Мультимедиа Арт Музей в этом году запустил первую международную биеннале «Искусство будущего», тем самым вновь подключив российскую арт-сцену к актуальным мировым дискурсам об искусстве новых (и новейших) медиа, об искусстве как способе познания и преобразования мира. О том, как музей решил эту задачу, рассказала Екатерина Чернова.
В Европе, Азии, Африке и США уже существуют фестивали, объединенные новой повесткой — такие как Ars Electronica (Австрия), Transmediale (Германия), Cynetart (Германия), FILE (Бразилия) и другие, а также некоммерческая организация Интернационального Симпозиума Цифрового Искусства (ISEA International). Новое искусство идет бок о бок с наукой — гуманитарной и естественно-научной. Каждое событие в этой области сопровождается исследовательской и образовательной программой. МАММ активно развивает параллельную программу вне рамок проекта, а к биеннале «Искусство будущего» готовится международный симпозиум, который пройдет в марте.
В экспозиции биеннале представлены объекты крупных представителей международной арт-сцены: среди них Рефик Анадол, Энтони Громли, Михаль Ровнер, группы teamLab и AES+F. Здесь есть работы, созданные специально для проекта, и те, которые московский зритель видит впервые. Благодаря инициативе МАММ после финисажа на Остоженке (3 апреля) они будут экспонироваться по всей России в течение 2022 года. Региональная инициатива институции — еще один международный тренд, актуальный маркер, благодаря которому выставочная стратегия расширяется и выходит за пределы экспозиции. Более того, часть проекта представлена в онлайн-формате, доступ к ней не ограничен.
Название «Искусство будущего» можно интерпретировать двояко, и сама выставка представляет одновременно образ грядущего искусства и будущее в образах искусства. В первом случае мы задаемся вопросом, который уже давно будоражит умы исследователей, публики и самих художников: куда дальше? Что будет после постмодернизма? Разве можно придумать что-то еще? Ответ однозначный: можно и нужно. Ведь искусство, его форма и содержание непрерывно меняются, и даже непоколебимый статус «художественного» сегодня видится и реализуется совершенно иначе, чем даже десять лет назад.
Что же касается будущего, образ которого моделирует художник, то здесь кураторы биеннале привлекли к основанию проекта сильный тезис: искусство здесь представлено в роли посредника между настоящим и будущим. Художник сохраняет за собой функцию регистратора, улавливающего пневматику времени. Улавливая перемены, тенденции, подтексты, он переосмысляет их и воплощает образе. В этом смысле художник — эдакий пророк-романтик, который один в состоянии рассказать нам, что ждёт нас впереди. А уже по его следам гуманитарии вступят в игру и осмыслят произошедшее. Такова одна из центральных проблем гуманитарной науки: историю нельзя писать, пока она еще не свершилась. Здесь право первенства принадлежит художникам.
Итак, искусство непременно соотнесено с будущим. Можно сказать, что так было всегда. Работа Донасьена Обера «Кибернетика, биосфера и город», представленная на выставке в МАММ, как раз об этом. Художник и исследователь, Обер, используя средства многомерной проекции, рассказывает историю экологического проектирования, подчинения окружающего мира рациональному началу. Эта история разворачивается еще в эпохе Возрождения, во времена создания крупных градостроительных проектов, радиально-кольцевых систем так называемых «идеальных городов» (среди них есть и сохранившиеся — например, город Пальманóва в Италии). С тех пор рационализация, упорядоченность прочно обосновалась в искусственных процессах коммуникации, в расписании, в образовании, в навигации. Все это — творения человека (того самого, который в ренессансной системе ценностей потеснил Творца). Человек — создатель и одновременно жертва нового образа мира. Экспозиция «Искусства будущего» сочетает нотки восторженности и пессимистической критики.
Кураторы объединили под одной крышей различные точки зрения и множество контекстов, благодаря чему мы можем сопоставить, объединить их и обнаружить общие тенденции. В экспозиции сочетаются объекты традиционных и новейших медиа: графика, фотография, инсталляция, видео-арт и виртуальная реальность.
Среди художников представители направлений, удаленных друг от друга по хронологии и географии: два поколения московских концептуалистов, иллюминисты (представители направления лайт-арт). Здесь можно найти примеры постцифрового искусства: например, «Гуглнатюрморты» Дмитрия Кавки, для создания которых художник взял за основу алгоритм системы и визуализировал его в традиционной графике. Конечно, магистральным направлением в экспозиции является сайнс-арт, продукты коллаборации художников и ученых.
Художники обращаются к темам архивации, цифровых сетей, сенсомоторики, вымысла, мифа, экологии, антропоцентризма, общества потребления, границ человеческого восприятия. Объекты в многомерной экспозиции переплетаются и спорят друг с другом. При этом большинство из них предполагают погружение зрителя, интерактивное восприятие. Однако ухватить все грани «Искусства будущего» не так-то просто — желающих очень много, особенно в выходные. Так что совет: если есть возможность, лучше заглянуть сюда в будний день, чтобы уделить внимание заинтересовавшим работам.
Об авторе:
Екатерина Чернова — редактор раздела «Выставки» «Вашего Досуга», историк искусств, магистрант РГГУ.