Июнь обещает множество выставок для любителей фотографии — зрители смогут увидеть работы Игоря Мухина и Сергея Борисова, изучить образ женщины в советской фотографии и посмотреть на натюрморты московских и петербургских фотографов. Театрализованная экспозиция «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина (полное собрание приключений)» позволит погрузиться в творчество одного из главных клоунов современности, а персональная выставка Свена Гундлаха передаст ощущение свободы периода перестройки. Об этих и других проектах июня рассказала Екатерина Чернова.

Фотография

Выставка «И это все о ней…» из коллекции советской фотографии галереи Люмьер открыта все лето. В экспозиции собраны репортажные, жанровые и уличные фотографии разных периодов, в которых раскрывается образ идеальной и реальной женщины как представительницы эпохи. В таком контексте отдельные работы обнаруживают свойства авторской манеры фотографии.

В рамках «Фотобиеннале 2022» Мультимедиа Арт Музей 7 июня открывает выставку культового советского фотографа Игоря Мухина. В фокусе уличные фотографии, сделанные в трех городах — в Москве, в Париже и в Вене. Под прицелом фотографа, узнаваемого благодаря особой романтизированной манере, повседневный облик различных культур обнаруживает общие, человеческие черты. 

В галерее фонда Ruarts открыта выставка «Реконструкция», подготовленная к 75-летию фотографа Сергея Борисова. Куратор выставки Катрин Борисов раскрывает авторскую манеру фотографа, отличную особой чувствительностью к историческим событиям. При этом неважно, в какой жанр вписывается тот или иной снимок — все они несут в себе «дух времени». Название проекта отсылает к отдельной эпохе в истории СССР — к Перестройке.

В Галерее классической фотографии проходит выставка «ФотоТОП. Натюрморт 2022», в рамках которой представлены работы современных московских и петербургских фотографов. Жанровый критерий, который, казалось бы, должен сузить спектр пластических и концептуальных экспериментов, на деле представляет собой широчайшее разнообразие. Здесь натюрморт представлен как визуальная форма философской логики. 

историческая

И это все о ней...

4,5 Репортажные, жанровые и уличные фотографии, раскрывающие образ идеальной советской женщины.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
документальный

Игорь Мухин «Москва – Париж – Вена»

5,0 Большая выставка фотографий Игоря Мухина в рамках Фотобиеннале-2022.
  • Потрясающе
  • 0 отзывов
5,0
фотография

Сергей Борисов «Сказка о потерянном времени»

4,5 «Сказка о потерянном времени», приуроченная к 75-летию классика российской фотографии и главного летописца московского и ленинградского андеграунда 1980-х — 1990-х годов Сергея Борисова.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
современное искусство

ФотоТОП. Натюрморт 2022

4,0 Работы современных московских и петербургских фотографов.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0

Концептуальные проекты

Галерея Алины Пински представляет проект «Вчера, сегодня, завтра», посвященный пятилетию институции. В экспозицию вошли работы советских нонконформистов и молодых авторов, начинавших уже в условиях свободного арт-рынка. Проект позволяет увидеть, заметить точки пересечения искусства разных поколений, созданных в едином культурном поле. 

Выставочно-исследовательский проект «Москва. Среда обитания» будет открыт для посещения все лето на крыше Дарвиновского музея. Город как среда обитания рассматривается здесь с точки зрения, близкой к новой экологии, в которой действующими актантами являются не только граждане, но все организмы, населяющие планету. Проект создан совместно с независимой группой «Студия 7», которая занимается стри-артом. Работы отобраны по результату open-call. Проект включает параллельную программу оздоровительных, развлекательных и просветительских практик. 

Проект «Зона машин» британского художника Мэтта Коллишоу, одного из тех самых молодых британских художников, представлен в Москве галереей Гарри Татинцяна до 25 июня. Мультимедийные инсталляции Коллишоу разворачиваются в нескольких плоскостях знания — теории поведения (бихевиоризма), истории искусства, теории новых медиа и социального взаимодействия. Магистральная проблема, несколько граней которой художник вскрывает в своих работах, проблема, которая красной нитью проходит через всю выставку — зависимость от механизмов социальной сети, которая приводит к самому нелицеприятному варианту участия в масштабных манипулятивных процессах. 

