Выкса — небольшой город, построенный вокруг металлургического завода, который сегодня входит в группу «Объединенная металлургическая компания». В 2011 году в Выксе был запущен фестиваль российской современной культуры — по инициативе председателя благотворительного фонда ОМК Ирины Седых. До 2021 года фестиваль носил название «Арт-овраг», отсылающее к антропогенному характеру ландшафта в местном парке — именно здесь проводились первые фестивальные программы. Екатерина Чернова побывала в Выксе и написала репортаж о том, как прошел фестиваль в 2022 году.

Кураторская группа фестиваля определяется на три года. В этом году артистическим директором фестиваля стал Федор Павлов-Андреевич — в прошлом телеведущий, ныне куратор, перформансист и театральный режиссер. По его инициативе «Арт-овраг» переименован в «Выкса-фестиваль», хотя привыкшие местные жители зовут его по-старому. Новое название прочитывается шире, указывает на то, что в фокусе программы не столько художественные практики, сколько современная культура и повседневная жизнь горожан и сельчан. Этот принципиальный поворот отвечает современной тенденции междисциплинарных теорий и практик в культуре. Сегодня искусство выводится за рамки чистого художественного творчества и все чаще переплетается с новыми технологическими и социальными инициативами. Программа «Выкса-фестиваля» целиком построена на смещении фокуса к интеграции и инклюзии. Действительно, в рамках персональной программы я встретила всего одну работу, которая вписывается в привычный конвенциональный образ искусства как живописного полотна на белой стене в интерьере галереи — это работа Эрика Булатова «Черный вечер. Белый снег» (2020).

День первый

Фестиваль начинается уже в пути, который после нижегородской трассы становится все увлекательнее с каждым поворотом. Самая первая достопримечательность путешествия в Выксу встретила меня на муромской окружной дороге — эстетически безупречный вантовый мост через Оку. Вокруг — удивительная природа, которая одновременно напоминает прибалтийское побережье и крымско-турецкие леса: здесь повсюду сосны, в жару очень легко дышится. 

Вообще, в Выксе очень чисто. В самом центре города на берегу Верхневыксунского пруда есть небольшой пляж с чистейшей пресной водой. Обнаружить брошенную бутылку в парке мне не довелось. Отчасти этим порядком (даже если он соблюдается только в летние месяцы) город обязан организаторам фестиваля. 

Программа первого уикенда началась с визита в один из цехов Выксунского металлургического завода, на территории которого располагаются несколько масштабных объектов искусства. В первую очередь, здесь самый большой в Европе уличный мурал, площадью около 10 тысяч м² – работа Миши Моста «Эволюция-2», созданная в рамках фестиваля «Арт-овраг» в 2017 году. Еще одна крупная достопримечательность завода — работы Эрика Булатова «Стой — Иди» и «Амбар в Нормандии» 2020 года. Также на территории располагается одна из множества характерных башен Шухова. Посещение было организовано в формате экскурсии: о прокате железнодорожных колес и о произведениях искусства нам поочередно рассказывали сотрудники завода. Один из них описал впечатляющую церемонию открытия работы Булатова, которая была обращена в перфоманс под названием «Машинная рапсодия»: поздним вечером художник торжественно выехал на поезде из ворот трубоэлектросварочного цеха, осветив расписанные стены. 

Мне же с экскурсией досталось не менее впечатляющее зрелище, которое можно сравнить с перфомансом — изготовление железнодорожных колес. Казалось бы, эпоха футуризма, запечатавшего индустриальный прогресс и художественное творчество в единое целое, давно прошла. Однако зрелищная составляющая процесса продолжает использоваться в так называемом «индустриальном туризме», во всем мире развивающемся почти так же резво, как культура реновации бывших заводов и превращения их в крупные музеи современного искусства. 

День второй

Второй день моего выксунского уикенда начался с иммерсивного спектакля «Карамзин. Театр в деревне» в ДК «Речник» Шимильского поселения. Постановка режиссерки Алины Насибуллиной и художници Ваней Боуден основана на верлибровом романе Елены Петрушевской, который был написан по ту сторону Оки и уже не первый раз фигурирует в программе фестиваля. Исполнители — дети из местного реабилитационного центра. Главные герои — местные жители и их печальные истории, которым вторят интерьеры ДК. Надписи на стенах, включенные в перформативное действие спектакля, протекающая крыша, скрипучие двери. К концу действо переносится на берег Оки, по волнам которой движется плот с развернутым транспарантом, подводящим итоги нелинейного действия спектакля высказыванием: «так мелко, но так любимо». Кажется, это тот редкий случай, когда спектакль больше запомнится актерам, чем зрителям. 

В продолжение смотра инклюзивной фестивальной инициативы мы навестили «Студию раз» в самом центре города. Здесь местные жители работают над сайт-специфическим проектом — гигантским полихромным панно из переработанного стекла. Ведет проект и готовит эскизы, по которым потом выкладываются мозаичные композиции, Катя Бочавар, московская художница и кураторка. Небольшие фрагменты будущего монументального произведения — это способ не только включить в процесс преобразования города местных жителей, но и важная инициатива поддержания экологии региона: материал для работы представляет собой вторсырье, битые бутылки из-под минеральной воды, «Мартини» и водки «Пять озер». Это удачный пример делегирования художественной практики с целью объединения единомышленников и увеличения объема вторсырья, преобразуемого в произведение искусства. 

