С 23 ноября по 13 марта в Новой Третьяковке проходит выставка «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж», привезенная из здания бывшего аэропорта Темпельхоф в Берлине. Она была подготовлена Третьяковской галереей в сотрудничестве с фондом искусства и культуры Бонна. Екатерина Чернова рассказала о том, чего ждать от главной передвижной выставки современного искусства в Европе.

Экспозиция составлена из совершенно разных работ, созданных в период с 1990 года; внушительный список имен (его можно посмотреть на странице выставки) включает как именитых европейских художников, таких как Ансельм Кифер, Мона Хатум, Олафур Элиассон, Эрвин Вурм, Илья и Эмилия Кабаковы и многие другие, так и малоизвестных молодых представителей мира современного искусства. Такое множество работ и имен не претендует на исчерпывающую полноту. Это не исторический обзор и не срез актуального искусства, а дискурсивное поле мультимедийного формата, где общаются языком совриска о европейской сообщности. 

Традиционно выставка совриска разворачивается в пространстве так называемого «белого куба», нейтральной среды, которая придерживается «политики невмешательства» в отношении формы и содержания экспонатов. Интерьер Новой Третьяковки, здания 1983 года постройки, целиком решенного в духе советского модернизма, на время экспозиции преобразован в исторически безотносительное пространство (за исключением холла). В таком изолированном от мира пространстве экспозиция проявляется как целостный аудиовизуальный образ. 

Разделение на девять тематических разделов задает контексты и отношения. Достаточно приглядеться: несколько произведений могут работать друг на друга и в одном ракурсе выстраивать отдельные смысловые связки и общий контекст, иные представлены изолированно, как тотальные инсталляции. При этом причастность, инициация зрителя с помощью интерактивных объектов также включены в общую программу: например, в желтом коридоре Олафура Элиассона именно зритель становится главным героем как единственный полихромный объект, воспринимающий поток света. Таким образом, объекты, представленные на выставке, работают по принципу со-общества, вдруг раскрывшегося совместного бытия или со-бытия. 

Выставка «Многообразие. Единство» открывает возможность контакта и взаимодействия с искусством. Телесное присутствие, зрение и память зрителя в экспозиции определяет смыслы произведений, включаясь в своего рода совместное проговаривание. Это напоминает прием, который используют в театре и в музыке: множество голосов на разный манер исполняют речитатив, создавая шумовой фон, гул, из которого то и дело вырывается чья-то фраза. Так звучит повседневный новостной поток — что-то вызывает больше внимание, цепляет и увлекает надолго, что-то проскальзывает почти незаметно. Интересно, что архитектура экспозиции предусматривает эти проскальзывания: эти объекты размещены таким образом, что на них сложно задержаться надолго. Однако их присутствие крайне важно, они — контекст, шум, оживляющий вакуум «белого куба».

Здесь много и таких работ, в которых художники заигрывают с темой «истории искусства», в частности, с традиционными ремеслами. В таком контексте обращения искусства к собственной памяти вскрывает его собственную тесную связь с миром, с событиями прошлого и настоящего, в восприятии которых глубоко личные эстетические и нравственные переживания живо перекликаются с большим европейским нарративом. 

Множество объектов в пространстве экспозиции считывается как образ социального и политического взаимодействия внутри европейского со-общества. Отдельные объекты отсылают к истории падения Берлинской стены, к бомбардировкам в Югославии, к теме отвлеченного и отчужденного труда, к проблемам равенства, доверия и безопасности. Экспликации к работам сообщают кратко и емко — про что это. Частные образы, подобно разным традициям, языкам и культурным практикам, сплетаются в сложносочиненный, парадоксально единый образ.

Переходы между девятью разделами выставки устроены таким образом, что их границы прозрачны, они обустраивают возможность взаимопроникновения одной темы в другую. И это самое интересное. Невозможно решить одну проблему, выбрав ее в чистом воде, отделить одно от другого — действие от понятия,  власть от информационного потока, воспоминания от войны, эстетические переживания от большой политики. 


Об авторе

Екатерина Чернова — редактор раздела «Выставки» «Вашего Досуга», историк искусств, магистрант РГГУ.
Instagram | Facebook


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: