Пока офлайн доступ в московские креативные кластеры остается частично закрытым, все большую значимость приобретает словосочетание «свободный доступ». Современные арт-институции по всему миру стремятся открыть максимальный доступ онлайн. В действительности, тенденция цифровизации коллекций, фондов, архивов проявила себя задолго до пандемии — ее появление отражает политику информационной открытости и в то же время вызывает нешуточные споры вокруг финансовых, этических и эстетических вопросов. Но сегодня цифровизация, как бы не оспаривалась ее легитимность и релевантность, играет уже по настоящему крупную роль, иногда даже солирует. О лучших выставках, доступных в интернете, рассказала Екатерина Чернова.
Виртуальные прогулки
Музей современного искусства в Барселоне (MACBA) представляет выставку «Краткий век. Коллекция MACBA» — это своеобразная попытка собрать всю историю современного искусства под одной крышей, по принципу маркировки ключевых событий и наиболее крупных направлений — от дадаизма к современным иммерсивным инсталляциям. Чего стоит возможность виртуально побродить по лабиринту Кристиана Болтански.
Отдельные залы посвящены искусству на службе идеологии, европейскому поп-арту, — здесь ключевой фигурой является Ричард Гамильтон, — и пересечениям минимализма с концептуализмом 70-х годов: в центре скульптура Сола Левитта и работа «Condensation Cube» Ханса Хааке. Кроме того, в экспозиции представлены работы таких художников, как Александр Колдер, Феликс Гонсалес-Торрес, Кит Харинг, Жан-Мишель Баскиа и Дженни Хольцер. Охватить в формате одного выставочного проекта всю историю искусства со второй половины XX века — задача, естественно, невыполнимая. Однако экспозиция на базе коллекции MACBA — пример дозированного разового просвещения. Благодаря поступательному следованию хронологии выставка дополняет и проясняет общую картину, выдает недостающие пазлы и ключи к эстетическому знанию. Пока существенный недостаток онлайн разработки — небольшое количество «читабельных» текстов внутри экспозиции.
Безусловно, многие из представленных работ стоит увидеть вживую — эстетическое впечатление в традиции современного искусства сохраняет свою значимость. Однако в большинстве случаев на первый план выходит художественный замысел, иными словами, текст, с которым запросто можно познакомиться на сайте.
Арт-галерея «Toi o Tāmaki» в Окленде (Новая Зеландия) представляет виртуальную выставку современного искусства племени Маори. В отличие от большинства подобных онлайн проектов, виртуальный тур по выставке «Toi Tu ToiOra» передает своеобразную атмосферу — синтез техно-транса и образов племенной мифологии.
С одной стороны, экспозиция демонстрирует эстетическую преемственность современного искусства Маори традициям минимализма и концептуализма, также художники приспосабливают инструменты видео- и лайт-арта, заигрывают с бинарным кодом, используют техногенные образы. Благодаря этому цельное тело выставки превращается в масштабную аудиовизуальную инсталляцию. С другой стороны, это образ, наполненный традиционными космологическими и космогоническими нарративами, структура выставки — тематическая. В первой части представлены работы, в которых художники различными способами визуализируют мифологический образ «Te Kore» или «великого ничто», предшествовавшего сотворению мира. Затем в работах актуализируются образы неба-отца и матери-земли, их союза, происхождения мира. Отдельные работы открывают модели древней морской навигации по звездам.
В целом экспозиция — это не только погружение, но и исследование радикально иного, незнакомого материала периода с 1960 по 2021 год. Особенно ценно то, что она была переведена в онлайн формат — таким образом VR выставка может быть рассмотрена как постколониальное высказывание, выход за пределы привычного поля западноевропейского искусства.
Музей современного искусства в Стмабуле представляет виртуальный тур по выставке «Художники своего времени», которая в оффлайн формате завершилась в 2018 году. Третий вариант истории современного искусства в нашей подборке — турецкий. В турецком контексте представлены примеры абстракции, ташизма, оп-арта, лайт-арта и концептуализма. В экспозиции наряду с национальными присутствуют и мировые имена — живописные работы Ансельма Кифера и Германа Нитча, инсталляция Уильяма Кентриджа и Томаса Сарасено с его проектом альтернативной архитектуры-утопии. Несколько работ Олафура Элиассона (яркого представителя современного лайт-арта) и Саркиса (французского художника турецкого происхождения) также играют роль маркеров мирового художественного контекста.
