2021 год запомнится множеством российских и зарубежных выставок. Пандемия не кончилась, но стала новой реальностью — музеи постепенно открылись, пик онлайн-формата сменился живым присутствием в галереях. В Москве прошли экспозиции Билла Виолы и Томаса Деманда, показаны экспонаты кинетического искусства и работы номинантов премии Кандинского, организована открытая мастерская о материнстве и «коррупционная» триеннале. О главных событиях года рассказала Екатерина Чернова.
- 1. «Билл Виола. Путешествие души»
- 2. «Зеркало без памяти»
- 3. «Уют и разум. Фрагменты художественной жизни Москвы 90-х»
- 4. «Обратный отсчет»
- 5. «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России»
- 6. «Да живет иное во мне»
- 7. «Сила искусства. Просроченный юбилей»
- 8. «Мамадец!»
- 9. «Кодекс немолчания»
- 10. «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»
- 11. «Сиена на заре Ренессанса»
- 12. Выставка номинантов премии Кандинского
- 13. «"Маленькое" искусство»
- 14. «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии»
- 15. «Пятая волна»
«Билл Виола. Путешествие души»
ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2 марта – 30 мая 2021 года
Одним из крупнейших событий московского мира искусства стала первая в России персональная выставка Билла Виолы. Не так давно, в семидесятые годы, шли споры о художественной ценности фотографии. Сегодня искусство новых медиа — от фотографии до виртуальных миров, — диктует обновленные условия эстетического восприятия. Видео-арт и многие другие формы искусства новых медиа уже располагают собственной «классикой». В своей художественной практике Билл Виола, один из пионеров видео-арта и, возможно, самый заметный представитель этого направления, утверждает и осмысляет эстетическую ценность видео, медиума как такового. В его работах традиционные живописные качества, такие как композиция, ракурс, колорит, свет, сочетаются с особым вкусом к замедленному движению. Художник, используя относительно новую форму выражения, работает с европейским культурным нарративом — в частности, с литературой и христианскими сюжетами. Восприятие его работ во многом завязано на пространственных характеристиках: видео посредством звука и света проникает в поле экспозиции, включая тело зрителя в тотальный аудиовизуальный образ. Знакомство с классикой видео-арта «вживую» — опыт, радикально отличающийся от беглого просмотра ключевых работ на YouTube. В уходящем году этот опыт открыли для себя московские зрители.
«Зеркало без памяти»
Музей «Гараж», 10 сентября 2021 – 30 января 2022
Не менее крупным открытием для российской публики стал актуальный немецкий художник Томас Деманд — его персональная выставка «Зеркало без памяти» еще идет в музее современного искусства «Гараж». Деманд работает с фотографическим медиумом, обращаясь как непосредственно к его свойствам — к способности мгновенной фиксации, архивации, репортажности, — так и к его философским коннотациям. Большая часть работ художника привязана к большим мировым событиям, а основу для фотографии он часто заимствует из популярных источников новостей: воссозданные из картона в натуральную величину предметы, интерьеры, вновь запечатлены фотографией. Таким образом, Деманд обращает внимание на хрупкость медиума, неплотность его реалистического качества. «Кукольные» бумажные интерьеры, пейзажи и натюрморты, «фальшивки», которые создает художник, напоминают одновременно «потемкинские деревни», вычищенное пространство виртуальной реальности, свежие квартиры в бетонных блоках и свалку макулатуры. На границе между вторичным образом и зрителем Деманд ставит вопрос об идентичности и памяти современника. Его уникальный способ художественного переосмысления фотографии — большое открытие для российского мира искусства.
