В ЦТИ «Фабрика» проходят сразу два проекта художника года по версии Cosmoscow Валерия Чтака — персональная выставка «ПГТ» и кураторский проект «30.000». Галерея Ruarts приглашает на многочастный проект современной медиахудожницы Дианы Капизовой — «Бесконечное эхо ракушки». Центр Вознесенского проводит масштабное исследование оттепели, а музей архитектуры имени Щусева осмысляет наследие Константина Мельникова. Выставки октября собрала Екатерина Чернова.
Современное икусство
Художник Василий Кононов-Гредин, один из главных представителей молодого искусства, представляет персональный проект «Семь язв семи ангелов» в галерее «Арт4». В экспозиции художник стремится создать, собрать из частностей и предельных абстракций образ понятия, божественный образ, созданный человеком. Художник исследует судьбу этого образа в XXI веке. Название выставки отсылает к «Откровению Иоанна Богослова».
В ЦТИ Фабрика представлен кураторский проект Валерия Чтака, художника года по версии Cosmoscow. Выставка «30.000» собрана из работ молодых художников — Верники Актановой, Элины Марусовой, Саши Пучковой, Никона Филиппова, Евгения Уваровского. Проект актуализирует самые разные проблемы и тематические сборки — от неолиберальной экономики и проблемы женского в современном обществе до переосмысления научных данных и размывания границ между человеком, природой и техникой.
Параллельно в ЦТИ Фабрика идет персональная выставка Чтака — ПТГ или «Поселок городского типа». Экспозиция представляет собой масштабную живописную инсталляцию, с интеграцией текстовых сообщений. По словам самого художника, тексты в его работах не нужно расшифровывать: суть их в том, что прочесть можно, а понять — никак.
Галерея «К35» представляет проект «Жатва». Выставка отражает тематический спектр, связанный с осенним сезоном — подведение итогов, сбор урожая. В работах современных художников, представленных в экспозиции, естественная природа превалирует над всеми плодами цивилизации — фокус, точка отсчета для определения ценностных ориентиров постепенно смещается.
Персональный проект Миши Бурого представлен фондом Ruarts. Художник создает. антропоморфные скульптуры из всевозможных отходов производства. В своих работах он придерживается следующего нарратива: люди живут в безжалостном мире, они могут в любой момент лишиться всего, этим они напоминают главного героя книги Иова. Образы рождены из праха, отходы уже не противопоставлены нашему укладу жизни как нечто чуждое, но включены в основные формы, конституирующей этот уклад.
Молодые художники и эксперименты
До 15 октября в галерее XL на Винзаводе идет «Самая плохая выставка на свете», рекомендованная категории 18 плюс. Это проект художественного объединения «Красный кружок», курируемого Авдеем Тер-Оганьяном. Молодые художники обращаются к образу посредственного искусства, используют дадаистский принцип острой, неприглядной пародии. Проект вызывающий, однако предельно понятный и способный задать несколько иной тон частному представлению или дискурсу об искусстве.
Выставка Дмитрия Шабалина открыта в PA Gallery в пространстве Cube Moscow. Художник работает с образами неустойчивой, преобразуемой материи, создавая инопланетные формы из различных узнаваемых бытовых отходов. Центральная идея его практики — органическая целостность, отсутствие границ между объектами и формами, всеобщий импульс к метаморфозам.
Фонд Ruarts представляет выставку Дианы Капизовой, молодой художницы, которая работает в мультимедийных формах и исследует феномены воспоминаний, снов и фнтазий. «Бесконечное эхо ракушки» — это многочастный проект, в центре которого проблемы эскапизма и утраты ориентиров, границ между реальным и воображаемым.
Живописный фриз художника Артема Суслова в галерее «На Каширке» — проект, помещенный по внешнюю среду. Живописные формы постепенно разрушаются под воздействием естественных факторов. Тем самым художник актуализирует проблему длительности, времени существования произведения искусства и исследует возможности «со-авторства» с естественными преобразованиями.
