В пространстве Музея Москвы открыта персональная выставка Гёнсу Ана — южнокорейского художника, который работает с изображениями привычных городских ландшафтов. Музей архитектуры им. А. В. Щусева приглашает на проект петербургской художницы Наталии Спечинской, в основе которого лежит идея исторической преемственности художественных традиций, а галерея «Наковальня» открывает выставку Александра Крылова. Пройдет и несколько концептуальных экспозиций — «Вещи» в галерее «АРТ4», путешествие между философиями Запада и Востока в Jart Gallery и исследование идеальных природных сообществ в ГРАУНД «Ходынка». Об этих и других выставках августа рассказала Екатерина Чернова.
The medium is the massage
Персональная выставка Гёнсу Ана в пространстве Музея Москвы представляет собой продолжение долгосрочного проекта галереи «Триумф», в рамках которого в Москве экспонируются художники из Южной Кореи. Название проекта «Einekleinenacht» отсылает к знаменитой серенаде Моцарта. Художник работает с изображениями привычных городских ландшафтов. В его работах ночная визуальная среда — отпечаток действительности, подобный глубоко личному воспоминанию, которое искажается с течением времени.
С 5 августа в музее архитектуры им. А. В. Щусева открыта выставка «Интеграция» петербургской художницы Наталии Спечинской, подготовленная совместно с галереей «К35». В основе проекта — идея исторической преемственности художественных традиций. Художница обращается к искусству старых мастеров, выявляя сквозные композиционные и драматические принципы, которые объединяют современное искусство и его историю. Особое внимание художница уделяет медиум-специфичности традиционных видов искусства.
Новая выставка недавно открывшейся галереи «Наковальня» — персональный проект Александра Крылова. Художник размышляет об истоках и утраченных значениях понятия «сила», используя различные медиа, характерные средства выразительности и нетривиальные способы экспонирования.
Галерея «Ruarts» представляет персональную выставку скульптора и мастера реставрации дерева Михаила Балана. Автор работает с редкими породами дерева и создает пластические объекты, взаимодействуя с материалом, выявляя его глубинные импульсы и характеристики. Художественная концепция Балана сформирована под влиянием восточной философии, что во многом послужило основанием для кураторского проекта Сергея Хачатурова.
Поиски контакта
«Нефиолетовая выставка / nonviolentexhibition», посвященная проблеме домашнего насилия, открыта в галерее Cube.Moscow. Двойное название объясняется двойным смыслом: в ряде европейских языков слово «фиолетовый» ассоциируется с синяками, а в русском — с наплевательством. Этот проект — инициатива Ольги Симоновой и шаг навстречу отказу от табуирования темы домашнего насилия.
Новая версия выставки «Настройки», которая стала компромиссным решением в условиях невозможности реализации прежней программы ГЭС-2, открыта в пространствах институции. Аудиоинсталляции дополнены визуальными объектами. Экспозиция разделена на четыре части, в каждой из которых прослеживается отдельный этап в истории искусства, связанный с отказом от реалистического изображения и поиском новых средств выразительности.
В галерее Граунд Солянка открыта выставка Негосударственного Нерусского Музея (НеНеМу), камерного выставочного пространства, которое было открыто в 2019 году художниками Александром Дашевским и Рубеном Монаховым. Отличительная черта всех выставок, прошедших в НеНеМу в период локдаунов — экспериментальный подход к экспонированию произведений и возможность личного общения с автором. На выставке в Граунд Солянке собраны работы из прошедших экспозиций и архивов НеНеМу.
Выставка «Опыты человеческой изоляции» в Новом крыле Дома Гоголя возвращает к допандемийному представлению об одиночестве. Уже переработанное взаимное отчуждение вновь приобретает резкость — таким образом, художники и кураторы напоминают о том, что изоляция, переставшая быть новостным поводом, неизменно актуальна. Над проектом работали выпускники Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММСИ.
Персональная выставка Янины Болдыревой «Черный календарь» открыта в галерее «Триумф» до конца августа. В генетике монохромной, постапокалиптичной эстетики работ художницы — следы научно-технического прогресса на территории за полярным кругом, литературные произведения Платонова и братьев Стругацких. Центральный образ — тотальная неизвестность. В качестве основы для графики Янина использует продукты нефтепереработки, символически подчеркивая остроту проблематики.
«Конец беззаботности. Четыре предложения для радикальной заботы» — четыре проекта, выставка выпускников кураторской программы Московской школы современного искусства в галерее «Ucontemporary». В названии увязана тема учебного года и мировой социально-экономический контекст. К выставке подготовлена параллельная образовательная программа.
Культуры
В рамках «Фотобиеннале-2022» в Мультимедиа Арт-музее открыта выставка легендарного фотографа Сергея Борисова «Сказка о потерянном времени». Представленные в экспозиции кадры — это документы эпохи, в которых запечатлены не только современники, но и характерный образ мышления и история открытия железного занавеса. На выставке в МАММ также представлена часть почти неизвестных видеоархивов фотографа.
Персональная выставка сирийского художника Низара Сабура «Жизнь не умирает» открыта в музее Востока. В живописной манере Сабура прослеживаются влияния традиционной эстетики, однако тематика отдельных работ и циклов связана политическим и социальными событиями последних лет. Художник работает с травматичной современной историей, сохраняя при этом надежду на светлое будущее.
Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Чувство дома», в которой учувствуют работы 12 фотографов. Экспозиция раскрывает образ «дома» через эмоциональные воспоминания, фрагменты привязанностей. Куратор Нина Гомиашвили объединила фотоснимки в пяти разделах, каждый из которых посвящен определенной ситуативной коннотации понятия «дома».
Концептуальные проекты
Выставка «Вещи», продолжение одноименного проекта петербургской галереи «AnnaNova», представлен в галерее «АРТ4». В основе экспозиции, в которой представлены более 60 произведений — частные коллекции Дениса Химиляйне и Сергея Лимонова. Куратор Алексей Масляев исследует влияние субъективного выбора и вкуса на формирование частной коллекции, которая в последствие становится одним из ключевых свидетельств эпохи. Выставка раскрывает феномен коллекционирования как особый тип культурного поведения.
Галерея на Ходынке и куратор Елена Ковылина представляют выставку «Идеальные сообщества» — проект на пересечении науки и искусства. В экспозиции представлены состоявшиеся модели трансвидовых отношений. Проект представляет собой концептуальное критическое высказывание в адрес устойчивых, малоподвижных институциональных отношений внутри арт-сообщества.
В галерее «Jart» открыта выставка «Ни малейшего признака торопливости», посвященная различиям и сходствам традиционной восточной и западной философии. Название отсылает к характерному для культуры Востока способу восприятия времени, однако работы затрагивают широкий спектр вечных вопросов — о душевном равновесии, о наслаждении жизнью, о субъективности.
Музей русского импрессионизма представляет оригинальную выставку «Точки зрения»: куратор и главный хранитель музея предлагает сопоставить портреты и автопортреты хрестоматийных художников. На примере экспонируемых работ можно увидеть, насколько саморепрезентация отлична от взгляда со стороны. В сопровождение выставки составлена лекционная программа.
Лето
Выставка «Лето» в галерее «Крокин» открыта до середины сентября. Организаторы обращаются к феномену цикличности человеческой жизни, к представлению о летнем завершении календарного года и обнаруживают параллели между сменой сезонов и социо-культурным контекстом. В экспозиции представлены работы Леонида Тишкова, Александра Пономарева, Алексея Политова и Марины Беловой и других художников. Вход в галерею по предварительному звонку: +7(964)564-03-03.
В выставочном зале музея-усадьбы «Архангельское» представлен проект «Сады искусств. Метаморфозы», подготовленный к открытию Ботанических оранжерей. Традиционные сюжеты и формы, знаковые для исторических эпох, переплетаются между собой и с работами современных художников. Через взаимодействие природных и антропогенных факторов выставка определяет сквозные образы, объединяющие культуру и образ мышления ранней индустриальной и современной информационной эпох.
«Новая красивая выставка» в Медиацентре Зарядья — сквозной проект, посвященный четырем сезонам. Центральным мотивом летней выставки стали детские воспоминания о каникулах. Работы, собранные в экспозиции, отсылают к опыту первых поисков знаний о природе, к детскому досугу, к блаженной беспечности, у которой, однако, есть и темная сторона. Естественная эстетика переплетается с феноменами памяти, искажениями, впечатлениями. Экспозиция в первую очередь апеллирует к чувственному аспекту восприятия.