выставка Ивана Плюща «После сингулярности», в рамках которой художник представляет исследование возможностей симбиоза человека и технологий. Работа с генеративной нейронной сетью GAN-2 подводит к репрезентации иного, техногенного способа видения и определения понятий. Измененные объекты возвращаются в поле зрения человека в живописных и скульптурных формах, при этом нейронная сеть становится соавтором художника.
Граунд СОЛЯНКА 9 ноября открывает выставку «Постанимация. Дезориентирующий эффект». Кураторская концепция сконцентрирована на природе анимации как модулирования с нуля — в отличие от кинорежиссера, мультипликатор выступает в демиургической роли, творит из отсутствия пространственно-временных координат. Экспозиция представляет собой исследование возможности расширения потенциала мультипликации, вступления в резонанс с непосредственным зрительским восприятием.
В галерее «Пересветов переулок», пристанище московских концептулистов, открыты две персональные выставки художников Анастасии Борониной и Маркуса Эриха Майера. Оба художника принадлежат группе «Kontemlativisten», объединенной идеей построения художественной практики на базе антропософии. В этом деле представители группы наследуют дискурс «духовности», популярный в ХХ веке — понятия об искусстве как о передаче трансцендентного знания.
Интерактивные программы
Иммерсивная мультимедиа выставка, проект нидерландского визуализатора Джулиуса Хортсхейса, открыта в пространстве центра современного искусства М’АРС. Название проекта — «Матрица» — отсылает к идее о симулятивной, иллюзорной природе реальности. Однако центральной здесь является попытка преодолеть разрыв между природой и математикой: иными словами, построение синтеза цифрового и человеческого, в условиях которого зритель сможет примерить на себя существование в исцеленной, гармоничной реальности будущего.
В Образовательном центре ММОМА в Ермолаевском переулке запущена интерактивная семейная выставка-фестиваль «PLAYMOMMA 2.0», которая продлится до 21 ноября. Программа, адаптированная для участия детей и взрослых, включает экскурсии, совместные обсуждения работ современников, воркшопы и мастер-классы.
Вопрос о судьбе живописи
Персональный проект Сергея Кузнецова «Падает свет» представлен в галерее «Триумф». Своеобразный «визуальный дневник», работы художника фиксируют повседневные образы большого города, выпестованные чутким вниманием к живописным деталям и эффектам. Архитектура в живописи Кузнецова существует в симбиотических отношениях с человеком, живописное пространство наполнено движением благодаря сквозному, всеохватному потоку света, для передачи которого акварель, пожалуй, наилучший инструмент.
Про живучесть живописи, которую столько раз уже пытались похоронить и которая вновь и вновь, воскресая, переходит границы эпох — выставка «В комнате» Антона и Алексея Яковлевых, художников из Калининграда, которая проходит в галерее «Треугольник» на Винзаводе. На первый взгляд незамысловатые работы Яковлевых, портреты, напоминающие фотоальбом — пример отказа от тяжеловесной концептуальности и работы с живописной традицией XX-XXI веков.
Валерий Чтак (его имя в этом году на слуху у критиков, галеристов и коллекционеров) с «Очередной персональной выставкой» в галерее Syntax продолжает исследовать иконический потенциал живописи в сумме с текстом. Художник использует уже состоявшуюся в искусстве XX века модель буквального сведения картины к тексту, к полотну из знаков, но дополняет ее визуальными образами. Образ и буква резко размежеваны и затем вновь запущены в некий постживописный унисон. И все это чаще всего остроумно и весело.
Традиционное искусство
Третьяковка открывает на Крымском валу большую выставку Михаила Врубеля — на базе крупнейшего собрания живописных произведений мастера, которое было дополнено предметами из российских и зарубежных коллекций. Цель проекта — наиболее полно и последовательно представить все перипетии творческого пути художника. Врубель будет с нами всю зиму и отправится в хранение только в апреле следующего года.
Параллельно в Лаврушинском переулке запущен проект «Русский модерн. На пути к синтезу искусств», который является продолжением и расширением повествования о живописи Врубеля, одного из ключевых художников этой эпохи. В рамках долгосрочной стратегии «Третьяковка открывает свои запасники» на материале известных предметов коллекции раскрываются инструменты и результаты искусствоведческих поисков, реактуализируются и пересматриваются отдельные сюжеты истории искусств. Так, текущая выставка прослеживает пути выражения идей серебряного века в эстетике модерна.
Еще одна увлекательная выставка в Лаврушинском переулке посвящена видам гравюры на металле, открывая обширную панораму разной степени изощренности техник и технологий. Именно технология становится проводником в экспозиции, охватывающей период с XVI по XX век. Выставка также является частью долгосрочного цикла «Техники и материалы гравюры».
Прославленная в европейском мире искусства коллекция Джанни Маттиоли представлена в ГМИИ им. Пушкина. Ранее это собрание произведений итальянских футуристов временно экспонировалось в Русском музее в Санкт Петербурге параллельно с произведениями отечественного кубофутуризма. ГМИИ предлагает иной ракурс: работы знаковых представителей футуризма, направления, прочно интегрированного в европейскую историю авангарда, вписаны в постоянную экспозицию галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.