Неклассическое в СССР
Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку авангардного искусства «Мир как беспредметность». В экспозиции можно проследить историю зарождения нефигуративного искусства, увидеть его истоки и центральные импульсы. Опорой этого выставочного проекта стал частный опыт Казимира Малевича и его теории и практики абстрактного искусства.
В галерее на Песчаной проходит выставка «Эстамп. Под давлением», посвященная художественным практикам в формах тиражной печати. В экспозиции представлены графические серии, а также наглядные «инструкции», способы создания различных видов печатной графики. Отдельное внимание кураторы уделили традициям ВХУТЕИНа, Высшего художественно-технического института, который функционировал в начале прошлого века и был вновь открыт недавно, в 2014 году.
В галерее «Ковчег» представлена выставка Натальи Оганесян «Сбылось и не сбылось». Имя художницы, причастной к движению нонконформизма в СССР, известно узким специалистам. Организаторы выставки стремятся запустить процесс реактуализации ее наследия.
Галерея «Краснохолмская» представляет выставку «Интуиции грядущего мира» — история самых нетривиальных футуристических проектов XX века. В экспозиции представлены проекты художников, фотографов, кинематографистов и архитекторов, возлагавших большие надежды на технологии будущего. Визуальный контекст выставки, сформированный под влиянием постправды и климатического кризиса, был подготовлен современными молодыми художниками.
Выставка-конструктор «Центр исследований оттепели» открыта в центре Вознесенского. Это первая часть экспериментального проекта-лаборатории, в котором зритель может проводить собственное исследование, делать открытия. Текущая экспозиция состоит из трех частей, посвященных графике периода оттепели, художественному андеграунду и неочевидным образным параллелям, характерным для советского нонконформизма.
К столетию художника Льва Крапивницкого Третьяковская галерея представляет масштабный персональный выставочный проект. В экспозиции собраны абстрактные работы художника, одного из представителей советского нонконформизма. Крапивницкий работал вопреки главенствующей эстетике и идеологии, исследуя ограниченный, сдержанный колорит как возможность создания актуального экспрессивного живописного языка.
Смешанные медиа
Персональный проект «Я слышу тебя» современного художника Сергея Филатова, подготовленный совместно с галереей «Триумф», представлен в Московском музее современного искусства. Экспозиция, в которой представлены звуковые скульптуры, кинетические инсталляции и музыкальные инструмент, приглашает зрителя сфокусироваться на звучании, на тонких невидимых деталях, формирующих среду.
Один из крупных, но не слишком известных архитекторов эпохи авангарда Константин Степанович Мельников в фокусе исследователей и кураторов музей архитектуры им. Щусева. В новой экспозиции представлены архитектурные проекты, живопись графика архитектора, художника и педагога, оказавшего большое влияние на ход истории искусства. Выставка, посвященная фигуре Мельникова и приуроченная к его 130-летию, была запланирована на 2020 год, однако не состоялась в условиях пандемии.
Новая версия проекта «Настройки», которая стала компромиссным решением в условиях невозможности реализации прежней программы ГЭС-2, открыта в пространствах институции. Аудио-инсталляции дополнены визуальными объектами. Экспозиция разделена на четыре части, в каждой из которых прослеживается отдельный этап в истории искусства, связанный с отказом от реалистического изображения и поиском новых средств выразительности.
История
В музее архитектуры им. Щусева открыта выставка «Чувство Рима. In Memoriam Иван Тучков». Этот проект посвящен работе искусствоведа Ивана Тучкова (1956-2018). Город Рим в опыте искусствоведа, художника или любителя искусства вот уже триста лет является точкой отсчета, мерой классического европейского искусства. В экспозиции музея архитектуры можно увидеть проявления этой традиции в частном опыте.
ГММИ представляет первую часть проекта «Котел алхимика», раскрывающего связи теории и технологии искусства на примерах редких исторических практик и современных произведений. В экспозиции «Осязательный взгляд и незрительное восприятие» визуальное искусство представлено в нетривиальном ракурсе, задействующем комплексное восприятие и воображение. На выставке можно увидеть редкие объекты из коллекции музея, а также из частных собраний.