«Уют и разум. Фрагменты художественной жизни Москвы 90-х»
Музей Москвы, 29 апреля – 18 июля 2021 года
В Музее Москвы в этом году прошла важная ретроспективная выставка, посвященная недавнему прошлому и непосредственной базе современной повестки российского искусства. «Уют и разум» — выставка-исследование искусства 1990-х годов и центральной для своего времени художественной практики младшего поколения московских концептуалистов. Это прямая линия преемственности, по которой современники наследуют советскому неофициальному искусству, культуре андерграунда и свободомыслия — старшему поколению московского концептуализма: Кабаковым, Пивоварову, Комару и Меламиду, практикам группы «Коллективные действия». В основе концептуалистского искусства — замысел: то, что по идее невозможно продать, потрогать или изъять. Если представители старшего поколения работали с темой индивидуальности сквозь призму вездесущего тоталитарного режима, то для младоконцептуалистов личность как таковая становится центральной. Организаторы выставки придерживались документального подхода, равную долю внимания уделив произведениям искусства и архиву, артефактам художественной жизни 90-х. Таким образом, «Уют и разум» — полноценная историческая ретроспектива, раскрывающая карту ближайшего исторического прошлого. Кроме того, специально к выставке были впервые созданы несколько инсталляций, которые в свое время остались чертежами и эскизами. Проект был подготовлен выпускниками совместной магистерской программы НИУ ВШЭ и МСИ «Гараж».
«Обратный отсчет»
ММОМА, 11 ноября 2020 – 21 марта 2021 года
Еще одна значимая ретроспектива 2021 года элиминировала искусство двух художников, представителей московского концептуализма, супругов-соавторов Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Проект «Обратный отсчет» в ММОМА стал подведением итогов тридцатилетней совместной художественной жизни. Дуэт Макаревич/Елагина работает с понятием и практикой архива и зачастую обращаются к переосмыслению собственных проектов — так, в 2020 году в центре Вознесенского супруги создали проект по мотивам «Рыбной выставки», в котором по-своему раскрыли изнанку неофициального искусства, сделав особый акцент на преемственной связи поколений. Воспоминание в их художественной практике, крепко связанной с литературными источниками (в частности, с произведениями в жанре утопии), играет особую роль. Актуализация архива, «концептуального прошлого» в формате выставки согласуется с магистральной стратегией художников.
«Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России»
Третьяковская галерея, 16 января – 10 мая 2021 года
Выставка в Третьяковской галерее, организованная совместно с ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург), ГМВЦ «РОСИЗО» и галереей «Триумф», открыла московской публике еще одну заглавную страницу отечественной истории искусства. Кинетизм в СССР — уникальное явление, шагавшее в ногу с научно-техническим прогрессом и с индустриальным производством. Кинетисты не только исследовали новые формы чувственного восприятия, но и занимались дизайном, архитектурным и градостроительным проектированием. Их интерес к экспериментальным формам, к футуристической идее во многом сформировал облик актуального искусства в XXI веке. Несмотря на это, советское кинетическое искусство относительно мало изучено. Историческая ретроспекция открывала зрителям не только масштабную панораму теорий и практик кинетистов, но и альтернативный взгляд на технологии и эстетические принципы, уже закрепившиеся за повседневной жизнью человека. Само здание Третьяковки на Крымском валу, проект которого был современником кинетического искусства, стало идеальным пространством для выставки.
«Да живет иное во мне»
Третьяковская галерея, 22 июня – 10 октября 2021 года
Проект Laboratoria Art & Science, реализованный на площадке Третьяковской галереи на Крымском валу, обратил внимание на серьезный потенциал еще относительно нового направления в искусстве. Science-art, существующий на пересечении искусства и науки, осуществляющий роль посредника между технологией и эстетикой, вносит в актуальную повестку искусства значительные изменения. Хотя искусство отнюдь не впервые стремится дать ответы на вопросы «Кто мы?», «Откуда мы?», «Зачем мы?» (примеры можно обнаружить и в динамичной истории художественного авангарда, и в эпоху романтизма, и даже в доисторическое время), впервые художественная инициатива породила такой институциональный симбиоз, очаги которого разбросаны по всему миру. Выставка «Лаборатории» выдвигает тезис позитивистского толка — о возможности ответов на вопросы: как наладить контакт с окружающим миром; как понять, испытать эмпатию в отношении животных и растений? В современном мире с суровой экологической повесткой эти вопросы встают острее, чем когда-либо. Поэтому фокусировка, фиксация и широкая репрезентация коммуникационных возможностей science-art’а в формате выставки прозвучала особенно актуально.
