Время отбросить стереотипы и помыслить ландшафт как нечто содержательное, обладающее правом голоса и вмешательства в социо-культурную жизнь человека. В Музее Москвы до 21 августа открыта экспозиция под названием «Мыслящий ландшафт», центральная идея которой заключается в том, что обширные территории представляют собой не только фон, но и насыщенный архив, лейтмотив философской мысли и вообще фактор, определяющий наше состояние и нашу судьбу. Екатерина Чернова рассказала, как выставка работает с понятием археологии ландшафта, связанного с исследованием культурной памяти и идентичности.
Первая безошибочная ассоциация, связанная с российским ландшафтом — это его величина. Экспозиция в Музее Москвы предельно ясно зарифмована с образом колоссального пространства, наполненного воздухом. Выставка развернулась в просторнейшем помещении бывших провиантских складов, спроектированных в конце XIX века архитектором Василием Петровичем Стасовым; это каноничный памятник функциональной архитектуры образца позднеимперского российского классицизма.
Примечательно, что отдельные работы, представленные на выставке и созданные специально для этой экспозиции, вступают в диалог с архитектурными элементами, с их историчностью. Например, Николай Рындин использовал механизм парейдолии — это разновидность апофении, при которой обои с абстрактным рисунком обнаруживают в восприятии человека подобие фигуративных изображений. Художник включил в свою инсталляцию признаки постепенного руинирования на поверхности опорного столпа. Юрий Аввакумов создал работу, нарочито подчеркивающую масштаб помещения. Экспозиция в целом организована в согласии с трехнефной структурой внутреннего пространства здания, однако она не предполагает четкого следования определенному маршруту. Свободное перемещение здесь, как в и галерее на Солянке, становится лейтмотивом, формирующим и ритмизирующим уникальное зрительское восприятие.
Работы художников связаны с осмыслением ландшафта в разных контекстах. Например, скульптуры и живописные полотна Егора Плотникова раскрывают отношения наблюдателя и изображения через принципиальную ограниченность взгляда и восприятия; фигуры в его работах как бы растворяются в ландшафте. Отсутствуют. Работа художника Александра Бродского подчеркивает также ограниченность оптики, доступной человеческому взгляду — особенно в том случае, если он долго не обновлялся. Агентство сингулярных исследований (Анна Титова и Станислав Шурипа) создали своего рода пародию на региональный музей, претендующий на монополию в области передачи знания. Василий Кононов-Гредин представил образ тлеющего, редеющего наполнения русского ландшафта, который уже почти вышел из употребления, уже почти забыт.
Все работы, представленные в экспозиции, так или иначе связаны с особенностями национальной культуры и памяти, которые символически обозначены предметами быта — от атрибутов землянки до всевозможных достижений урбанизма. Образ бескрайней земли передает смутное сочетание безрадостного, отталкивающего, бесконечно длящегося опыта освоения пространства и трогательного, с рациональной точки зрения безосновательного романтизма, присущего русской культуре. С одной стороны, выставка передает критический взгляд на современность (контрасты столичного и регионального быта). С другой — экспозиция передает ощущение родства, тоски по некой исконности, ностальгически-трепетное отношение к недостроенным или неначатым объектам цивилизации. Таким образом, проект формирует целостный образ, который балансирует между утратой, неумолимым распадом и внутренней жаждой поэтичности, движения жизни на пустом месте.
Выставка «Мыслящий ландшафт», несмотря на внушительный масштаб и обилие произведений искусства в экспозиции, отнюдь не выглядит нагруженной информационно. Здесь можно фланировать часами, дышать, смотреть (этому способствует, в том числе, медитативный, уединенный в экспозиции видео-арт). Здесь нет объемных экспликаций, каждую работу сопровождают только основные сведения: автор, название, провенанс. Отсутствие обстоятельных пояснений отнюдь не мешает восприятию произведений, наоборот — оставляет видимым все самое главное. Произведения искусства предстают в открытом виде, им не предшествует обязательное прочтение экспликации. Однако при этом экспозиция проста в понимании. За это спасибо куратору Юлии Аксеновой, которая мастерски организовала этот неподъемный простор.