«Это надо видеть!» – призывает плакат на фасаде ГМИИ. Пушкинский музей совершил настоящий ребрендинг – открыл новую постоянную экспозицию, добавив в нее 180 новых работ, перекрасил стены и предоставил огромную территорию для Древнего мира. И это действительно стоит увидеть.

После того, как из основного здания с колоннами на Волхонке все картины XIX века (включая знаменитых импрессионистов вкупе с Гогеном и Ван Гогом) перенесли в отдельный корпус, освободилось место под классику. ГМИИ затеял масштабные преобразования – ведь не за горами 100-летний юбилей, который обещают мощно отметить в 2012 году (благо, в попечительский совет возглавил Дмитрий Медведев). Так или иначе, от учебного музея слепков, созданного в начале ХХ века профессором Иваном Цветаевым, Пушкинский уверенно дрейфует в сообщество главных мировых хранилищ подлинников. ГМИИ уже почти приблизился по статусу к Эрмитажу.

Итальянцы в России
Оценить нововведения стоит уже сегодня, в тот самый момент, пока еще работает выставка, приуроченная к «Декабрьским вечерам». Вот он – идеальный музейный набор конца ХХ – начала XXI века. Во-первых, эксклюзивный колор стен для каждого зала: у итальянцев – красный, у французов – серовато-синий. Звенящий мрамор – у греков, сумрак у древних египтян. Во-вторых, картины и экспонаты перестали «жаться» друг другу – у многих появилось точечное освещение. Особенно это заметно в зале, где выставлены шедевры эпохи Возрождения. Раньше в этом месте показывали древнегреческое золото, раскопанное немцем Шлиманом. Сегодня в центре красуется портрет кардинала кисти Тициана (раньше, кстати, он приписывался другому художнику), а по сторонам от него итальянские алтари от раннего XV до позднего XVI веков.

Свое новое место нашел златовласый «Святой Себастьян», написанный любимым учеником Леонардо да Винчи Больтраффио. Рядом с ним задумчивая «Мадонна», созданная Перуджино, любимым учителем Рафаэля. И вот теперь по соседству оказалось еще никогда не выставлявшееся «Оплакивание Христа» Бартоломео Бонаша начала XVI века.

Понятно, что нового Рафаэля или Рембрандта достать откуда-нибудь из запасников было просто невозможно. Поэтому среди свежих картин звучных имен мы не найдем. Но зато стало возможно показать полотна Рембрандта в окружении его современников. Явно прибавили в весе итальянцы XVII-XVIII веков. Появились подлинные образцы немецкого средневекового искусства.


Античная красота
Однако самые главные открытия нас ждут по части Древнего мира. Ему – то есть цивилизациям Египта, Греции и Рима – теперь отдано целое крыло. Именно туда и отправили «Золото Шлимана». Раньше древнегреческую и римскую классику посетители изучали по муляжам на втором этаже музея. Спешим успокоить – повторения скульптур Парфенона, разного рода статуи богинь любви и богов войны так и остались стоять на своих местах. Но теперь экскурсоводы могут с гордостью проводить вас в две особые комнаты.

В одной в центре красуется уникальный римский саркофаг с рельефами дионисийских мистерий (особенно хороши танцовщицы). Здесь же шикарные вазы с краснофигурными и чернофигурными изображениями, множество статуэток, черепков. На одном из сосудов есть даже неприличная сцена – попробуйте отыскать сами. В следующем зале – то, что найдено при раскопках античных поселений на Таманском полуострове. Опять черепки и любопытные рельефы. Во всяком случае, теперь есть возможность оценить реальный греческий мрамор.

При том, что ГМИИ стремится быть местом не только музейным, но и светским, ему и до сих пор не хватает нескольких «мелочей», которые бы поставили его в ряд с мировыми звездами. Например, хорошего выставочного пространства. Временные экспозиции по-прежнему ютятся на колоннаде. Или достойного книжного и сувенирного магазина: лучшее, что сейчас можно приобрести на прилавке – каталог с крошечными картинками. И, наконец, модного кафе.

Кажется, все это и впрямь житейские мелочи в сравнении с вечностью. Но от них многое зависит. Впрочем, как заверяет директор Ирина Антонова, обновленная экспозиция – полдела, к 2012 году нас ожидает целый музейный город.