«Сила искусства. Просроченный юбилей»
МАММ, 9 сентября – 5 декабря 2021 года
Разрядили напряжение московской художественной сцены Олег Елисеев и Евгений Куковеров — основной и неизменный состав арт-дуэта «ЕлиКука». В сентябре их проект «Сила искусства. Просроченный юбилей» открылся в рамках осеннего выставочного сезона в Мультимедиа Арт Музее. С искрометным и непредвзятым юмором, с неповторимой (само)иронией «ЕлиКука» предлагают альтернативный взгляд на актуальные вопросы об эстетической ценности, о границах «художественности», об историчности и легитимности в современном мире такого понятия как «искусство». Неустанным трудом художники возводят «стёб» к функции критического анализа. С одной стороны, их выставка — отличный аттракцион с элементами вовлечения и развлечения. С другой — смелое, остроумное и точное размышление художников о природе и об определении искусства.
«Мамадец!»
Галерея «Пересветов переулок», 15 августа – 24 октября 2021 года
Галерея «Пересветов переулок» в этом году инициировала проект на границе художественного и социального. «Мамадец!» — одновременно выставка и резиденция; на время галерея была преобразована в пространство, объединяющее такие, на первый взгляд, полярные стороны жизни, как художественная практика и материнство. Участницами резиденции стали художницы и мамы — женщины, которые успешно справляются с обеими ролями. Галерея стала их мастерской, в которой проводились лекции, мастер-классы и выставки. Таким образом, автор проекта Яна-Малышева Джонс стремилась обратить внимание общественности на неочевидные проблемы и на волшебство взаимопомощи в таком нелегком деле, как совмещение профессиональной практики (любой) и материнства. Активная деятельностная политика галереи стала поводом для проведения выставки, преодолевая границы дискурса и призывая к взаимной поддержке и пониманию.
«Кодекс немолчания»
ЦТИ «Фабрика», 17 июля – 19 сентября 2021 года
Громкое высказывание на тему гендерного неравенства — выставка «Кодекс немолчания» в пространстве ЦТИ Фабрика, победившая на международном конкурсе apexart. Проект стал одновременно исследованием и полем для дискуссий. Центральная тема — адаптация законодательных, профессиональных и частных социальных норм в отношении женщин к текущей идеологии и политической повестке. Творческое объединение кураторов ТОК, работавшее над проектом «Кодекс немолчания», занимается в том числе актуализацией истории борьбы за права женщин. Выставка объединила участниц и участников из России, Германии, Ирландии, Швеции, Украины, Нидерландов, Израиля. В процессе ниспровержения устоявшихся иерархий участвовали и зрители.
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»
Третьяковская галерея, 23 апреля – 8 августа 2021 года
Выставка, организованная общими усилиями и средствами Государственных художественных собраний Дрездена и Третьяковской галереи, открыла неожиданные параллели, общие замыслы и надежды в судьбах русского и немецкого романтизма. Однако проект прояснил не только историческую картину, но и актуальную повестку в искусстве: сегодня исследователи все чаще обращаются к эпохе романтизма как к точке отсчета современного мировоззрения и системы ценностей. В экспозиции Третьяковки, помимо двух параллелей, присутствовала третья, актуальная линия, а широкий замысел позволил кураторам включить в работу произведения современников, в которых романтический импульс наиболее очевиден. Таким образом, мы увидели не только исторический диалог между немецким и русским художественным сообществом, но и прорастающие в современном искусстве плоды этого диалога. На сайте музея все еще можно найти видео-экскурсию.
