Принято считать, будто китайское искусство - это сплошь золотые драконы и фарфоровые вазы. На выставке «Китай, вперед!» восточного антиквариата не будет. Организаторы открывают москвичам новую грань Поднебесной - творчество актуальных художников.

Стоит отметить, что место для выставки подобрано очень удачно. Ведь сложно найти более подходящую трибуну для выступления с критикой общества потребления, чем магазин. Дескать, вот посмотрите, пока вы здесь мучаетесь выбором - взять ли кофточку или лаковые ботфорты - 2 миллиарда людей по всему свету в буквальном смысле пухнут от голода. Именно эту мысль вложил в своего бронзового «Гомункулуса» китайский скульптор Чен Вэнлинг. На ту же тему размышляет его коллега по цеху Канг Цэн, который изобразил младенца, скатывающегося с гигантской флуоресцентной индейки.

Впрочем, на выставке будет раздаваться не только брюзжание в адрес шопперов, хорошенько достанется тиранам всех мастей. Здесь вы увидите Мао обыкновенного, Мао с женской грудью, голубого Мао, шагающего по полю, и еще множество вариаций на эту тему. Кстати сказать, не успев открыться, выставка стала причиной большого скандала. Картина Хуанг Яна «Татуировка Шан-Шуи» с изображением отца китайского народа, на лице которого изысканно выведен каллиграфический пейзаж, была запрещена правительством Китая для ввоза в Россию. Чиновники посчитали, что она оскорбляет память о великом кормчем. Так что придется нам обойтись без Хуанг Яна. Зато ничто не помешает полюбоваться работами Ванга Ксяохуэя, Ма Лиуминга и Софьи Сох. Эта группа художников отвечает за тему национальной эротики. Предполагается, что, глядя на обнаженных китаянок, у зрителя завибрирует в душе свободолюбивый порыв.
Однако пикантные образы интересуют далеко не всех китайцев. Иные суровые творцы ищут ответ на вопрос всенародной важности. Каким будет новый Китай? Выберет ли он традиционный путь конфуцианства или будет следовать за бунтарями в драных джинсах и темных очках? Этих антиподов сводит на одном полотне живописец Жонг Биао. Каким бы не был ответ нельзя не понимать, что жизнь на просторах Поднебесной уже никогда не будет прежней. Слишком много всего пришлось пережить китайскому народу за годы диктатуры пролетариата, а затем и невероятного экономического взлета.
 
Образы новых китайских модернистов настолько свежи и непосредственны, что вопрос о том, почему же искусство современного Китая снискало такой оглушительный успех на Западе отпадает сам собой. Однако у себя на родине эти изящные диссиденты мало кому известны. Официальная власть изо всех сил старается не замечать перемен, и многие картинные галереи до сих пор продолжают существовать подпольно.