Обзавестись художественной галереей – занятие нынче не только модное, но и вполне доходное. Станет ли Москва новой арт-столицей мира, какие перспективы у современного искусства и что будет актуальным через пять лет – об этом в материале «ВД».
Еще десять лет назад в московских галереях резали свиней, рубили иконы, ели водку в виде желе, и, раздевшись догола, бросались на публику. Сегодня это вряд ли возможно: поход в «правильную» галерею в светских кругах по значимости приравнивается к посещению модного spa-салона. «ВД» выбрал пятерку новых успешных столичных галерей и задал их хозяевам 15 насущных вопросов о современном искусстве.
Музей актуального искусства Art4.ru
Владелец Игорь Маркин
Как вы стали галеристом?
Вообще-то, я не галерист, я музейщик. Галерея продает картины, а музей – входные билетики, чтобы посмотреть на произведения искусства. Разница большая. Музейщиками становятся случайно. Еще в детстве, когда тянет собирать всякую ерунду. У меня, например, был альбомчик с марками, монетки, потом – фотоаппараты. Но по большому счету все началось 15 лет назад с покупки двух картин – Яковлева и Зверева. Просто в новую квартиру нужно было что-то повесить на стену, чтобы прикрыть дырки.
Чем занимались до этого?
По образованию я радиоинженер, а по роду деятельности – бизнесмен. У меня производство пластикового профиля и жалюзи. Все это действует и сейчас.
Сколько нужно денег, чтобы открыть галерею?
Нужна уникальная коллекция. А какие средства для этого понадобятся – я не знаю. По моим подсчетам, хорошая коллекция современного русского искусства стоит $20 млн., ну, или $50 млн. А помещение может быть за городом, недорогое какое-нибудь. Вообще, искусство не так уж и привлекает публику – нужны события. Типа как у нас был конкурс на лучший памятник Ельцину. Памятник мы собирались и собираемся устанавливать на Лубянке. Или, вот, было недавно дефиле одежды для любви – практически голые люди в драных одеждах ходили по музею.
Как происходит отбор работ для музея?
У нас постоянная ротация. Как только я что-то покупаю – тут же вывешиваю. Покупаю много – 150-200 работ в год. Плюс – тематические выставки. Но на самом деле, у нас мешанина. То, что мне кажется красивым и новым – то и висит.
Есть любимый художник?
Дмитрий Краснопевцев. Еще два месяца назад у нас была грандиозная выставка Ильи Кабакова. Это тоже мой любимый художник и самый значительный русский художник после Малевича.
Какое искусство чаще покупают?
Современное искусство только начинает входить в моду. Хорошего старого русского искусства почти нет на рынке. Да и люди начинают понимать, что современное более ценно, чем старое. Джексон Поллак сегодня стоит дороже импрессионистов. Скоро это поймут и у нас.
Какие художники сейчас в моде?
Художники-шестидесятники – Краснопевцев, Вейсберг, Харитонов – сегодня самые востребованные. И они как бы уже не современны – их нет в живых. А из ныне здравствующих популярны семидесятники – то, что является лицом нашего искусства на мировом рынке – Илья Кабаков, Олег Васильев. Кухонно-коммунальная тематика, блеклые цвета – Кабаков вообще определил развитие нашего искусства на десятилетия вперед. Пейзажи Васильева – такое, исконно русское. Еще есть Тимур Новиков – абсолютная мировая визуальность.
Кто будет в моде через пять лет?
Алексей Каллима – хотя он очень молод, но уже сейчас на пике. И еще Арсен Савадов.
Кто из популярных сейчас художников, на ваш взгляд, абсолютно неинтересен?Четкого ответа нет. Можно в кого-то камень бросить, но это будет незаслуженно. Например, от Дубосарского-Виноградова я не в восторге, но они интересны. И они – мои хорошие знакомые. Ну, может быть, Константин Батынков. Но это условно. Это я называю из очень хороших, но мне неинтересных художников. Есть художники просто чудовищные, но мы про них и говорить не будем.
Чего бы никогда не приобрели для своей галереи?
Церетели, Никас Сафронов, Шилов. Глазунов лучше. И еще этот Бурганов. Это же просто омерзительные художники. Кошмар. Стоят на улице эти скульптуры бургановские – руки, цветы. Ужас!
Назовите, пожалуйста, главное художественное событие последних лет, случившееся в Москве.
Открытие галереи «Триумф» и галереи Гари Татинцяна.