Моя персональная программа в Выксе была насыщена перформативными и музыкальными событиями. Самое крупное и впечатляющее — концерт петербургской команды «Shortparis», которая работает на стыке традиционной и ультрасовременной музыкальной культуры, а также практикует хэппенинг, перфоманс и акционизм. На мой взгляд, работа «Shortparis» — это актуальный Gesammtkunstwerk, произведение искусства, в котором сосуществуют пластика, инструментальная музыка, поэзия, лайт-арт, перфоманс и акционистская провокативность. Это удивительное действо развернулось в центре выксунского автобусного парка. Стоило ожидать, что водители будут принимать непосредственное участие в событии. 

Сцена, вокруг которой собрались три тысячи зрителей, была расположена на крыше автобуса. Зрительный зал очерчен грубым строительным забором, по периметру которого были расположены несколько платформ — с началом действа на них вышли столяры и сварщики, которые на протяжении всего концерта не прекращали работать (эффектно). Концерт начался с гимна Нижегородской области: под запись вокала и симфонической музыки автобусы двинулись вокруг зрительного зала. Команда «Shortparis» в этот момент уже стояла на сцене, выжидая. Из автобусов местные жители приветствовали гостей фестиваля под громкие гудки. Затем парадная колонна распределилась по периметру, автобусы осветили пространство вокруг сцены. И только после этого начался концерт «Shortparis». В придачу в зале под открытым небом были расположены экраны, на которых прокатывали документальные кадры и интервью с местными жителями. Таким образом, концерт, на который сложно попасть даже в Москве, а жители Выксы могли пройти совершенно бесплатно, стал динамическим и идеологическим апофеозом программы фестиваля. 

День третий

Утром фестиваль начался с «Хорохода»: прямо в городе голоса Сводного выксунского хора воспевали ключевые адреса по партитуре, расписанной Александром Маноцковым. Произведение под названием «Vox Populi» композитор сочинил специально для фестиваля — с учетом аудиального ландшафта. Я стала свидетелем той части «Хорохода», которая развернулась за прилавками центрального рынка. 

Под конец уикенда мне удалось посмотреть город, исследовать те артефакты, которые сохранились с предыдущих лет фестиваля. В центральном парке сконцентрировано наибольшее количество арт-объектов, многие из которых совмещают эстетическое и функциональное назначение — как минимум, на них можно посидеть. Например, инсталляция «Выкса» 2015 года, созданная целой артелью архитекторов, служит опорной точкой рекреационной системы города. Ротондальная конструкция «Павильона будущего» (2019) бюро «Новое» служит местом рекреации и эффектных свадебных фотографий. А напротив входа в центральный парк построена «Арт-остановка» (2018) по проекту архитектурного бюро «Дружба». 

В соседнем парке в 2018 году появилась работа стрит-арт художника Тимофея Ради «Все это не сон». Конструкция из светящихся букв, закрепленная на стволах высоких сосен, была задумана как воодушевляющая интеграция в заброшенную лесную чащу в черте города. Но за несколько лет здесь действительно вырос парк — с велодорожками и площадкой для скейтбордистов. А у подножия работы Ради были навешаны гамаки, в которых можно лежа разглядывать сосны в тусклом свете и размышлять. 

В городе огромное количество произведений настенной графики. Меня больше всего впечатлила работа группы художников, которую я заприметила на выезде из центральной части города — проект называется «Парковка» (2013) и расположен напротив автосалона. Художники изобразили нечто наподобие кладбища автомобилей (что особенно актуально в условиях региональных дорог). На мой взгляд, это критическое высказывание, адресованное системе потребления нового, которая хронически и весьма успешно стремится заместить собой усовершенствование старого. Показательно, что граффити дожил до этого года в печальном состоянии. 

Здесь есть работы с драматичными историями. Например, проект росписи торца дома в микрорайоне Жуковский, выполненный в 2012 году художником Пашей 183 — «Сказка о потерянном времени». Художник спустя год скончался, а работу закрыли утеплителем — по той причине, что щели между бетонными плитами стали пропускать ветер зимой (кстати, на старых фотографиях видно, что часть стены собрана из характерных фрагментов бетонного забора: признак вынужденной изобретательности). Но в 2020 году мальчик с часами, в которых вместо кукушки камера наблюдения, все-таки был полностью восстановлен.

Эти и многие другие работы отнюдь не обеспечивают процветание всего города, однако создают прецедент, вносят такой импульс, который может быть продолжен и который в конце концов преобразует и эстетизирует повседневность горожан. Большинство упомянутых арт-объектов вошли в фестивальную программу экскурсии «по углам», которую проводили местные жители — старожилы и даже школьники, достойно державшие аудиторию. 

Подведение итогов первого уикенда

Мое прощание с Выксой было отмечено совместным концертом СПБЧ и вокальной группы N’Caged. Действие развернулось в зале спортивного комплекса «Металлург», сцена была установлена таким образом, что зрители расположились вокруг нее, сидя на полу. Лирика, музыкальная гармония, легкие воздушные декорации — все это создавало атмосферу взаимопонимания и сочувствия друг к другу и ко всем тем, кто лишен права выбора. Концерт назывался «Тайна», так что я не стану описывать его слишком подробно. 

Выкса-фестиваль в этом году проходит под манифестом междисциплинарной, предельно открытой (насколько сегодня это возможно) формы культуры, которая способная осмысленно включать в себя как элитарные, так и массовые объекты и феномены. Организаторы сделали акцент на инклюзивной и перформативной практике, на взаимодействии с местными жителями и организациями. Поэтому каждый художественный проект так или иначе взаимосвязан с городской и деревенской культурой. Вместо «искусства ради искусства» фестиваль создает относительно крохотную, экспериментальную модель «искусства для людей». И хотя эта модель нуждается в доработке и находится на стадии формирования (не только в Нижегородской области, но и во всем мире), опыт выксунского фестиваля как региональной инициативы имеет существенное значение для трансформации и разгерметизации искусства. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Данте