В московском манеже открыта выставка «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина (полное собрание приключений)». Зрелищная, театрализованная экспозиция открывает новые стороны художественной практики клоуна, режиссера и актера Полунина. Основой для конструирования выставочного пространства стал биографический подход — каждый отдельный зал раскрывает наиболее яркие эпизоды в жизни режиссера. 

живопись

Вчера, сегодня, всегда

4,0 Большая экспозиция современных художников к пятилетию Alina Pinsky Gallery.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
графика

Москва. Среда обитания

4,5 Масштабный выставочно-исследовательский проект на крыше Дарвиновского музея о взаимодействии живых организмов и большого города.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
скульптура

Зона машин

5,0 Мэт Колишоу обнажает механизмы визуального восприятия.
  • Потрясающе
  • 0 отзывов
5,0
современное искусство

ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина (полное собрание приключений)

5,0 Театрализованная экспозиция в Манеже, посвященная одному из главных клоунов современности.
5,0

Современники

Групповой проект «Коллективное самосбывающееся пророчество о прекрасном завтра» стал первой выставкой, организованной в постоянном пространстве галерейного «a-s-t-r-a» в Бродильном цехе на Винзаводе. Основательница галереи Алина Крюкова подчеркивает необходимость настраивания диалога и проверки гипотез в концептуально неустойчивой современности. В качестве первого шага галерея приглашает к «размышлению о том, что будущее можно и с необходимостью нужно присвоить себе», то есть принять его как цель и объект ответственности.

Параллельно в галерее FINEART открыта персональная выставка Тимофея Смирнова «Азбука дней или проникновенное чтиво», остроумная, немного лиричная. Художник работает с символизмом привычных вещей, подбирая вопиющие странности, переплетая логоцентричные и визуальные образы культуры. Метафора неожиданно воплощается в жизнь, а наша родная повседневность, не успев выдержать проверку временем, становится артефактом. 

Персональная выставка Свена Гундлаха (1959-2020), одного из основателей групп «Мухомор» и «Среднерусская возвышенность», открыта с 1 июня в галерее Е.К.АртБюро. Проект «Я знаю точно, чтобы я был прав» фокусируется на периоде после «Мухомора» и после срочной службы в армии. Работы, представленные в экспозиции, пропитаны перестроечным настроением, эйфорией, радостью от воссоединения внутренней свободы художника с нарождающейся свободой гражданина. 

До 20 июня в галерее Полины Аскери представлена выставка «Geo logical» Даниэля Закха, скульптора, ученика знаменитой архитекторки Захи Хадид. Художник работает на границе скульптуры и архитектуры, его пластические эксперименты напоминают подготовительные макеты и, в то же время, они выдержаны в эстетике и в концептуальном минимализма. Закх работает в уникальной технике, переводя в бинарный код объекты и явления реального мира, зачастую незаметные — как движение магнитных волн и фоновые шумы.

Персональная выставка Софьи Шпуровой в галерее «Сцена» открыта до конца месяца. Художница работает с текстилем и с феноменом «копипаста», учитывая критику в западной гуманитаристике, направленную на исторически сложившегося образа «гения», индивидуальности. Если принять за утверждение эту критическую позицию, окажется, что репродукция — это естественный, нормальный метод создания художественного произведения. Более того, «копипаст» подразумевает соавторство с машиной, в котором рождается бесчисленное количество слоев произведения. 

Школа дизайна НИУ ВШЭ представляет выставку дипломных проектов выпускников 2021 года. В экспозиции представлены документы-книги восьми дипломных проектов, каждый из которых был реализован как самостоятельная выставка. Художники исследуют цифровизацию поведения, общественных связей, способы преодоления иерархических границ, а также феномены массовой культуры. 

До конца июня в ЦСИ «М’арс» представлены VR-инсталляция «Психоз» арт-группы российской AES+F. Произведение создано по мотивам пьесы, созданной британской писательницей и драматургом Сарой Кейн в психиатрической клинике незадолго до самоубийства. Художники создали маршрут виртуального путешествия по лабиринтам клиники — естественно, зритель, надевший очки, имеет смелость примерить на себя роль пациента. 

