За полтора года существования центр современного искусства «Винзавод», где в одном пространстве можно не только ознакомиться с работами самых модных и актуальных российских художников, но и купить их произведения, вопреки ожиданиям скептиков не скатился в чистую коммерцию и не превратился в далекий от народа оплот художественного андеграунда.
Обещания кураторов придать заводской территории «достойный вид» заставили боязливых людей предположить, что «Винзавод» ждет ужасное, с одной стороны, а с другой (это как посмотреть) – вполне себе прекрасное будущее. Вполне возможно, что задуманное как «русское Сохо» галерейное пространство со временем мутирует в новую цитадель роскоши, где выставочные залы уступят место элитным бутикам.
Однако на сегодня опасения кажутся преувеличенными. Запах денег на территории бывшего завода, на западный манер переделанного в центр искусства, ощутим, но буржуазный пафос и свойственная художественному быту демократичность уживаются, насколько это возможно, полюбовно. Символом этого союза может служить недавно установленный во дворе под видом памятника «запорожец». Трогательный пасынок советского автопрома пережил радикальный ребрендинг. Автомобиль покрыт искусственным зеленым дерном на манер лужайки, а внутренности салона, в сумерках освещаемого изнутри, обиты кожзаменителем ядреного золотого оттенка. Выкрашены под золото и колпаки на колесах. При всей нынешней невероятной красоте, машина, говорят, на ходу.
Периодически на «Винзаводе» бурлит не только художественная, но и светская жизнь. На мероприятиях типа открытия выставки «Верю» (самого, пожалуй, громкого проекта центра), модных показах или спектаклях бывают лучшие люди города в лице, например, Ксении Собчак и ее друзей.
Победа гламура
Принадлежащая Нине Гомиашвили галерея «Победа» заслуженно слывет заведением пафосным и основательным. Завершающаяся выставка «Мишель Конт: Модные и вечные. Русский драйв in Vogue» стала одним из самых гламурных событий сезона. Серия портретов узнаваемых русских женщин швейцарского фотографа Мишеля Конта, созданная для русского Vogue, позволила увидеть среди двенадцати отечественных знаменитостей, к примеру, голую Оксану Акиньшину с татуировкой или телеведущую Татьяну Арно. Кстати, в галерее можно приобрести со вкусом подобранные фотоальбомы. Кураторы «Винзавода» надеются, что данное направление бизнеса как-то разовьется, и на территории центра в скором будущем появятся книжные лавки.
Искусство для народа
В будни выставки посещают и совсем на вид далекие как от актуального искусства, так и от мира гламура люди. В вечерней полутьме меж цехами мечутся две немолодые женщины с дорожного вида сумками: «А где здесь Березовский с Ющенко?!» Имеется в виду представленная в галерее Марата Гельмана выставка творческого тандема «Синие носы» «Голая правда/Современная история глазами обывателя». Грамотный пиар «Синим носам» обеспечил министр культуры Соколов, со скандалом не пустивший на выставку «Соцарт. Политическое искусство в России» в Париж фотоколлажи, где люди, похожие на Януковича, Березовского, Саакашвили и принцессу Диану запечатлены в затейливых компиляциях, навеянных эстетикой софт порно.
Так что народ прет. Не как на Глазунова в «Манеж», но все ж таки.
Почти живопись
В недавно открывшейся галерее «ФотоЛофт» можно приобрести авторские снимки главным образом молодых, но востребованных фотографов, чьи работы объединены в серию «Взгляды на жизнь». И жизнь, и взгляды закономерно разные. Тут и пейзажи, и девушки, и сильно контрастирующий на фоне девушек голый жирный музыкант, пытливо заглядывающий внутрь зажатой между ног трубы (работа называется «Блин, где-то же была заначка!»). Мужчина оценивается в 10 000 р. Уверенность, что за произведение, сделанное не руками и не Хельмутом Ньютоном, действительно надо платить как, скажем, за нарядную картину маслом в переходе у ЦДХ, в обывателя должны вселять сопроводительные таблички. На них указано количество копий снимка и номер представленного оттиска. Если все-таки очень хочется типа картину, то тут же висит сделанный фотографом Катей Белкиной портрет девушки на диване. И внешним видом, и даже фактурой он чрезвычайно напоминает живопись, а потому, видимо, и оценивается в 120 000 р.
Мастера стиля
На «Винзавод» подтянулись не только главные московские галеристы, но и художники, обустроившие здесь свои мастерские. Обучением специалистов по схожему, в общем, профилю промышляет школа стилистов «Персона», занимающая половину второго этажа главного здания. Зал красив и светел, а интерьером напоминает неприлично богатую советскую парикмахерскую. С прихотливыми люстрами и изготовленными, кажется, из папье-маше огромными головами египетской царицы Клеопатры вместо полинявшего портрета артиста Костолевского. В том, что русское искусство стиля не умрет, когда Сергей Зверев окончательно уйдет петь, можно быть совершенно уверенным. Выпускники очередного курса выстраиваются у стенда сфотографироваться на память, а офис-менеджер деловито сообщает кому-то по телефону: «Обучение четыре месяца. Стоимость 45 тысяч р». Есть основания предположить, что на излете «нулевых» годов Россия ощутимо пополнится начинающими стилистами – как юристами-новичками в 90-е.
Золотая калоша
Вообще же стратегический компромисс, призванный безболезненно породнить старое и новое, условно гламурное и намеренно маргинальное, ощущается практически повсеместно. В холле у витрин fashion-бутика Cara&Co заинтересованно кружит крупная рыжая собака. Ее отчетливо дворовое происхождение компенсируют ошейник, на диво ухоженный вид и такт, не позволяющий дразнить чувства охранника и соваться внутрь магазина. Фотографов туда тоже не пускают. Тем самым, очевидно, оберегается эксклюзивность товара. Владельцы Cara&Co обоснованно бравируют тем, что многие вещи из ассортимента имеются в Москве в одном экземпляре. Глядя на винтажного покроя платье, стройнящее и без того хрупкий стильный манекен, конституцией и цветом напоминающий ценный музейный скелет, в это верится. Неподалеку представлены кеды серебряной и золотой, как чехлы в «запорожце», расцветки. Таких кедов в столице явно не одна пара, и цена в 11 000 р. после некоторого пребывания в бутике начинает казаться вполне разумной. В магазине не людно, да и вообще не связанное с искусством торговое дело, робкими ростками пробивающееся на «Винзаводе», пока никак не назовешь бойким. В располагающейся неподалеку от Cara&Co дизайн-студии интерьера «Нордтекс Хали» можно заказать и приобрести, например, «курительную комнату для офиса». Хотя перспективы данного продукта в городе, где во всех пристойных конторах курильщиков нынче принято только что не метлой отправлять курить на свежий воздух, туманны.
Россия будущего
Будут ли удивительные курительные комнаты все-таки востребованы – непонятно, благо будущее, и частное человеческое, и современного искусства, и, к примеру, редких пород осетровых, – есть темный лес. В случае с «Винзаводом», где чистый бизнес обрастает некоторыми арт-чертами, а фото толстяка с трубой имеет шансы быть проданным за десять тысяч, оно пока выглядит обнадеживающим. Хотя и не до такой степени оглушительно прекрасным, как на выставленных в галерее «Риджина» (некогда самой скандальной в Москве, но, кажется, несколько присмиревшей) картинах из цикла Павла Пепперштейна «Город Россия». Из них, в частности, можно понять, что в 2042-м году в Москве появится вдохновленный Малевичем небоскреб «Черный куб», куда переедет правительство России, а в 2070-м станет модно украшать верхушки домов живыми человеческими головами. В виду таких перспектив всякого посетит намерение выпить и закусить. Однако, вопреки историческому названию, выпить на «Винзаводе» (равно как и закусить) пока негде.
«Винзавод»: Фрики и гламур
За полтора года существования центр современного искусства «Винзавод», где в одном пространстве можно не только ознакомиться с работами самых модных и актуальных российских художников, но и купить их произведения, вопреки ожиданиям скептиков не скатился в чистую коммерцию и не превратился в далекий от народа оплот художественного андеграунда.