В галерее «Граунд Солянка» с 27 мая по 3 июля открыт выставочно-перформативный проект «Точка 55.754630, 37.638530». Екатерина Чернова рассказала о том, как художники переосмыслили феномен прогулки и переоткрыли теорию дрейфа.

В современном мире искусства существует понятие «сайт-специфичность». Оно возникло вместе с понятием ленд-арта, первые шаги к которому были реализованы к 1970 году. Тогда искусство заявило о своей независимости, о своих возможностях вне экспозиции, вне конвенционального пространства галереи или музея. Художники отправлялись в целые путешествия, чтобы создавать произведения подальше от системы «потребления» искусства, а в экспозиции галерей доставлялись только фотографии, видео, артефакты и описания. Сегодня этот демарш успешно освоен аппаратами арт-рынка и уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Однако переосмысление произведения искусства в пространственно-временном контексте остается актуальным. 

Кураторы в галерее «Граунд Солянка» взялись переиграть сценарий «сайт-специфического» объекта и собрать множество локаций, к которым можно перенестись мысленно, в одном познаваемом пространстве выставки «Точка 55.754630, 37.638530». Проект подготовлен в рамках магистерской программы «GarageAcademy». В названии указаны точные координаты экспозиции, которая становится точкой отсчета, позволяет помыслить маршруты, движение и те объекты, которые мы зачастую рассматриваем как проходящие — в лучшем случае, мелькающие за окном автомобиля. Кураторы выставки предлагают сместить фокус внимания с цели маршрута и его опциональных характеристик на возможность присутствия в движении и восприятия деталей, артефактов, странностей и истории тех мест, в которых не принято надолго задерживаться. 

В центре проекта — практика прогулки, которая реализуется в том числе в самой экспозиции, в процессе присвоения зрительского опыта. Способ переосмысления прогулки заявлен кураторами как «деконструкция». Это понятие разработано Жаком Деррида, представителем постмодернистского периода в истории философской мысли, и изначально употреблялось в первую очередь в отношении текста — это разборка на составные части, которая позволяет увидеть противоречия внутри целого, выявить несоответствия формы и предполагаемого содержания. 

«Деконструкцию» нередко путают с «демонтажем», с «разрушением», однако в таком случае весь смысл концепции рассыпается. Идея не в том, чтобы избавиться от познаваемого понятия или объекта, а в том, чтобы избавить его от стереотипного понимания. Большая радость или печаль этого философского проекта заключается в том, что окончательного результата не будет, важен сам процесс. Именно к этому процессу и подключаются создатели выставки «Точка 55.754630, 37.638530», пытаясь развить, оформить непривычные способы видеть передвижение в пространстве, которое в обычной жизни доведено до автоматизма и зачастую вообще не воспринимается как таковое. 

В экспозиции собраны работы художников, каждая из которых предлагает зрителю свою интерпретацию, свою траекторию деконструкции понятия «прогулка». Над выставкой работали авторы из разных городов, некоторые из которых занимаются осмыслением местного контекста (Байкал, Челябинская область), другие же выбирают пространственно-временные характеристики эстетического опыта (время, скорость восприятия, память). Выставка полифонична, в ней каждая работа на свой лад описывает, проблематизирует такие глоабльные понятия, как свобода, экология, историческая память. 

В экспозиции четыре раздела. Первый посвящен практике полевых исследований — здесь, например, представлена работа нонконформистской группы «Коллективные действия». Собранные во втором разделе работы фокусируют внимание на отношениях времени и движения, актуализируют вечный вопрос о границах человеческого восприятия. В третьем разделе рождается пространство для социального взаимодействия, а в четвертом работы обращаются к практике «дрейфа», к такой форме прогулки, которая обостряет чувство присутствия. 

И здесь еще одна занимательная историческая параллель. Практика «дрейфа» была разработана и концептуализирована группой художников «Ситуационистского интернационала» в конце 1950-х и в начале 1960-х годов. Художники занимались радикальной политизацией искусства (обстоятельно и доступно о них писала Александра Новоженова). Целью коллективного или сольного дрейфа для ситуационистов было построение такого маршрута в пределах города, который бы минимально зависел от инфраструктуры, от предзаданных направлений. Таким образом художники создавали свои собственные ментальные, или «психогеографические», карты свободного перемещения.

Однако ситуационисты отнюдь не были первооткрывателями «дрейфа». Еще в XIX веке этой практикой был увлечен бодлеровский «фланер». Таких примеров немало, но работают они по одному и тому же принципу: отсутствие цели позволяет обращать внимание на содержание движения. 

Так вот, кураторы выставки «Точка 55.754630, 37.638530», последовательно реализуя деконструкцию и практику дрейфа, выстраивают свободную экспозицию, в которой мы обнаруживаем следы, признаки другого места — соседнего переулка или небольшого участка земли где-то за Уралом. Структура экспозиции не предполагает определенного порядка движения. Галерея может стать точкой отсчета для собственного исследования или перенастройки, перефокусировки взгляда. В конце концов, впереди все лето, а это значит, что пришло время путешествий — приятных прогулок в переулках и вне сколько-нибудь урбанистических пейзажей. А по дороге можно прокачивать навыки наблюдения и смены фокуса. 

Проект «Точка 55.754630, 37.638530» выставочно-перформативный, а это значит, что организаторы подготовили большую параллельную программу к выставке. Следить за обновлениями можно на сайте или телеграм-канале галереи.

Точка 55.754630, 37.638530

5,0 Выставочно-перформативный проект о практике прогулки.
  • Потрясающе
  • 0 отзывов
5,0

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: