Июнь обещает множество выставок для любителей фотографии — зрители смогут увидеть работы Игоря Мухина и Сергея Борисова, изучить образ женщины в советской фотографии и посмотреть на натюрморты московских и петербургских фотографов. Театрализованная экспозиция «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина (полное собрание приключений)» позволит погрузиться в творчество одного из главных клоунов современности, а персональная выставка Свена Гундлаха передаст ощущение свободы периода перестройки. Об этих и других проектах июня рассказала Екатерина Чернова.
- 1. Фотография
- 2. Концептуальные проекты
- 3. Современники
- 4. Истории искусства
- 5. Декоративно-прикладное искусство
Фотография
Выставка «И это все о ней…» из коллекции советской фотографии галереи Люмьер открыта все лето. В экспозиции собраны репортажные, жанровые и уличные фотографии разных периодов, в которых раскрывается образ идеальной и реальной женщины как представительницы эпохи. В таком контексте отдельные работы обнаруживают свойства авторской манеры фотографии.
В рамках «Фотобиеннале 2022» Мультимедиа Арт Музей 7 июня открывает выставку культового советского фотографа Игоря Мухина. В фокусе уличные фотографии, сделанные в трех городах — в Москве, в Париже и в Вене. Под прицелом фотографа, узнаваемого благодаря особой романтизированной манере, повседневный облик различных культур обнаруживает общие, человеческие черты.
В галерее фонда Ruarts открыта выставка «Реконструкция», подготовленная к 75-летию фотографа Сергея Борисова. Куратор выставки Катрин Борисов раскрывает авторскую манеру фотографа, отличную особой чувствительностью к историческим событиям. При этом неважно, в какой жанр вписывается тот или иной снимок — все они несут в себе «дух времени». Название проекта отсылает к отдельной эпохе в истории СССР — к Перестройке.
В Галерее классической фотографии проходит выставка «ФотоТОП. Натюрморт 2022», в рамках которой представлены работы современных московских и петербургских фотографов. Жанровый критерий, который, казалось бы, должен сузить спектр пластических и концептуальных экспериментов, на деле представляет собой широчайшее разнообразие. Здесь натюрморт представлен как визуальная форма философской логики.
Концептуальные проекты
Галерея Алины Пински представляет проект «Вчера, сегодня, завтра», посвященный пятилетию институции. В экспозицию вошли работы советских нонконформистов и молодых авторов, начинавших уже в условиях свободного арт-рынка. Проект позволяет увидеть, заметить точки пересечения искусства разных поколений, созданных в едином культурном поле.
Выставочно-исследовательский проект «Москва. Среда обитания» будет открыт для посещения все лето на крыше Дарвиновского музея. Город как среда обитания рассматривается здесь с точки зрения, близкой к новой экологии, в которой действующими актантами являются не только граждане, но все организмы, населяющие планету. Проект создан совместно с независимой группой «Студия 7», которая занимается стри-артом. Работы отобраны по результату open-call. Проект включает параллельную программу оздоровительных, развлекательных и просветительских практик.
Проект «Зона машин» британского художника Мэтта Коллишоу, одного из тех самых молодых британских художников, представлен в Москве галереей Гарри Татинцяна до 25 июня. Мультимедийные инсталляции Коллишоу разворачиваются в нескольких плоскостях знания — теории поведения (бихевиоризма), истории искусства, теории новых медиа и социального взаимодействия. Магистральная проблема, несколько граней которой художник вскрывает в своих работах, проблема, которая красной нитью проходит через всю выставку — зависимость от механизмов социальной сети, которая приводит к самому нелицеприятному варианту участия в масштабных манипулятивных процессах.
В московском манеже открыта выставка «ЗЯ! Воздушные замки Славы Полунина (полное собрание приключений)». Зрелищная, театрализованная экспозиция открывает новые стороны художественной практики клоуна, режиссера и актера Полунина. Основой для конструирования выставочного пространства стал биографический подход — каждый отдельный зал раскрывает наиболее яркие эпизоды в жизни режиссера.
Современники
Групповой проект «Коллективное самосбывающееся пророчество о прекрасном завтра» стал первой выставкой, организованной в постоянном пространстве галерейного «a-s-t-r-a» в Бродильном цехе на Винзаводе. Основательница галереи Алина Крюкова подчеркивает необходимость настраивания диалога и проверки гипотез в концептуально неустойчивой современности. В качестве первого шага галерея приглашает к «размышлению о том, что будущее можно и с необходимостью нужно присвоить себе», то есть принять его как цель и объект ответственности.