«Сиена на заре Ренессанса»
ГМИИ им. А.С. Пушкина, 25 июня – 10 октября 2021 года
ГМИИ им. Пушкина впервые открыл московским зрителям художественный язык и образность одного из ведущих центров Проторенессанса. Сиенская школа в истории искусства обособлена благодаря своей уникальной эстетике, вниманию к деталям и материалам. С одной стороны, ренессансные живописные принципы прямой перспективы, композиционного равновесия, ясного соотношения фигур уже заметны в произведениях сиенцев. Однако кропотливая, тщательная декоративность все же указывает на преемственность северной готике, которую большинство итальянских художественных центров скорее обошли стороной, нежели восприняли. Сиена — исключение. Это один из переломных моментов в истории традиционного искусства.
Выставка номинантов премии Кандинского
МАММ, 14 октября – 21 ноября 2021 года
Экспозиция в ММОМА традиционно подводит итоги, собрав самых влиятельных художников современной российской арт-сцены. Мы обнаружили здесь уже знакомые имена и узнаваемые инсталляции. Выставка показала, как преемственность и устойчивость художественной сцены сохраняются сегодня, пережив несколько революций, постмодернизм и институциональную критику. В этом году современными классиками были отмечены Андрей Кузькин, победитель в номинации художник года, Алиса Горшенина, Виктор Алимпиев, Ирина Корина, Таус Махачева, дуэт МишМаш, Павел Отдельнов, Катя Муромцева, Владимир Чернышев и другие.
«"Маленькое" искусство»
Еврейский музей, 27 мая – 5 сентября 2021 года
Благодаря интересной инициативе Еврейского музея и центра толерантности в этом году мы увидели «маленькое искусство», незаконченные, эскизные работы больших художников — Левитана, Поленова, Серова, Репина, Врубеля, Сомова, Малевича, Сафроновой, Бакста. Иными словами что, как правило, пылится в запасниках стало материалом для полноценной экспозиции. В таких «черновых» работах заключен, собственно, предмет истории искусства — не столько готовые полотна, выставленные на продажу и оценку современников, сколько процесс, подготовка. Путь художника, в котором поиск, регистрация, отбор в действительности никогда не приводят к однозначному утверждению окончательного результата, оказывается интереснее готового продукта.
«Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии»
Государственный исторический музей, 30 марта – 22 августа 2021 года
Выставка графики Альбрехта Дюрера из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии открыла долгосрочную программу сотрудничества Государственного исторического музея с крупнейшими итальянскими коллекциями. Экспозиция была организована таким образом, чтобы уделить особое внимание становлению художественного языка Дюрера, линиям сюжетов, которые интересовали мастера в разные периоды жизни, а также особенностям самой техники гравюры на металле. Сравнение оригинальной печати различной очередности и производства показало, насколько верно то, что решающую роль в создании гравюры играют технические, чисто ремесленные нюансы. Виртуозные работы Дюрера смотрелись особенно интересно благодаря объединению нескольких серий, целостности и концептуальному оформлению экспозиции. Вероятно, в 2022 году стоит ожидать нечто подобное в ГИМ.
«Пятая волна»
Музей архитектуры им. Щусева, 15 апреля – 6 июня 2021 года
Наконец, специальный проект 2-й Триеннале современного российского искусства, инициированный МСИ «Гараж», прошел на базе музея архитектуры им. Щусева. Триеннале, которую продлили до февраля 2021 года, стала объектом открытой критики, даже само-критики институции (не зря слоганом проекта было ехидное сочетание «Коррупция & Любовь»); дело в том, что нынешних участников триеннале выбирали, буквально «протаскивали» предыдущие, уже состоявшиеся художники. Иван Новиков, один из участников первой Триеннале, продолжил и расширил эту «коррупционную» тактику и отобрал работы художников, которые по тем или иным причинам иммигрировали в европейские страны. Их разнообразные отношения с российским контекстом образовали пеструю, полисемантическую композицию. Так состоялась выставка «Пятая волна», объединенная концептуальным и политическим единодушием. Выставка стала своеобразным осмыслением одной из проблем пандемии — реконструкции физических и информационных границ, разделяющих государства.
Об авторе
Екатерина Чернова — редактор раздела «Выставки» «Вашего Досуга», историк искусств, магистрант РГГУ.
Instagram | Facebook