Коллективное самосбывающееся пророчество о прекрасном завтра Бесплатно
живопись

Коллективное самосбывающееся пророчество о прекрасном завтра

4,0 Выставка, которая предлагает сменить оптику с апатии на готовность к действию и присвоению будущего себе.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
«Азбука дней или проникновенное чтиво». Тимофей Смирнов Бесплатно
живопись

«Азбука дней или проникновенное чтиво». Тимофей Смирнов

4,0 Персональная выставка Тимофея Смирнова — о символизме привычных вещей.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
живопись

Свен Гундлах. Я знаю точно, что я был прав. Работы 1986-1990 годов

4,0 Работы художника, поэта, музыканта, одного из основателей группы «Мухомор» и «Среднерусская возвышенность» Свена Гундлаха.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
графика

Даниэль Закх. «Geo logical»

4,5 Яркие скульптуры художника Даниэля Закх, отсылающие к связи геологии и социума.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
живопись

Софья Шпурова. «Wounded Eyes»

4,0 Персональная выставка Софьи Шпуровой, раскрывающая феномен копипаста и использования машины для творчества.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
графика

Diploma21

4,5 Дипломные работы выпускников факультета дизайна ВШЭ.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
инсталляция

VR - инсталляция ПСИХОЗ

3,0 Новый проект российской группы художников AES+F, работающей в жанрах инсталляции, фотографии и видеоарта.
  • Не разочарует
  • 0 отзывов
3,0

Истории искусства

Выставка «Условия материальной независимости» проходит в старом корпусе дома творчества в Переделкино. На повестке вопрос о том, как писателю работать продуктивно, насколько на это влияет материальная независимость, жизнь в писательском поселке, который казался в свое время независимым. Ряд инсталляций и сценография экспозиции созданы художниками Павлом Лунгиным и Женей Ржезниковой. В подготовке принимали участие Павел Пепперштейн и Лев Рубинштейн.  

Выставка «Человек иронический. К 100-летию Юрия Левитанского» открыта в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Экспозиция работает на погружение в мир поэта. Здесь есть видеозаписи его речи, реконструкция кабинета, чардачная свалка, дача, инсталляции образов «духа эпохи». Звуковое сопровождение к бегущей строке или простой печати стихотворений включает тексты, музыку, голоса из знакомых фильмов. Выставка пропитана ностальгией, и в то же время в ней остро звучит критическая оценка истории.

В Новой Третьяковке открыта выставка нонконформиста, мастера графического искусства Эдуарда Штейнберга, создавшего оригинальный визуальный мир на границе фигуратива и абстракции. Название резюмирует биографию художника в городах: он родился в Москве, большую часть жизни провел между Парижем и городом Таруса в Калужской области, который на протяжении ста лет частенько оказывался прибежищем поэтов и художников. В Тарусе похоронен.

живопись

Условия материальной независимости

4,0 Девять комнат-инсталляций, посвященных мифу Переделкина и его деконструкции.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
документальный

Человек иронический. К 100-летию Юрия Левитанского

4,0 Мультимедийная экспозиция позволит погрузиться в атмосферу той эпохи, в которой жил и творил поэт.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0
графика

Эдуард Штейнберг. «Москва. Париж. Таруса»

4,5 Выставка одного из главных нонконформистов — рожденный в Москве, последние десятилетия Штейнберг прожил между Тарусой и Парижем.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

Декоративно-прикладное искусство

До 16 июня в главном здании музея Востока открыта выставка «Золотая ветвь», в рамках которой представлены произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные из различных пород древесины. Камерная экспозиция не ограничена территориальными или хронологическими рамками — здесь представлены как средневековые произведения восточных культур, так и кустарные работы современных петербургских ювелиров. Такая подборка позволяет сравнить различные методы работы с древесиной и разнообразные интерпретации образов.

До конца лета там же будет открыта выставка «Украшения тропической Африки». Экспозиция раскрывает символическую роль всевозможных украшений, которые служили как оберегами, так и обозначениями происхождения и статуса в племенной иерархии. Интересно, что в экспозиции соседствуют объекты традиционные ритуального назначения и украшения, созданные для продажи туристам — между ними нет четкого эстетического разделения, вместо этого сувениры и объекты культа дополняют друг друга. 

историческая

Золотая ветвь

4,5 Более 200 экспонатов разных регионов Востока из коллекции музея,
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5
историческая

Украшения тропической африки: от запада до востока

4,0 Экспозиция раскрывает символическую роль различных восточных украшений.
  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,0

ЧИТАЙТЕ ТАЖКЕ: