В декабре Новая Третьяковка представит масштабную передвижную выставку «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», представляющую срез актуального современного искусства. В Пушкинском музее откроется проект Жана-Юбера Мартена: экспозиция, в которой вопреки канону произведения представлены не в хронологическом порядке — зритель сможет сам выстраивать связи и ассоциации между экспонатами. Также открывается персональная выставка бытописателя советской жизни Таира Салахова и исследовательский проект «Вместе. Обозначаю», коллекция РОСИЗО и проект «Союза невозможных». О главных событиях месяца рассказала Екатерина Чернова.
Образы культуры
ГМИИ им. Пушкина представляет проект Жана-Юбера Мартена, куратора с мировым именем. Среди знаковых работ Мартена — выставка «Маги земли» 1989 года, в которой куратор объединил произведения африканского, австралийского и европейского искусства, наделив их равной ценностью и равными правами. Проект «Бывают странные сближения» — своего рода развитие этой логики: здесь образы африканской скульптуры, западноевропейских живописных полотен и тибетских тханка обнаруживают общие мотивы, пересекаются, преодолевая границы пространства и времени. Масштаб экспозиции соответствует замыслу.
Передвижная выставка «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», подготовленная фондом искусства и культуры Бонна и Третьяковской галереей, прибыла в Новую Третьяковку из Берлина. В экспозиции представлены работы, созданные за последние 30 лет после падения железного занавеса и так или иначе отражающие историю неоднозначного политического настоящего. Маршрут Берлин-Москва-Париж, который лежит в основе проекта, открывает целую панораму многообразия европейской культуры.
Образовательный центр ММОМА в Ермолаевском переулке представляет проект «Вместе. Обозначаю», собранный в ходе исследовательской поездки в Финляндию. Концепция выставки основана на фундаментальной функции языка как системы знаков, формирующих культурную традицию. Название проекта расшифровывается латинским словом connotation, которое буквально переводится как «совместное обозначение» (или «со-обозначение»). В экспозиции работы финских художников организованы в четыре блока: смысл, власть, восприятие и свидетельствование. Важная роль отведена субъективному восприятию исследователей, отраженному в путевых заметках.
Музей Востока представляет выставку авторских кукол семьи Намдаковых «Ульгер: сказки и грезы». Работы российского скульптора Даши Намдакова — это герои бурятских мифов и театральных пьес или символы, репрезентанты национальной традиции. В качестве знаков общего культурного контекста экспозицию дополняют экспонаты из фонда музея.
Современнность
Laboratoria Art & Science предлагает взглянуть на мир, как если бы перед нами был аналоговый компьютер — то есть избавится от заблуждения об абстрактности, нематериальности цифровой информации. Носитель двоичного кода не исключен из мира материальности, физики. Выставка «New Elements» в Новой Третьяковке открывает крепкие и множественные взаимосвязи между цифровыми данными и тем, что мы привыкли называть реальностью.
До 8 декабря в галерее Fragment проходит выставка Никиты Селезнева «Клик». Мультимедийная инсталляция, представленная в экспозиции, создана по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», а звуковой основой проекта служит одноименный балет Чайковского. Потустороннее, романтическое, ирреальное в сказке художник сравнивает с необходимостью подключения к виртуальной сети сегодня.
Группа анонимных художников «Союз невозможных», образованная в 2020 году, представляет первые проект в галерее Syntax. В основном художники работают с традиционной живописью, в рамках которой они создают острые, иронические высказывания о повседневности, в корне изменившейся за последние два года. «Дадаистский» фарс как своего рода исторический эскапизм и разработка «новых мемов» — характерные черты искусства «Союза невозможных».
Персональный выставочный проект художницы и театрального режиссера Элины Куликовой до 12 декабря открыт в галерее Пересветов переулок. «Современная природа» с подзаголовком «Green Poems» — о том, что непосредственный контакт с природой в современном городе стал восприниматься как чудо, нечто необычное. Элина Куликова работает с так называемой сенситивной эстетикой, ее инсталляции и поэтические видео-работы моделируют редкие моменты встречи с природой, во всей чувственной полноте.
Современники
Выставка «Точка соприкосновения» в галерее на Песчаной представляет работы выпускников Московской школы фотографии и мультимедиа им. Родченко. На выставке представлены фотонатюрморты и инсталляции, в которых личный опыт художника соприкасается со зрительским «здесь и сейчас».
