В апреле в Москве открывается множество новых выставок. Среди них — персональные проекты Гриши Брускина, Мэтта Коллишоу, Олега Целкова и Дмитрия Иконникова. Проект «Условия материальной независимости» исследует, как финансовая обеспеченность влияет на творчество, а экспозиция «Соцгород. Пробелы», созданная по свидетельствам старожил Соцгорода Горьковского Автозавода, рассказывает о жизни в настоящей коммуне. Выставки апреля собрала Екатерина Чернова.
Болезни социума
В Новой Третьяковке открыта персональная выставка Гриши Брускина — одного из наиболее значимых представителей советского нонконформизма. В своих работах Брускин обнажает искусственно созданные условия выведения норм и правил, выводит на свет то, что ускользает от запрограммированного беглого взгляда, сопоставляет визуальный образ и эпоху. В экспозиции представлены работы 1980-х и совсем недавние мультимедийные проекты, в которых раскрывается неизменное содержание исторических декораций. Большинство работ предоставлены самим художником.
Проект «Зона машин» британского художника Мэтта Коллишоу представлен в Москве галереей Гарри Татинцяна. Мультимедийные инсталляции Коллишоу разворачиваются в нескольких плоскостях знания —теории поведения (бихевиоризма), истории искусства, теории новых медиа и социального взаимодействия. Магистральная проблема, несколько граней которой художник вскрывает в своих работах, проблема, которая красной нитью проходит через всю выставку — зависимость от механизмов социальной сети, которая приводит к самому плачевному и безнадежному варианту подключения к масштабным манипулятивным процессам.
Московский музей современного искусства совместно с Tsukanov Family Foundation подготовил беспрецедентную по масштабу персональную выставку Олега Целкова, одного из наиболее заметных художников советского нонконформизма. Его безликие, однотипный персонажи, как будто наряженные для скорбного и пугающего карнавала, остро актуальны в общество с тоталитарной властью. Однако художник утверждает, что его образы восходят не столько к общей политике, сколько к экзистенциальной проблеме человека, который не в состоянии прожить жить от первого лица, не изменяя себе. Выставка открыта в здании на Гоголевском бульваре.
Выставка «Условия материальной независимости» проходит в старом корпусе дома творчества в Переделкино. На повестке вопрос о том, как писателю работать продуктивно, насколько на это влияет материальная независимость, жизнь в писательском поселке, который казался в свое время независимым. Ряд инсталляций и сценография экспозиции созданы художниками Павлом Лунгиным и Женей Ржезниковой. В подготовке принимали участие Павел Пепперштейн и Лев Рубинштейн.
До 24 апреля в галерее «на Шаболовке» работает выставка «Соцгород. Пробелы». В основу проекта легли свидетельства старожил Соцгорода Горьковского Автозавода. Организаторы и художники исследуют феномен коммуны, ее функциональность в прошлом и потенциальное значение в наши дни. В экспозиции собраны как художественные произведения, так и исторические документы и артефакты.
Хронос
Выставка «Дневник путешественницы во времени» открыта до 17 апреля в галерее Пересветов переулок — проект теоретика Станислава Шурипы, подготовленный совместно со студентами Института Иосифа Бакштейна. В поле искусства разворачивается дискурс о восприятии времени, о внезапных искажениях, сжатиях или разряжениях временного потока. Организаторы проекта ищут ответ на вопрос о том, как преобразуется восприятие времени в момент встречи с искусством и как само искусство способно проявить характер современности. В экспозиции представлены не только видеоработы как очевидные примеры темпорального вида искусства, но и статичные, традиционные медиумы, которые дают более тонкие эффекты переживания Хроноса.
В пространстве галереи Люмьер на Большой Полянке открыта персональная выставка Данилы Ткаченко — художника, который работает с документальной фотографией. Проект «Осколки» состоит из трех серий, в основе которых путешествия художникам по странам бывшего СССР. Ткаченко фиксирует в своих работах образы несостоявшейся утопии — в заброшенных городах он отыскивает визуальные следы внутренней колонизации, масштабных проектов и образов культуры. Художник создает формально выверенные визуальные образы, в которых элементы традиционной эстетики сталкивается с разрушением и упадком, с работой времени.
В музее архитектуры им. Щусева открыта масштабная персональная выставка Валерия Кошлякова. Название проекта «Domus Maxima» отсылает к поиску и к стремлению запечатлеть нетленную идею прекрасного в его формах, подверженных разрушению. Живопись Кошлякова сочетает в себе элементы графики, экспрессивности, коллажа — таким своеобразным «языком» художник создает памятник культуре и ее наиболее впечатляющим проявлениям в архитектуре и скульптурной пластике барокко. Здесь поэтика руины скорее призвана воспеть человеческую изобретательность, стремление к прекрасному, нежели подчеркнуть устаревший характер прототипов (кстати, здания при желание можно опознать). Особенно хорошо эти работы смотрятся благодаря нетривиальному решению сценографии выставки и соприкосновением с интерьерами выставочных залов.