По числу экспонатов выставка колоссальна. При этом в основе экспозиции, составленной из живописных полотен, скульптур, инсталляций, иммерсивных объектов и видео-работ, лежат стилистический и тематический принципы организации. Наиболее открыто развернуты темы урбанизма, милитаризма, неожиданного пересечения традиционного орнамента и микро-органики.
Существенное преимущество проекта заключается в том, что к каждой работе привязана ссылка на страницу в электронном каталоге с английским текстом. Масштаб и качество оцифровки приятно удивляют. Пожалуй, единственный недостаток виртуальной выставки — утрата иммерсивности. Например, виртуальная навигация не позволяет проникнуть внутрь работы Хейл Тенгер «Strange Fruit» — снаружи она выглядит как белый занавес из мишуры. Ситуацию спасает то, что она развернуто описана в каталоге.
Материалы
Еврейский музей в Нью-Йорке представляет выставку «Луиз Буржуа: дочь Фрейда» (для тех, кто не успел или соскучился по выставке в Гараже 2016 года). Объекты экспозиции (ключевые произведения и записи) частично представлены на сайте галереи «Hauser and Wirth». На сайте Еврейского музея в свободном доступе размещен аудио-гид по нескольким объектам экспозиции, а также дневники Буржуа – глубоким тембром их читает актриса Рейчел Вайс.
Галерея «Hauser and Wirth» в Цюрихе также представляет онлайн-версию выставки «Арп: искусство как плод/фрукт» — творческая биография великого авангардиста, участника движения «Синий всадник», сформированного Василием Кандинским и Максом Эрнстом, одного из пионеров оригинального, цюрихского дадаизма, представителя сюрреализма и собеседника абстракционистов Жана (иногда по-немецки Ханса) Арпа. Онлайн-версия предлагает фотографии экспозиции, отдельные произведения в нескольких ракурсах, а также скромное текстовое сопровождение (включая биографию художника), которого вполне достаточно для первичного и не слишком утомительного знакомства с искусством Арпа и его органическими формами.
Подборка работ анонимной группы арт-активисток Guerilla Girls представлена на платформе «About Art At ATime Like This», основанной независимыми кураторами Барбарой Поллак и Анной Верхаллен. Платформа открыта весной прошлого года. Проект Поллак и Верхаллен — пример активной поддержки политики свободного доступа и отказа от всеядной коммерциализации искусства. Среди прочих представителей современного художественного контекста, которых открывают онлайн выставки на платформе, Guerilla Girls как нельзя прочно связаны с политикой публичности и свободного доступа. В своих работах (в основном, текстовых) они ставят под вопрос свободу институционального потребления искусства, остроумно и резко вскрывают устаревшие, но исправно функционирующие механизмы сексизма и расовой дискриминации. Саморепрезентация Guerilla Girls — тоже месседж: художницы не показываются на публике без ироничных обезьяньих масок. Дополнительный приятный бонус заключается в том, что выставка существует только в формате онлайн, так что страдать по аутентичной ауре искусства не придется.
Открытие
22 мая в Париже открылся музей частной коллекции Франсуа Пино, владельца аукционного дома Christie’s — уже второй по счету (первый был открыт в 2006 году в Венеции). Площадкой для размещения 5 000 экспонатов стало здание Фондовой Биржи (La Bourse de Commerce, до середины XIX века бывшего кукурузной биржей). К слову, в собрании Пино сегодня около 10 000 произведений, большая часть которых создана не раньше 1960 года.
Реновация биржи под руководством архитектора Тадао Андо максимально расширила функциональное пространство здания, при этом сохранив исторические живописные панно и архитектурные детали за счет эклектичного сочетания исторического стиля и лаконичных бетонных конструкций. Парижская галерея, как и венецианская (Palais Grassi), сохранила историческое название. «La Bourse de Commerce» — это первая во французской столице галерея современного искусства на базе частной коллекции — довольно консервативная инициатива, далекая от модели выставочного блокбастера.
Коллекция Пино — это не только впечатляюще крупное собрание современного искусства, но и целая институция, инициатор культурных проектов по всей Европе. Тем более интересно, что собрание Пино, актуальный художественный актив, существует в свободном доступе — большая часть ее оцифрована, тексты переведены на английский. Она включается работы таких мэтров, как Лучио Фонтана, Брюс Науман, Мауриццио Каттелан, нашумевший в Москве Урс Фишер и других не менее знаковых художников. Попутно оцифрованная версия представляет собой архив выставок, проведенных коллекцией Пино с 2006 по 2021 год — экспонаты собраны воедино и дополнены общими сведениями и фотографиями экспозиций. Таким образом, каждый может позволить себе исследовать как историю коллекции, так и ее непосредственное содержание.