1 декабря ММОМА совместно с галереей «Триумф» открывает персональную выставку Егора Плотникова «Большие перспективы». В этом проекте художник исследует отношения зрителя с живописным пейзажем, намеренно разделяя их скульптурными формами. Иными словами, зритель не только созерцает пейзаж, но и становится со-наблюдателем или свидетелем зрительского опыта.
Коллективная выставка «Пространство/space» на Винзаводе вносит дополнения в тему переосмысления женственности через современное искусство. Понятие женственности рассматривается вне феминистского и гендерного дискурса, но актуализируется как самостоятельное и плодотворное качество. Экспозиция устроена как поочередная смена работ Вари Павловой, Димы Морозова, Таисии Коротковой, Ирины Кориной и других — каждая представляет собой отдельное пространство.
Музей современного искусства «Гараж» представляет проект «Зеркало без памяти» — это персональная выставка немецкого художника Томаса Деманда, который известен во всем мире особым концептуальным подходом к искусству фотографии. Художник создает макеты из картона и бумаги, в деталях повторяя сцены фотографий из различных источников. Искусство Деманда представляет своеобразное исследование конструкции изображения, не попытка его поэтической интерпретации, но прямая техническая замена, которая образует новые связи между событием и его образом.
Центр современного искусства М’АРС представляет выставку, материалом которой является программа Первого Московского Международного VR фестиваля. В этом году в фокусе культура Франции. Программа состоит из нескольких секций, каждая из которых представлена самостоятельно.
История
Выставка «За фасадом эпохи», организованная группой наследников московских художников совместно с Галеев-галереей и музеем им. Щусева, повествует о тех советских художниках, начало карьеры которых пришлось на драматический переход от авангардных 20-х к унитаристским 30-м. Отдельное внимание уделено историям художниц. Проект посвящен памяти историка искусства, исследовательницы Ольги Осиповны Ройтенберг, благодаря которой искусство довоенного периода впервые стало предметом исследований.
РОСИЗО представляет выставку, собранную из поступлений в фонды за последние четыре года. На выставке традиционно представлены два направления, с которыми с момента своего основания работает РОСИЗО: социалистический реализм и «неофициальное искусство». Хотя в этом году зрители увидят в коллекции и работы современников.
Прославленная в европейском мире искусства коллекция Джанни Маттиоли представлена в ГМИИ им. Пушкина. Ранее это собрание произведений итальянских футуристов временно экспонировалось в Русском музее в Санкт Петербурге — параллельно с произведениями отечественного кубофутуризма. ГМИИ предлагает иной ракурс: работы знаковых представителей футуризма, — направления, прочно интегрированного в европейскую историю авангарда, — вписаны в постоянную экспозицию галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Третьяковка на Крымском валу представляет большую выставку Михаила Врубеля на базе крупнейшего собрания живописных произведений мастера, которое было дополнено предметами из российских и зарубежных коллекций. Цель проекта — наиболее полно и последовательно представить все перипетии творческого пути художника. Врубель будет с нами всю зиму и отправится в хранение только в апреле следующего года.
Параллельно в Лаврушинском переулке запущен проект «Русский модерн. На пути к синтезу искусств», который является продолжением и расширением повествования о живописи Врубеля, одного из ключевых художников этой эпохи. В рамках долгосрочной стратегии «Третьяковка открывает свои запасники» на материале известных предметов коллекции раскрываются инструменты и результаты искусствоведческих поисков, реактуализируются и пересматриваются отдельные сюжеты истории искусств. Так, текущая выставка прослеживает пути выражения идей серебряного века в эстетике модерна.
Посвящения
Третьяковская галерея представляет персональную выставку Таира Салахова (1928-2021), который считается одним из ярчайших приверженцев «сурового стиля». Экспозиция раскрывает жанровое многообразие, ранний живописный опыт художника, а также пересечения в его работах сдержанной советской эстетики и традиционной азербайджанской культуры.
К 200-летию со дня рождения Шарля Бодлера, поэта, критика и провозвестника модернизма, фонд Андрея Чеглакова открывает выставку графики и фотографии, а также жанра «книги художника». «В диалоге с Бодлером» центральной темой становится хрестоматийный сборник «Цветы зла», который в свое время интерпретировали Одлилона Редон, Анри Матисс, Анри Картье-Брессон, Леонор Фин и другие авторы. В рамках выставки планируется дополнительная лекционная, литературная и музыкальная программа.