В соседних залах музея архитектуры открыта постоянная экспозиция, которая, однако, вступает в оживленный диалог с выставкой Кошлякова. Восстановленные фрески из Троицко-Макарьевского монастыря в затонувшей части Калязина перевезены и установлены в выставочных залах. Атмосферное оформление экспозиции успокаивает, сосредотачивает. Невообразимый труд реставраторов буквально вдохновляет на подвиги (собрать по кусочкам одно небольшое изображение — работа на годы).
Личное дело
В главном здании ГМИИ открыта выставка художницы Ирины Затуловской. В экспозиции, соседствующей с масштабной выставкой мумий, представлены работы, вдохновленные художественными памятниками Древнего Египта и оттененные экспонатами египетской коллекции музея. Название выставки «Бегство в Египет» — метафора творческой аскезы художницы: в своих работах она фокусируется на универсальных эстетических и экзистенциальных категориях.
Персональная выставка Александры Вертинской открыта в галерее «Триумф». Проект «Недоступное счастье» представляет собой выход к вневременному, внегеографическому убежищу, выстроенному художницей посредством намеренной эстетизации флоры. В экспозицию входят не только живописные работы, но и скульптуры, в которых прослеживается экспериментальная интенция преображения формы.
В музее декоративного искусства до 17 апреля открыта выставка «Кухня художника, или "Вход со двора"», организованная галереей «East Meets West» и приуроченная к 70-летию художника Дмитрия Иконникова. Работы открывают личный мир художника — в нескольких тематических разделах. Выставка не претендует на полномасштабный охват наследия Иконникова, но фокусирует внимание на непарадной, повседневной и путевой жизни художника.
В Образовательном центре ММОМА в Ермолаевском переулке проходит персональная выставка Федора Телкова. В своей практике художник в первую очередь стремится создать портрет Уральского региона. Проект «Право веры» представлен в рамках программы «Фотография / Комментарий», центральное место в нем разделяют фотографии и интервью с представителями различных общин, а также со староверами. Выставка отнюдь не претендует на каталожное собрание сведений, документов, но создает пространство плодотворного диалога, построенного вокруг проблемы идентичности и самоопределения.
Проект художника BAILUN «DESIDERIUM — АРХЕТИПИЧЕСКИЙ ПАТТЕРН» представлен в галерее «PENNLAB» до 17 апреля. Художник работает с одной из наиболее архаичных фотографических техник — он воскрешает дагерротип как технологию и как материал с большим эстетическим потенциалом. В название проекта латинское слово, означающее «скорбь» — его художник возводит в сферу сакрального вне времени и пространства. Таким образом вся экспозиция построена как бы на краю бездны.
Архивы искусства
Галереи-резиденты арт-пространства «Cube.Moscow» подготовили выставку «Открытое хранение». Отличительная черта проекта в том, что работы были отобраны владельцами галерей «Syntax», «Культпроект», «Алиса», «Art Square» и другие специально для продажи, в рамках поддержки художников. Выставка разделена на несколько тематических блоков. Интересно, что стилистическая разноголосица оказалась сплетена общими референциями — темы советского прошлого, труда, зоны комфорта, потребления стали основой для последовательного развития экспозиции.
В павильоне №21 на ВДНХ открыта масштабная выставка-блокбастер «Найти Бэнкси», рассчитанная на максимально широкую публику. Главное место в экспозиции не занято оригиналами, так как сами работы художника не предполагает возможности перемещения, а метод создания уличной графики с помощью трафарета вполне может быть воспроизведен детально. Копии позволяют в полной мере оценить остроумие художника, сатирический характер образов — учитывая то, каждый экспонат сопровождается описанием, посвящением в контекст. В экспозицию интегрированы инсталляции: копия рабочего пространства художника, а также реплики нескольких специальных проектов Бэнкси.
До конца апреля в пространстве «Gartallery» открыта выставка Алена Бонфуа, «живописца Венеры», первая в Москве. Бонфуа — один из немногих художников, выходцев постмодернистской среды, которые остались верны традиционному медиуму. Художник синтезирует в своих работах образы классического искусства, модернистский подход и поиск цветовой гармонии. Уроженец Франции, он много работает в Италии, черпает вдохновение как в искусстве западноевропейского образца, так и в традициях востока.
На винзаводе открылась мимолетная выставка резидентки «Открытых студий» Кати Грановой. Художница работает с артефактами, с фотографиями, найденными в антикварных магазинах, выстраивая обновленный диалог с моментами прошлого с помощью живописи. Название проекта «Пикник в июле» частичная калька с подписи на обороте одного из таких фотоснимков: «Лилль, июль 1937». Живописное воспроизведение, по словам художницы, позволяет буквально, телесно внедриться в исчезнувший момент прошлого.
В ГМИИ им. Пушкина открыта выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия», в рамках которой будут представлены неопубликованные ранее экспонаты, а также результаты научного исследования, проведенного в «Курчановском институте» с целью выявить неизвестные аспекты метода мумификации, а также дополнить типичный образ египтянина (известно, что они выглядели отнюдь не так, как современные жители Египта). Экспозиция составлена из трех разделов: первый сфокусирован на мумификации, второй повествует об особенностях ритуального культа. Третья часть экспозиции — мультимедийная зона, в которой кураторы визуализировали результаты исследования «Курчановского института».