Что мешает Москве быть арт-столицей мира?
Ну, несмотря на безумную активность художественной жизни в Москве – я не успеваю посмотреть десятую часть того, чего хотелось бы, – к нам привозят мало западных звезд. Только недавно, например, сюда привезли Дэмиена Херста и братьев Чепменов. К тому же, нельзя даже близко сравнивать венецианскую биеннале с московской. Арт-столица мира – это Нью-Йорк. Отвратительный город, я его ужасно не люблю. Он такой некрасивый. Но он – столица безусловная.
3 причины, по которым человек, далекий от искусства, должен прийти в Art4.ru.
Увидеть лучшее современное искусство – лучше, чем в Третьяковке. Провести культурно время. Купить уникальную книгу по искусству. У нас при музее шикарный магазинчик.
Ваша любимая работа.
«Доска-объяснение» Ильи Кабакова. Она сказочно красива. Мне так нравится вот это сочетание цветов и этот шрифт.
Какая самая дорогая и самая дешевая работа в музее?
Самая дорогая картина – это Илья Кабаков «Доска-объяснение», рыночная стоимость – 1 300 тыс. долларов. Я приобрел ее давно за небольшие деньги – 150 тыс. долларов. Ну, а самую дешевую я даже затрудняюсь вспомнить... Подарки если только.
Галерея «Триумф»
Владелец Емельян Захаров
Как вы стали галеристом?
Я родился в семье галеристов. У меня это генетическое.
Чем занимались до этого?
Ничем.
Сколько нужно денег, чтобы открыть галерею?
Нисколько. Все очень просто. Если ты любишь искусство, и у тебя есть квартира, ты можешь устраивать выставки молодых художников у себя. А какая разница?
Как происходит отбор работ?
Находишь художника, с которым собираешься работать. Он делает проект. Галерея его продюсирует, финансирует производство, всегда стоит рядом, чтобы помочь. Потом этот проект показывает. К сожалению, сейчас очень мало хороших художников. Трудно найти талант.
Есть любимый художник?
Вы имеете в виду, кого я хочу иметь в своей коллекции? Эль Греко. Но я не хочу это обсуждать. Просто мечтаю иметь картину Эль Греко. А также Сурбарана и Тициана.
Какое искусство чаще покупают?
Хорошее. Исчерпывающий ответ? Я продаю одно искусство, и у меня его покупают. Другие галеристы продают другое искусство. Например, есть галеристы, которые берут художников, рисующих в манере последних ста лет. Как члены МОСХа. Их картины называются, к примеру, «На богомолье», «В баню», «Распутица в деревне». И вы знаете, это тоже искусство, которое хорошо покупается. На каждое искусство есть свой покупатель.
Какие художники сейчас в моде?
Я считаю, прекрасные художники AES+F. Рауф Мамедов – гений абсолютный. Прекрасный художник Алексей Беляев-Гинтовт. Да много их! Алексей Каллима в галерее Марата Гельмана.
Кто будет в моде через пять лет?
Я их только что перечислил. Еще есть потрясающий художник – Максим Ксута. Его популярность растет. Есть замечательный молодой украинский художник – Максим Мамсиков. У него блестящая перспектива. А на Западе останутся в моде AES+F и Рауф Мамедов.
Кто из популярных сейчас художников, на ваш взгляд, абсолютно неинтересен?
Я не хочу заниматься негативными оценками. Мне это не интересно.
Чего бы никогда не приобрели для своей галереи?
Никаса Сафронова.
Назовите, пожалуйста, главное художественное событие последних лет, случившееся в Москве?
Тут можно очень много перечислять... Я считаю, премия Кандинского – самое важное событие на рынке современного искусства.
Что мешает Москве быть арт-столицей мира?
Вообще, богемная жизнь везде примерно одинакова. Единственное, вопрос в ее концентрации. В Москве ее концентрация меньше. Плюс, художников здесь также меньше. Арт-столица мира – это Нью-Йорк.
3 повода, почему человек, далекий от искусства, должен прийти в «Триумф».
А ему не нужно приходить в «Триумф». Пусть идет на футбол.
Ваша любимая работа.
Картина Дани Акулина «Плюс». А вообще я все работы галереи «Триумф» люблю. Они потрясающие. Есть такое чудесное, но, к сожалению, немодное слово – красота. Вот красота – для меня это главный критерий в искусстве. И еще один главный критерий, это – нравится, не нравится. Можно писать умные тексты, но это все для кураторов. Кинокритики пишут для кинокритиков. А люди просто смотрят кино. Также происходит и в изобразительном искусстве. Мне эта работа просто нравится.
Какая самая дорогая и самая дешевая работа в галерее?
(На этот вопрос Емельян Захаров отказался отвечать – «ВД»)
Галерея GMG
Владелица Марина Гончаренко
Как вы стали галеристом?
Я по второму образованию искусствовед. Последние несколько лет очень много ездила на различные зарубежные ярмарки, биеннале, знакомилась с галеристами и художниками. В конце концов, родилась идея открыть собственную галерею.
Чем занимались до этого?
У нас с мужем свой благотворительный фонд, который поддерживает различные культурные проекты: мы участвовали в организации выставки акварелей Волошина из коллекции Барышникова, способствовали показу работ Модильяни, поддержали продюсерскую компанию Евгения Миронова и их первый спектакль «Фигаро» в постановке Кирилла Серебренникова. Во время Второй Московской биеннале откликнулись на предложение Иосифа Бакштейна и в мае-июне привезли в Москву Йоко Оно с выставкой «Одиссея таракана». Но фонд и галерея – это две независящие друг от друга структуры.
Сколько нужно денег, чтобы открыть галерею?
Естественно первоначальные вложения очень большие, но мы инвестируем в будущее. Галерея – коммерческое предприятие и должна приносить доход.
Как происходит отбор работ?
Каждый галерист руководствуется своим внутренним чутьем. Чтобы его приобрести, нужен определенный опыт. Я уже сказала, что много езжу. Такие ярмарки, как Art Basel, Frieze, FIAC позволяют отсмотреть огромное количество материала. Я ведь работаю не только с российскими, но и с зарубежными художниками.
Есть любимый художник?
Трудно назвать кого-то одного. У меня есть своя коллекция. Кстати, мы с мужем собираем две разные коллекции. Недавно на аукционе Phillips купили картину Пивоварова «Старик». Вот она мне очень нравится. А муж купил себе работу Кости Звездочетова «Встреча». Там изображены разбойники с пистолетами, выглядывающие из-за деревьев. И к ним выходит такой смешной чиновник с папкой. А на папке написано «Документы». И вот эта веселая картина висит теперь у моего мужа в кабинете. И все, кто заходят к нему, очень радуются. А вообще, я очень люблю Вадика Захарова и хотела бы с ним работать.
Какое искусство чаще покупают?
Мы ориентированы на коллекционеров, понимающих современное искусство.
Какие художники сейчас в моде?
Понятие «модный» не совсем уместно. Рейтинг художника определяется многими факторами: количеством выставок, наличием работ в серьезных коллекциях и музейных собраниях, ценой, наконец. Работы Кабакова стоят миллионы, но модным его вряд ли назовешь.
Кто будет в моде через пять лет?
Хотите сказать – актуальным? Ставку интересно делать на молодых, не раскрученных художников.
Кто из популярных сейчас художников, на ваш взгляд, абсолютно неинтересен?
Наверное, каждый художник интересен по-своему, тем более, если он смог добиться популярности и найти своего зрителя. Другой вопрос, кто мне интересен в плане сотрудничества.
Назовите, пожалуйста, главное художественное событие последних лет, случившееся в Москве?
Московская биеннале современного искусства.
Что мешает Москве быть арт-столицей мира?
Искусство должно иметь серьезную государственную поддержку. А у нас получается все наоборот. Вспомним недавний нашумевший скандал с выставкой «Соц-Арт» в Париже, когда министр культуры Соколов запретил вывоз нескольких работ современных художников. Такая цензура в цивилизованном обществе просто недопустима.
3 повода, почему человек, далекий от искусства, должен прийти в GMG.
Первое – получить новый опыт. Второе – открыть для себя что-то интересное. Третье – даже если не понравится, потом можно сказать знакомым: «Это современное искусство – такая фигня, уж я-то знаю».
Ваша любимая работа.
Ring II, Петер Циммерманн. Это яркая, экспрессивная абстрактная работа, выполненная в очень сложной технике наслоений эпоксидной смолы.
Какая самая дорогая и самая дешевая работа в галерее?
Самый дорогой – Петер Циммерман «Ring II». 35 тысяч евро. А самый дешевый – рисунок Никиты Алексеева (любой, их много) – 200 евро.
Бутик актуальной фотографии «ФотоЛофт» на «Винзаводе»
Владелица Татьяна Куртанова
Как вы стали галеристом?
Все началось с фотоальбома, изданного нами совместно с Photosight. Мы постарались выбрать лучшие, на наш взгляд, фотографии и создать из них некую концептуальную историю под названием «Продолжение следует». Нам это так понравилось, что мы открыли галерею и продолжаем издавать альбомы.
Чем занимались до этого?
Издательским бизнесом. До «ФотоЛофта» я работала директором по маркетингу Издательского дома «Секрет фирмы».
Сколько нужно денег, чтобы открыть галерею?
Смотря какую галерею. Можно найти подвал, повесить там три свои картины и тихонечко их продавать. Это тоже будет галерея. И я знаю, такая практика существует. Чтобы открыть галерею нашего уровня, потребуется где-то полмиллиона долларов. Наши первоначальные затраты, с учетом издательского направления, были даже выше. Как происходит отбор работ?
По любви. Работа должна мне сильно понравиться. И я должна мысленно увидеть ее потенциального покупателя.
Есть любимый художник?
У меня каждую неделю новый любимый художник. Но при этом я не отказываюсь от предыдущих. Я их, любимых, накапливаю. Мои личные фавориты – Катя Белкина, Сергей Каптилкин, Алексей Никишин, Зура Арабидзе и Олег Виденин. Вообще, всех, чьи работы есть в галерее, я очень ценю и планирую работать с ними долго.
Какое искусство чаще покупают?
Пока главное на рынке – это живопись. Но лет через пять интерес к живописи и фотографии, как мне кажется, будет практически одинаковым.
Какие художники сейчас в моде?
Увы, самые востребованные и модные сегодня – это раскрученные художники. Их знают в мире, их работы представлены в зарубежных галереях и продаются на престижных аукционах и т. д. В искусстве фотографии это Игорь Мухин, Владимир Клавихо-Телепнев, Владимир Мишуков. Эти имена стали брендами благодаря частым упоминаниям в целевой среде и средствах массовой информации. Наша же задача – раскрывать новые имена и проделывать с ними все перечисленное выше.
Кто будет в моде через пять лет?
Тот, кому удастся лучше других отразить разницу мировосприятия людей и совпасть с их эмоциональными взглядами.
Кто из популярных сейчас художников, на ваш взгляд, абсолютно неинтересен?
Зачем же мне врагов наживать. Я терпимо ко всему отношусь. И потом, как бы я ни относилась к художнику, если у него есть аудитория хотя бы из двух человек – его искусство имеет право на существование.
Чего бы никогда не приобрели для своей галереи?
Имен не буду называть. Я никогда не взяла бы работу, где эксплуатируется чья-то незащищенность. На том же Paris Photo (фотографическая ярмарка-фестиваль в Париже. – «ВД») были работы, где предметом искусства были половые органы новорожденных. Это, я считаю, недопустимо. И – второй пример – там же была серия снимков из морга: мертвых людей укладывали в разные «красивые» позы. Никогда бы это не взяла.
Назовите, пожалуйста, главное художественное событие последних лет, случившееся в Москве?
«Винзавод». Это очень значимо и для Москвы и для России. Такое количество галерей в одном месте стимулирует рынок и способствует появлению многих полезных для искусства вещей.
Что мешает Москве быть арт-столицей мира?
Ничего не мешает. Есть моменты, которые несколько тормозят процесс. У нас до сих пор искусство – это что-то социальное. По большому счету, на рельсы коммерции искусство начало вставать всего несколько лет назад. А в Европе, в Америке оно давно превращено в бизнес, и при этом не перестало быть искусством. Нет понятия «галерейное искусство», есть искусство, и есть галерейный бизнес. Настоящей арт-столицей мира, мне кажется, сейчас является Токио.
3 повода, почему человек, далекий от искусства, должен прийти в «ФотоЛофт».
Во-первых, у нас не музей, у нас пестрая арт-ярмарка; здесь не говорят шепотом, здесь получают эмоции и обмениваются ими. Во-вторых, фотография – самое понятное и живое из современных искусств, а мы стараемся собирать все наиболее интересное и свежее. Ну и, наконец, «ФотоЛофт» – просто отличное место, где приятно провести время. Посмотреть фотографии, полистать альбомы, выпить кофе, подумать, сделать выбор, купить работу, сразу же забрать ее, принести домой и повесить на стенку – разве не здорово?
Ваша любимая работа.
Вы давно в СМИ? Значит, вам знакомо имя Владимира Яковлева, основателя ИД «Коммерсантъ». Это его работа. Конечно, для него фотография – далеко не главное занятие в жизни, но эта работа, на мой взгляд, достойный образец хорошего фото-фарса.
Какая самая дорогая и самая дешевая работа в галерее?
Самая недорогая – 4 тысячи рублей, самая дорогая – 200 тысяч рублей.
Галерея Volga
Владелица Ольга Волга
Как вы стали галеристом?
Я потомственная галеристка. У моего отца была самая крупная на Украине галерея. К тому же, я художник по образованию. Когда появилась возможность открыть свою галерею, согласилась, не раздумывая.
Чем занимались до этого?
Была художником. Многие экспозиционные нюансы я проверила на себе. Потом дизайн-студия, мебельный салон. Собирала свою коллекцию живописи и помогала знакомым собрать немало хороших коллекций.
Сколько нужно денег, чтобы открыть галерею?
О.В.: Чтобы открыть галерею-магазин по продаже ходовых товаров, нужно, думаю, около 500 тыс. долларов. Если говорить о серьезной галерее, около 3 млн. долларов.
Как происходит отбор работ?
Все наши художники профессионалы. Я им верю безгранично, поэтому я не выбираю какие-либо определенные работы.
Есть любимый художник?
Перечислять весь список художников, с кем мы сотрудничаем, а, значит, и любим – в журнал не влезет. Заходите к нам на сайт. Все любимые – там.
Какое искусство чаще покупают?
Живопись. Эмоциональную, образную.
Какие художники сейчас в моде?
Это все субъективно. Много фамилий, с которыми я не соглашусь. Последние годы в моде были нонконформисты-шестидесятники. Сегодня невероятно растет интерес к следующему поколению, направление экспрессионизм, неоэкспрессионизм.
Кто будет в моде через пять лет?
Интерес к настоящей живописи растет стремительно. На сцену выйдут художники, которые умеют работать профессионально.
Кто из популярных сейчас художников, на ваш взгляд, абсолютно неинтересен?
Обижать художников?.. Многие боятся признаться в том, что некоторые модные художники им не нравятся. Я могу сказать, кто мне не нравится: Дубосарский и Виноградов, Оксана Мась и Диана Мачулина. Многих художников испортила несколько искусственная востребованность – картины откровенно коммерческие. А это не должно бросаться в глаза, картина не должна кричать «Купите меня, ну, пожалуйста!».
Чего бы никогда не приобрели для своей галереи?
Я никогда не буду заниматься политической тематикой. Никогда не буду выставлять некачественные работы. И не буду выставлять работы, на которых, грубо говоря, есть элементы педофилии. Вот, к примеру, некоторые работы Олега Кулика – для меня это откровенная педофилия. В смысле, изображения. Я не говорю, что он какой-то такой. И еще я бы никогда не выставила вещи, которые вызывают у человека элементарную тошноту. Я не вижу необходимости вызывать в людях шквал негативных эмоций.
Назовите, пожалуйста, главное художественное событие последних лет, случившееся в Москве?
Невероятный рост количества людей, увлеченных коллекционированием. Искусство ведь – не предмет первой необходимости. А сегодня не поддержать разговор об искусстве стыдно. Из галерей меня радует «Триумф». Их выставки помнишь, даже если ничего не приобрел.
Что мешает Москве быть арт-столицей мира?
Галерейный бизнес в России существует только двадцати лет. Пока еще рановато нам быть арт-столицей. Хотя, конечно, интерес к искусству в Москве колоссальный. С каждым годом к нам привозят все больше западных звезд, и все больше интересных проектов проходит. Мы имеем все шансы, чтобы через несколько лет стать арт-столицей. А пока, я считаю, все самое актуальное в арт-мире происходит в Нью-Йорке и Лондоне.
3 повода, почему человек, далекий от искусства, должен прийти в галерею Volga.
У нас можно увидеть то, что в Москве больше нигде не увидишь. Это первое. Второе, мы в самом центре. Это удобно всем. А третье – это то, что от нас долго не уходят, в некоторые дни галерея закрывается после полуночи.
Ваша любимая работа.
Big red mama Сергея Савченко. Ничего подобного в Москве я не видела. А потом, я думаю, как любой женщине, мне приятно знать, что мой выбор совпал с выбором Бреда Питта во время выставки в Лондоне. Ему тоже понравилась эта работа.
Самая дорогая и самая дешевая работа в галерее.
От $1000 до $ 100 тыс.