До 13 марта на Винзаводе открыта масштабная выставка «New Nature» — проект дуэта Recycle Group, художников Георгия Кузнецова и Андрея Блохина. Премьера состоялась прошедшим летом в ЦВЗ Манеж в Санкт Петербурге, а к Новому году при содействии Манежа и московской галереи «Триумф» трехчастная экспозиция развернулась в павильонах ЦСИ Винзавод: в пространстве двух Цехов и в подземелье Большого Винохранилища. О выставке рассказала Екатерина Чернова.
В центре художественной практики Recycle Group — взаимоотношения человека и цифрового, техногенного «организма». Георгий Кузнецов и Андрей Блохин в своих работах исследуют пути проникновения виртуального в реальный мир, материализации кода, границы частной жизни и конфиденциальности в глобальной информационной среде. Художники совмещают классические формы искусства — в первую очередь, скульптуру, — с ульрасовременными материалами и технологиями, вплетают продукты VR в материальные объекты, открывая пограничные состояния.
Почему же «Recycle»? В рамках экологичной эстетики и использования традиционных форм, группа запускает в переработку элементы больших стилей истории искусств. В работах Recycle Group можно обнаружить множество формальных и содержательных отсылок к образам античности, готики и ренессанса. Перекладка образов, аллюзии на ритуальные формы и монументальную пластику и просто композиционные рифмовки образуют своего рода палимпсест, исторический атлас культурной памяти.
Работа с традиционным искусством и постцифровой художественной практикой парадоксальным образом соединяет полярные темы эстетики. Но в действительности такой межвидовой синтез имеет закономерный источник в контексте «археологии будущего». Художники предлагают взгляд на цифровой прогресс с позиции археолога: в его глазах техногенные и цифровые следы человека суть артефакты, археологический мусор, свидетельствующий о быте ушедшей цивилизации. Таким образом, в работах Recycle Group мы видим ближайшее будущее уже далеким прошлым, от которого остались только руины, осколки и странности, подлежащие дешифровке.
Об этом первый раздел выставки «New Nature». Само пространство привносит в экспозицию дух уникальности, историчности: Цех Красного с колоннадой и изношенными слоями известки смотрится как часть замысла, как музей, в котором могла бы развернуться выставка археологических артефактов.
Параллельно с историческими мотивами художники работают с философией и эстетикой киберготики — биосферы со всей ее историчностью, мутировавшей в техносферу. В первой части экспозиции расположено подобие перспективного портала, выполненное из оплетки коммуникаций. Даже опоры его несут на себе объемы, отчетливо напоминающие вытянутые скульптуры в экстерьере готического собора. Узловой точкой синтеза узнаваемой традиции и техногенной формы становится человек, поглощенный кодом, дискретный, разложенный на эпитеты — иными словами, археологический след человека.
Вторая часть экспозиции — смена оптики: художники создают зрелищный образ мира, каким его видит машина, обеспечивающая современного человека. В центре вопрос: так ли последовательно живой организм и цифровой интеллект понимают друг друга? Так ли предсказуемы их отношения? Косвенный ответ художники формулируют посредством обращения к концептуализму и цифровому искусству: проницаемость и очевидность речи как таковой сомнительна, а в случае цифрового кода – почти невозможна.
Третья часть выставки, самая насыщенная, раскрывает тонкую взаимосвязь реального и виртуального. Пространство заполнено просветами, в которых виртуальное прорывает границы и вторгается в поле человеческого бытия. Материализация цифровой информации здесь обыграна метафорически, однако на деле эти фигуры языка прочно укоренены в сознании современного человека. Художники создали сложную интерактивную программу, альтернативную оптику, которая обнажает многочисленные связи человеческого сознания с виртуальным миром.
Пространство экспозиции, винохранилище системы сводчатого погреба, задает особый тон восприятию, напоминает компьютерную игру, в которой зритель призван исследовать активные точки. Проект «New Nature», безусловно, представляет собой аффектирующее зрелище. В фантасмагории образов художники предлагают нам переосмыслить новую природу — техногенную среду обитания с ее странностями, багами, виртуальными архивами и многослойными отсылками к происхождению, к истории.
Об авторе
Екатерина Чернова — редактор раздела «Выставки» «Вашего Досуга», историк искусств, магистрант РГГУ.
Instagram | Facebook