Параллельно в галерее FINEART открыта персональная выставка Тимофея Смирнова «Азбука дней или проникновенное чтиво», остроумная, немного лиричная. Художник работает с символизмом привычных вещей, подбирая вопиющие странности, переплетая логоцентричные и визуальные образы культуры. Метафора неожиданно воплощается в жизнь, а наша родная повседневность, не успев выдержать проверку временем, становится артефактом.
Персональная выставка Свена Гундлаха (1959-2020), одного из основателей групп «Мухомор» и «Среднерусская возвышенность», открыта с 1 июня в галерее Е.К.АртБюро. Проект «Я знаю точно, чтобы я был прав» фокусируется на периоде после «Мухомора» и после срочной службы в армии. Работы, представленные в экспозиции, пропитаны перестроечным настроением, эйфорией, радостью от воссоединения внутренней свободы художника с нарождающейся свободой гражданина.
До 20 июня в галерее Полины Аскери представлена выставка «Geo logical» Даниэля Закха, скульптора, ученика знаменитой архитекторки Захи Хадид. Художник работает на границе скульптуры и архитектуры, его пластические эксперименты напоминают подготовительные макеты и, в то же время, они выдержаны в эстетике и в концептуальном минимализма. Закх работает в уникальной технике, переводя в бинарный код объекты и явления реального мира, зачастую незаметные — как движение магнитных волн и фоновые шумы.
Персональная выставка Софьи Шпуровой в галерее «Сцена» открыта до конца месяца. Художница работает с текстилем и с феноменом «копипаста», учитывая критику в западной гуманитаристике, направленную на исторически сложившегося образа «гения», индивидуальности. Если принять за утверждение эту критическую позицию, окажется, что репродукция — это естественный, нормальный метод создания художественного произведения. Более того, «копипаст» подразумевает соавторство с машиной, в котором рождается бесчисленное количество слоев произведения.
Школа дизайна НИУ ВШЭ представляет выставку дипломных проектов выпускников 2021 года. В экспозиции представлены документы-книги восьми дипломных проектов, каждый из которых был реализован как самостоятельная выставка. Художники исследуют цифровизацию поведения, общественных связей, способы преодоления иерархических границ, а также феномены массовой культуры.
До конца июня в ЦСИ «М’арс» представлены VR-инсталляция «Психоз» арт-группы российской AES+F. Произведение создано по мотивам пьесы, созданной британской писательницей и драматургом Сарой Кейн в психиатрической клинике незадолго до самоубийства. Художники создали маршрут виртуального путешествия по лабиринтам клиники — естественно, зритель, надевший очки, имеет смелость примерить на себя роль пациента.
Истории искусства
Выставка «Условия материальной независимости» проходит в старом корпусе дома творчества в Переделкино. На повестке вопрос о том, как писателю работать продуктивно, насколько на это влияет материальная независимость, жизнь в писательском поселке, который казался в свое время независимым. Ряд инсталляций и сценография экспозиции созданы художниками Павлом Лунгиным и Женей Ржезниковой. В подготовке принимали участие Павел Пепперштейн и Лев Рубинштейн.
Выставка «Человек иронический. К 100-летию Юрия Левитанского» открыта в музее архитектуры имени А. В. Щусева. Экспозиция работает на погружение в мир поэта. Здесь есть видеозаписи его речи, реконструкция кабинета, чардачная свалка, дача, инсталляции образов «духа эпохи». Звуковое сопровождение к бегущей строке или простой печати стихотворений включает тексты, музыку, голоса из знакомых фильмов. Выставка пропитана ностальгией, и в то же время в ней остро звучит критическая оценка истории.
В Новой Третьяковке открыта выставка нонконформиста, мастера графического искусства Эдуарда Штейнберга, создавшего оригинальный визуальный мир на границе фигуратива и абстракции. Название резюмирует биографию художника в городах: он родился в Москве, большую часть жизни провел между Парижем и городом Таруса в Калужской области, который на протяжении ста лет частенько оказывался прибежищем поэтов и художников. В Тарусе похоронен.
Декоративно-прикладное искусство
До 16 июня в главном здании музея Востока открыта выставка «Золотая ветвь», в рамках которой представлены произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные из различных пород древесины. Камерная экспозиция не ограничена территориальными или хронологическими рамками — здесь представлены как средневековые произведения восточных культур, так и кустарные работы современных петербургских ювелиров. Такая подборка позволяет сравнить различные методы работы с древесиной и разнообразные интерпретации образов.
До конца лета там же будет открыта выставка «Украшения тропической Африки». Экспозиция раскрывает символическую роль всевозможных украшений, которые служили как оберегами, так и обозначениями происхождения и статуса в племенной иерархии. Интересно, что в экспозиции соседствуют объекты традиционные ритуального назначения и украшения, созданные для продажи туристам — между ними нет четкого эстетического разделения, вместо этого сувениры и объекты культа дополняют друг друга.