В марте в Москве открывается и продолжает работать множество выставок — от совместного проекта Ивана Разумова, Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски до экспозиции голографических образов Владимира Клавихо-Телепнева. Еврейский музей демонстрирует большой фотопроект, посвященный свидетелям Холокоста, а ГМИИ выставляет мумии, которые ранее не экспонировались, и рассказывает об аспектах мумификации. Выставки марта собрала Екатерина Чернова.
- 1. Современники
- 2. На руинах идеологии
- 3. Групповые проекты
- 4. XX век
- 5. На пересечении истории и современности
Современники
С 1 марта в галерее «Triangle», расположенной на территории ЦСИ Винзавод, представлена персональная выставка Павла Гришина. Художник работает с так называемым «живописным фактом», с тем, что создание живописи требует времени. Это идет вразрез с тем, что в итоге живописный образ не апеллирует напрямую к актуальному времени. Гришин работает в поле постцифрового искусства, свой метод он называет «Цифровым пленэром», оставляя место случайности и открывая свободу зрительской интерпретации произведения.
В пространстве галереи «Триумф» открыты сразу две выставки современных художников: «Архитектоника» Максима Ксуты и «Образ в промежутке» Лены Власовой. В первом проекте художник создает медитативную среду, предлагаю зрителю возможность осознанного проживания момента во всей его полноте и уникальности. Лена Власова в своей художественной практике работает с оборотной стороной улицы — заборами и металлическими решетками. Художница раскрывает в их геометрических структурах потенциал к абстракции, к чистой эстетике.
Галерея «Ходынка» представляет выставку «Элиз. Частицы», куратором выступила Елена Ковылина. В экспозиции представлены голографические образы, созданные художником Владимиром Клавихо-Телепневым. Художник акцентирует «потусторонний» характер медиа-арта, природа которого радикально отличается от феноменального опыта физического существования. Соприкосновение с искусством, рожденным в пределах медиа-реальности, неизменно оставляет вопрос: «А что же это было?». При этом цифровизация — уже привычная данность, мы стремительно переходим в цифровое будущее.
В музее архитектуры имени А. В. Щусева 3 марта открывается персональная выставка Валерия Кошлякова, одного из ключевых представителей современной российской арт-сцены. Проект «DOMUS MAXOMA» — это диалог между историческим прошлым, архитектурными артефактами культуры и актуальным моментом времени. В экспозиции будут представлены не только живописные полотна, но и видеоработы и объекты. К выставке готовится каталожное издание.
До 27 марта в выставочном пространстве фонда Ruarts открыта выставка Виталия Чистякова «Чистые объекты». Художник работает в «наивном» ключе, актуализируя модернистское искусство, его силу, свободу и вдохновленность. Чистяков создает полотна из чистых цветовых полей, усиленных сочетаниями. Несмотря на то, что мы уже пережили эпоху постмодернизма и вступили в метамодернизм, такая живописная практика отнюдь не вынесена за пределы актуальной повестки эстетики — ведь проблематика цвета до сих пор остается открытой.
На руинах идеологии
Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «The Lonka Project. Человек под номером» как часть международного фотопроекта, посвященного свидетелям Холокоста. Цель проекта, инициированного Элеонорой Лонка — документация истории, рассказов и фотографий тех, кто остался в живых сегодня. На призыв откликнулось несколько сотен представителей профессии фоторепортер, в том числе в России. В экспозиции первичен визуальный материал и его эмоциональная нагрузка — ведь каждый фотограф работает по-своему, и каждое представление человека в кадре уникально.
В лобби Еврейского музея установлена инсталляция Хаима Сокола. Название «Снегопад» отражает ассоциативные ряды, выстроенные автором: веревочные лестницы, побег, партизанские отряды, фатальная невозможность спрятаться и «негатив» традиционного текста «черным по белому». При этом художник оставляет работу открытой личным ассоциациям зрителя.
В пространстве галереи Люмьер на Большой Полянке открыта персональная выставка Данилы Ткаченко — художника, который работает с документальной фотографией. Проект «Осколки» состоит из трех серий, в основе которых путешествия художникам по странам бывшего СССР. Ткаченко фиксирует в своих работах образы несостоявшейся утопии — в заброшенных городах он отыскивает визуальные следы внутренней колонизации, масштабных проектов и образов культуры. Художник создает формально выверенные визуальные образы, в которых элементы традиционной эстетики сталкивается с разрушением и упадком.
Групповые проекты
В галерее «OVCHARENKO» на территории ЦСИ Винзавод до 18 марта открыта выставка «Уют и Разумов» Ивана Разумова и арт-группы ППСС — дуэта Сони Стереостырски и Павла Пепперштейна. Проект посвящен 30-летию с момента дезинтеграции СССР. Художники обращаются к «образу постсоветской реальности», который, согласно классической истории искусства, должен быть суммирован в неких фрагментах визуального опыта. Собственно, в экспозиции представлено отсутствие такого суммарного образа. И это отсутствие художники во избежание излишнего пафоса дополнили множеством работ небольшого формата.
Параллельно в стенах Цеха отделки ЦТИ «Фабрика» открыта выставка «Digital Air: Going Live», которая единовременно проходит также в галерее Эдель Экстра в Нюрнберге и в виртуальном пространстве. Центральная проблематика выставки — тотальная доступность и физическое присутствие человека в мире, возможность непосредственного контакта и дешифровка информацинного кода.
Музей декоративно-прикладного искусства представляет ежегодную московских художников театра «Итоги сезона 58», которая проходит с 1964 года. Экспозиция прослеживает последовательность работ нескольких художников, которые оформляли театральные постановки не только в столице, но и за ее пределами в регионах и за рубежом. По итогам работ отдельных авторов зритель может составить собственной впечатление об общих тенденциях театрального мира.
XX век
Выставка-блокбастер, посвященная шестидесятилетию Виктора Цоя, открыта в Центральном Манеже. В экспозиции представлены весьма неожиданные объекты и артефакты, распределенные по нескольким тематическим разделам. Например, здесь можно увидеть рисунки музыканта, в которых определенно прослеживается графическая манера Кита Харринга и, одновременно, остросоциальная проблематика. Несмотря на масштаб проекта, здесь присутствуют камерные документальные фрагменты, которые не столько рассчитаны на эффектную репрезентацию, сколько сохраняют уважительную дистанцию по отношению к одному из главных поэтов и музыкантов в русскоязычной среде.
Нашумевшая выставка «авангарда на телеге», ранее проходившая в Ельцин Центре в Екатеринбурге и в Вятском художественном музее в Кирове, открыта в музее русского импрессионизма. Произведения Кандинского, Родченко, Фешина, Клюна, Экстер, найденные искусствоведом Александром Сарабьяновым в запасниках регионального музея, были отобраны для демонстрации нового искусства по всей стране, однако были собраны лишь в первом пункте назначения. Эти работы — уникальное свидетельство недолгой эпохи, когда советская власть сотрудничала с представителями радикального модернизма.
Проект Оливии Плендер «Комтемотта», который открыт для зрителей в Образовательном центре ММОМА, представляет собой своеобразный музей, составленный из фотографий, винтажной графики и артефактов одного из самых радикальных просветительских учреждений в Швеции первой половины XX века. Это учреждение — женская школа гражданских прав в поместье Фогельстад на юго-востоке Швеции. Выставка не столько открывает зрителю историческую последовательность, сколько фокусируется на проблематике гендерного равноправия, экспериментальной педагогики, экологической ответственности, которая актуальна и сегодня.
На пересечении истории и современности
Галерея Syntax в выставочном пространстве «White Cube» представляет групповую выставку «Бронная, 10», в экспозиции которой представлены скульптуры и объекты Александра Косолапова, Витаса Стасюнаса и Леонида Сохранского — нонконформистских художников, которые работали в общей мастерской по адресу Бронная 10. Особой атмосферой мастерская, по словам очевидцев, напоминала ремесленный цех. В то же время художники в своих работах актуализировали индексальную природу искусства, которую манифестировал Марсель Дюшан. Кураторы Syntax создали такой экспозиционный ряд, в котором нет необходимости интерпретировать работы поверхностно или проникать в глубинные слои смысла, развивать логические цепочки. Это возможно благодаря многослойности, совмещению различных уровней понимания в работах самих художников.
Музей им. Пушкина представляет долгожданную выставку «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия», в рамках которой уже 1 марта будут представлены неопубликованные ранее экспонаты, а также результаты научного исследования, проведенного в Курчановском институте с целью выявить неизвестные аспекты метода мумификации, а также дополнить типичный образ египтянина (известно, что они выглядели отнюдь не так, как современные жители Египта). Экспозиция составлена из трех разделов: первый сфокусирован на мумификации, второй повествует об особенностях ритуального культа. Третья часть экспозиции — мультимедийная зона, в которой кураторы визуализировали результаты исследования Курчановского института.
Параллельно в главном здании ГМИИ будет открыта выставка художницы Ирина Затуловской. В экспозиции работы нашей современницы, вдохновленные художественными памятниками Древнего Египта, будут представлены наряду с экспонатами египетской коллекции музея. Название выставки «Бегство в Египет» — метафора творческой аскезы художницы: в своих работах она фокусируется на универсальных эстетических и экзистенциальных категориях.
Об авторе
Екатерина Чернова — редактор раздела «Выставки» «Вашего Досуга», историк искусств, магистрант РГГУ.